Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8859Новости 1768Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

23 место — направление «Психология»

1,006 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,484 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Новые концептуальные структуры для изучения поведения 896

Бейтсон Г.
Британский и американский антрополог, исследователь в области социализации, лингвистики, кибернетики, США

Аннотация

Настоящая статья представляет собой конспект доклада Г. Бейтсона на заседании Психиатрического института. Автор излагает гипотезы предстоящего исследования в рамках проекта по изучению шизофренической коммуникации . Делает попытку, модифицировав и сопоставив теорию эволюции и теорию игр, применить полученную теоретическую систему к анализу поведения.

Рубрика: Философия, антропология, культура

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Чтобы вас успокоить, я обещаю, что мы обязательно поговорим об изучении поведения и даже конкретно об исследованиях в области психиатрии. Но сначала мне придется пойти длинным окружным путем и дать вам некоторое представление о концептуальной структуре Теории игр. Я буду делать это не как математик, а как биолог. Поэтому мне придется модифицировать концептуальную структуру, которую нам предлагают математики, а также модифицировать всю теорию биологической эволюции и естественного отбора. Это значит, что модифицировав обе эти совокупности теорий и таким образом получив возможность их сопоставить, я попробую достичь синтеза теории эволюции и теории игр. Когда это будет сделано мало-мальски удовлетворительно, я попробую применить получившуюся теоретическую систему к формальным проблемам, которые ставит перед нами шизофрения и те семейные конфигурации, в которых шизофреническое поведение является уместной стратегией для одного или нескольких членов семьи.

Теория игр, начало которой положили фон Нейман и Моргенштерн [Von Neumann, Morgenstern, 1944] и которая затем разрабатывалась многими другими[1], является самым сложным, красивым, а, возможно, и самым значительным теоретическим достижением, которое вообще когда-либо совершалось в науках о поведении. В своей великой книге фон Нейман и Моргенштерн отмечают, что общественные науки пребывают на стадии развития, эквивалентной до-ньютоновской физике. Они утверждают, что этим наукам недостает некоторой концептуально упрощенной парадигмы, вокруг которой могли бы кристаллизоваться теории. Для физики такой плодотворной идеей стала ньютоновская искусственно упрощенная концепция свободно падающего тела. Это был миф, вымышленный идеал, вокруг которого физическая теория смогла обрести форму. Когда же возникла Теория игр, то создалось впечатление, что у общественных наук такой искусственно упрощенной концепции нет.



[1] Отметим в этом ряду лауреата Нобелевской премии по экономике 1994г. математика Джона Нэша (Nash), прототипа героя фильма «Игры разума» ("Beautifull Mind") (Прим. перев.).

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика