Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1822Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 20 место — направление «Психология» 0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,000 — двухлетний импакт-фактор ![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия Практика на телефоне доверия. Организационные и субъективные аспекты. * 2406Зосимова М.Г. Мусаева Ф.Ц. Федунина Н.Ю. Чурсина Е.А. АннотацияСтатья посвящена рассмотрению практики на ТД. В фокусе размышлений авторов оказываются как ее организационные аспекты, так и субъективный опыт студентов. На основе анализа 34 эссе о прохождении практики проводится подробный анализ субъективных переживаний студентов по поводу разных сторон работы на ТД, а также делаются рекомендации для руководителей и наставников практики на ТД. Ключевые слова: телефон доверия, практика, психотерапия Рубрика: Мастерская и методы Тип: научная статья * Мы благодарим студентов за добросовестное и творческое прохождение практики и ее осмысление в эссе. Фрагмент статьи
Практика является важной составляющей обучения психологов. Однако исследований в данной области крайне мало [Манухина, Хайт, 2001; Луковцева, Матюхина, 2009; Кринчик, 2010]. Эта тема связана не только с изучением формирования профессиональных навыков, их структурно-динамических аспектов, но и с исследованием развития профессионального сознания и идентичности, процесса профессионального становления. Можно сказать, что профессиональная практика способствует встрече теории и практики, абстрактно-вербальных знаний и навыков, а также идеальных представлений о профессии и о себе в ней с реальностью в индивидуальной истории каждого студента. Телефон доверия (ТД) – одна из распространенных баз практики у нас в стране и за рубежом[1]. Она имеет свою специфику как с точки зрения ее организации, так и с точки зрения субъективного восприятия и переживания студентов (для которых такой курс является одновременно и опытом вхождения в профессию, и прикосновением к специфике телефонного консультирования и работы ТД). В рассмотрении обеих этих составляющих мы будем опираться на анализ студенческих отчетов-эссе. Организационные аспекты практики на ТД Практика на ТД для студентов факультета психологического консультирования МГППУ проводится в два этапа. Учебно-ознакомительная практика для студентов 2 курса и производственная, или консультативная практика для студентов 4 курса. В словосочетании «учебно-ознакомительная» ключевыми словами могут быть как «учебная», так и «ознакомительная». На 2-ом курсе практика является скорее ознакомительной. Студенты получают возможность воочию увидеть области практического применения знаний, получаемых ими в стенах университета, познакомиться с работой психолога, а также укрепиться в мотивации получения профессии. Практика проходит в форме однократного 4-х часового занятия на ТД. Студенты сразу оказываются в позиции участников процесса, начинающих коллег, а не сторонних наблюдателей. Телефонный консультант вместе со студентами составляет рабочую группу на момент консультации и в процессе обсуждения. Практиканты получают возможность задать самый широкий спектр вопросов консультанту. Чаще всего студенты задают вопросы по содержанию прослушанных консультаций: почему консультант выбрал ту или иную тактику в работе с конкретным абонентом; чем работа консультанта ТД отличается от работы психолога-консультанта или психотерапевта; можно ли давать советы абонентам и т.п. Студентов интересует тематика потребностей и запросов, с которыми чаще всего обращаются абоненты на ТД, особенности работы с кризисными обращениями на ТД, специфика работы с абонентами разных возрастных и социальных групп. В силу того, что студенты-второкурсники находятся в начале своей учебной и профессиональной деятельности, не все аспекты работы консультанта ТД доступны их осознанию и пониманию, поэтому в ходе практики не рассматриваются детально нюансы консультирования, не проводится тонкая дифференцировка понятий в ходе обсуждения консультаций. Руководитель практики делает основной акцент на социальной значимости службы ТД, на расширении представлений студентов о возможностях ТД в оказании психологической помощи, на возможности выбора студентами профессии консультанта ТД в будущем [Луковцева, Матюхина, 2009]. [1] Например, практика на венгерском ТД Кек Вонал принимается Университетом как часть их учебной программы [Harrison et al., 2001]. Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология развития | Кисельникова Н.В., Лаврова Е.В., Альмухаметова Т.Н., Куминская Е.А., Рзаева Ф.Р. Литература, Психотерапия и психокоррекция | Агибалова Т.В., Тучина О.Д., Бузик О.Ж., Потапова Р.К., Потапов В.В. Когнитивные нарушения у пациентов с патологическим влечением к азартным играм |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|