Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9256Новости 1826Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 20 место — направление «Психология» 0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,000 — двухлетний импакт-фактор ![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия Актуальные вопросы профессионального отбора и обучения профессии "психотерапевт" 1190Махнач А.В. АннотацияАвтор анализирует психотерапию как профессию и обсуждает вопросы, имеющие отношение к обучению ей специалистов с психологическим образованием. В статье дан обзор актуального состояния проблем, связанных с профессиональным отбором, профессиональной подготовкой и переподготовкой будущих психотерапевтов. Рассматриваются применяемые в мировой практике критерии профессионального отбора: рекомендательные письма, исследовательский опыт, результаты интервью, внеучебная деятельность, опыт работы в учреждениях социальной сферы. Приводятся примеры использования таких методов как интервью, групповая игра, беседа при отборе будущих психотерапевтов в российском вузе. Ключевые слова: психотерапия, профессиональный отбор, выбор профессии, представления о профессии, обучение психотерапии Рубрика: Психотерапевтический цех Тип: научная статья Фрагмент статьи
Особенностью профессии «психотерапевт» в России является то, что в силу известных социально-экономических причин она не развивалась непрерывно и поступательно, как это происходило на Западе. Это профессия, которой «не повезло» на определенном отрезке отечественной истории, но которая «наверстывает» то, что в иных странах создавалось на протяжении столетия. Во многом этим объясняется то количество вопросов, на которые в настоящее время требуется получить ответ: является ли психотерапия самостоятельной профессией, кто может быть психотерапевтом, какова сфера профессиональной компетенции психотерапевта, какое образование он должен иметь, какими личностными чертами обладать и так далее. Некоторые из перечисленных вопросов, в частности критерии профессионального отбора будущих психотерапевтов и специфика обучения профессии психотерапевта, рассматриваются в данной статье. Особенности обучения психологов профессии «психотерапевт» Исторически в СССР психотерапия сформировалась и развивалась в рамках медицины (психиатрии) как субспециальность, и только с 1982г. на базе Ленинградского института усовершенствования врачей стали проводиться специальные двухмесячные курсы по групповой психотерапии, детско-подростковой психотерапии и медицинской психологии для психологов с университетским образованием, работающих в учреждениях здравоохранения [Карвасарский, Ташлыков, 1990]. Некоторые авторы считают, что последипломное обучение и повышение квалификации психологов в области психотерапии может осуществляться только на кафедрах психотерапии и медицинской психологии [Карвасарский, Ташлыков, 1990; Психотерапевтическая энциклопедия, 1998], что, с нашей точки зрения, вполне оправдано, но только отчасти. Модель обучения психотерапии только в медицинских учебных заведениях не в полной мере отражает сложившуюся в России реальность, в которой появилась и развивается модель обучения психотерапии в учебных заведениях немедицинского профиля. Это, в свою очередь, связано с тем, что до сих пор юридический статус профессии «психотерапевт» (внесение ее в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) не определен и не отражает реальности: психотерапия в России уже давно де факто перестала быть субспециальностью среди медицинских специальностей. Психотерапевты как с базовым медицинским, так и с психологическим образованием называют эту профессию своей. Существующая до сих пор неопределенность в определении профессии психотерапевта отражается и в том, что в нашей социокультурной ситуации у потенциального клиента нет отчетливого образа профессионала, а ролевые ожидания зачастую строятся из странной смеси образов западного кино и литературы и до боли знакомых стереотипов врача и учителя [Михайлова, 2006]. К этому стоит добавить, что и у специалистов этот образ профессионала также не сформирован. Поэтому следует прояснить различия, относящиеся к определению двух близких понятий: «психотерапия» и «психологическое консультирование». Многие специалисты, занимающиеся психотерапией и/или психологическим консультированием, достаточно легко могут перечислить различия между этими областями знаний, подходами. Существуют несколько сотен определений, согласно которым психотерапия – это медицинская область, согласно другим определениям – область психологических знаний, практики, научных исследований. Литература
Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология развития | Кисельникова Н.В., Лаврова Е.В., Альмухаметова Т.Н., Куминская Е.А., Рзаева Ф.Р. Клиническая психология, Психология личности | Гаранян Н.Г., Шарапова А.В., Сорокова М.Г., Микита О.Ю., Бойко С.Л. Литература, Психотерапия и психокоррекция | Агибалова Т.В., Тучина О.Д., Бузик О.Ж., Потапова Р.К., Потапов В.В. Когнитивные нарушения у пациентов с патологическим влечением к азартным играм |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|