Параллельный процесс в супервизии: история понятия и объяснительные модели*

2450

Аннотация

Статья посвящена параллельному процессу — феномену повторения в отношениях супервизируемого психотерапевта и супервизора структуры и динамики отношений психотерапевта и клиента. Понятие параллельного процесса является одновременно и широко используемым в психотерапевтическом сообществе, и вызывающим скепсис по причине его неясности. Показано, что данный концепт носит описательный характер, психодинамика же, обусловливающая наблюдаемый параллелинг, может быть различной и требует специального анализа в каждом конкретном случае. История выделения параллельного процесса связана с психоанализом. В статье рассмотрены основные объяснительные модели параллелинга, в которых используются понятия идентификации, переноса/контрпереноса и проективной идентификации. Авторы показывают, что параллельный процесс является результатом серии паттернов защитного поведения, характерных для всех участников коммуникации — клиента, психотерапевта и супервизора. Условием, провоцирующим развертывание параллельных цепочек защит, может выступать асимметричное распределение позиций власти/подчинения, что характерно в том числе для ситуаций психотерапии и супервизии. В статье предложен пример анализа параллельного процесса на материале случая супервизии в рамках обучения понимающей психотерапии. Авторы демонстрируют, что характерные для психоанализа позиция «герменевтики подозрения» и модель «защищающегося субъекта» могут быть использованы для исследования ком- муникации в психотерапии и супервизии, ориентированных не только на психоаналитический, но и на другие подходы.

Общая информация

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10889 «Синергийно-феноменологический подход в консультативной психологии».

Ключевые слова: параллельный процесс, супервизия, идентификация, перенос, контрперенос, проективная идентификация, непрозрачная коммуникация, модель «защищающегося субъекта», «герменевтика понимания» и «герменевтика подозрения»

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230509

Для цитаты: Бусыгина Н.П., Силкин А.И. Параллельный процесс в супервизии: история понятия и объяснительные модели // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 5. С. 182–204. DOI: 10.17759/cpp.2015230509

Фрагмент статьи

Супервизия — важнейший инструмент подготовки психотерапевта. В процессе супервизии психотерапевт выносит на коллегиальное обсуждение ключевые моменты работы с пациентом. В качестве супервизора, как правило, выступает более опытный коллега, который помогает на- чинающему специалисту «систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение» [Кулаков 2004, с. 3].

Литература

  1. Бусыгина Н.П. Психоаналитические идеи в качественной методологии // Жур- нал практического психолога. 2013. № 4. С. 133—145.
  2. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: дис. ... докт. психол. наук. М., 2007.
  3. Гринсон Р.Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск: Агентство САГУ- НА, 1994. 340 c.
  4. Зинченко В. П. Шепот раньше губ, или что предшествует эксплозии детского языка // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 2—18.
  5. Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии: Учебное пособие для психотерапевтов и супервизоров. СПб.: «Вита», 2004. 128 c.
  6. Литаер Г. Аутентичность, конгруэнтность и прозрачность // Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / под ред. Д. Брэзиера. М.: Когито-Центр, 2005. С. 19—51.
  7. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры лич- ности в клиническом процессе. М.: «Класс», 2001. 480 с.
  8. Супервизия супервизора: Практика в поиске теории / под ред. Дж. Винер, Р. Майзена, Дж. Дакхэм. М.: Когито-Центр, 2006. 352 с.
  9. Тэхкэ В. Психика и ее лечение. Психоаналитический подход. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. 464 с.
  10. Уильямс Э. Вы — супервизор… Шестифокусная модель, роли и техники в супер- визии. М.: Класс, 2001. 288 с.
  11. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организаци- онный подходы. СПб.: Речь, 2002. 352 с.
  12. Arlow J.A. The supervisory situation // Journal of the American Psychoanalytic Associa- tion. 1963. Vol. 11(3). P. 576—594.
  13. Boothe B., Grimm G., Hermann M-L., Luder M. JAKOB narrative analysis: The psychodynam- ic conflict as a narrative model // Psychotherapy Research. 2010. Vol. 20(5). P. 511—525. Caligor L. Parallel and reciprocal processes in psychoanalytic supervision // Contemporary Psychoanalysis. 1981. Vol. 17. № 4. P. 1—27.
  14. Carroll M. Counselling Supervision: Theory, Skills and Practice. London: Sage Publica- tions, 2001. 208 p.
  15. Doehrman M.J.G. Parallel processes in supervision and psychotherapy // Bulletin of the Menninger Clinic. 1976. Vol. 40(1). P. 3—104.
  16. Ekstein R., Wallerstein R.S. The teaching and learning of psychotherapy. N.Y.: Interna- tional Universities Press, 1958. 334 p.
  17. Gilbert M., Evans K. Psychotherapy Supervision: An Integrative Relational Approach to Psychotherapy Supervision. Buckingham: Open University Press, 2000. 184 p.
  18. Grey A., Fiscalini J. Parallel process as transference-countertransference interaction // Psychoanalytic Psychology. 1987. Vol. 4(2). P. 131—144.
  19. Mendelsohn R. Parallel process and projective identification in psychoanalytic supervi- sion // Psychoanalytic Review. 2012. Vol. 99(3). P. 297—314.
  20. Mendelsohn R. The projective identifications of everyday life // Psychoanalytic Review. 2009. Vol. 96(6). P. 871—894.
  21. Rosenfeld H. Impasse and Interpretation: Therapeutic and Anti-therapeutic Factors in the Psychoanalytic Treatment of Psychotic, Borderline, and Neurotic Patients. London, N.Y.: Routledge, 2012. 334 p.
  22. Sachs D.M., Shapiro S.H. On parallel processes in therapy and teaching // Psychoana- lytic Quarterly. 1976. Vol. 45(3). P. 394—415.
  23. Searles H.F. The informational value of the supervisor’s emotional experience // Psy- chiatry. 1955. Vol. 18(2). P. 135—146.

Информация об авторах

Бусыгина Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2344-9543, e-mail: boussyguina@yandex.ru

Силкин Александр Иванович, психолог-консультант, выпускник магистерской программы «Консультативная психология» факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, e-mail: silkin.alex@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4134
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 35

Скачиваний

Всего: 2450
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 23