Консультативная психология и психотерапия
2018. Том 26. № 1. С. 112–128
doi:10.17759/cpp.2018260108
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Сравнительный анализ процесса групповой работы в психологическом тренинге и психотерапевтической группе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая группа, психологический тренинг, групповая психотерапия, развитие отношений, развитие проблематики, этапы развития группы
Рубрика издания: Философия, антропология, культура
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2018260108
Для цитаты: Молостова А.Н. Сравнительный анализ процесса групповой работы в психологическом тренинге и психотерапевтической группе // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 1. С. 112–128. DOI: 10.17759/cpp.2018260108
Полный текст
Данная статья является откликом на взаимодействие со студентами факультета консультативной и клинической психологии в рамках курсов, посвященных групповым методам работы. Отклик этот возник на дезориентацию потенциальных, настоящих и бывших участников групп, а в каких-то случаях и самих ведущих в возможностях разнообразных форм групповой работы. Стихийно развивающаяся в нашей стране психологическая практика продолжает вносить сумятицу в представления о том, что есть помощь — индивидуальная и групповая. К примеру, заявленная форма групповой работы далеко не всегда влечет за собой ту методическую составляющую, которая соответствует данной форме. Тренингами называют семинары, терапевтическими группами тренинги. В одном и том же формате психологической группы обнаруживаются сумбурно возникающие самые разные и противоречивые цели работы. Смешение целей — обучения, развития, психотерапии — само по себе не является чем-то недопустимым. Более того, данные исследований лечебных факторов, приведенные И. Яломом [Ялом, 2001], говорят о том, что в групповой работе часто присутствуют факторы изменений, весьма разнообразные по своей направленности. Это и социальное научение, и катарсис, и самораскрытие, и ряд других факторов, свидетельствующих о потенциально разнообразных возможностях групповой работы. Проблемой является недостаточная осознанность, дефицит рефлексии тех способов, которые ведущий использует для достижения целей группы.
Даже хорошо обученный и рефлексирующий ведущий, например, тренинговой группы, рано или поздно сталкивается с необходимостью отступления от усвоенных схем и приемов. Обычно это происходит в трудных с точки зрения динамики развития группы случаях. Ведущий попадает в ловушку усвоенных схем, которые помогают ему только до определенного момента. Трудно представить, что на каждую групповую ситуацию может найтись самый подходящий припрятанный в запасе способ. Следовательно, мы сталкиваемся с необходимостью поиска более устойчивых внутренних условий, которые будут определять в том числе и способы работы с группой.
Таким внутренним условием успешной человеческой деятельности Ф.Е. Василюк считает «упование» [Василюк, 2017], упование на процесс, который возникнет «в ответ на усилия человека» [1, c. 23]. В отношении психотерапии Ф.Е. Василюк обозначает «упование» как «главный механизм, основной продуктивный процесс, который непосредственно обеспечивает достижение терапевтических целей» [1, c. 23]. Основываясь на этом определении, сформулируем вопрос, который существенно важен для наших рассуждений: «Каков в представлении конкретного ведущего группы основной продуктивный процесс, обеспечивающий достижение групповых целей?». Попытаемся обнаружить его в универсальных закономерностях развития группы.
Два аспекта работы группы
Представим психологическую группу как малую социальную группу, функционирование которой инвариантно в отношении ключевых групповых процессов и вариативно в отношении проявления этих процессов в каждом конкретном случае. Мы говорим о психологической группе обобщенно как о форме специально организованных групп, целью которых являются психологические изменения ее участников. Итак, о каких аспектах функционирования группы идет речь?
Основываясь на исследовании Ч. Барнарда о двухуровневом функционировании группы, Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская предлагают рассмотреть групповые процессы в двух аспектах [Кричевский, 2001]. Первый — инструментальный — аспект отражает работу группы над теми задачами, которые перед ней поставлены: получение результата, достижение конечных целей. Второй аспект — социально-эмоциональный или экспрессивный — связан с межличностным общением участников, поддержанием в группе внутреннего равновесия, «сохранением ее как целого, сплочения» [5, c. 48]. Оба аспекта тесно связаны друг с другом, взаимно влияют друг на друга и находятся в отношениях соподчинения.
В психологической группе как разновидности малой социальной группы также обнаруживаются инструментальный и экспрессивный аспекты.
Инструментальный аспект работы группы выражается в следующем. Участники приходят в группу с трудностями, которые преобразуются в соответствующую типу психологической работы проблематику. Так, например, жалоба участника на неуверенность в общении с противоположным полом может рассматриваться в обучающем тренинге как дефицит необходимых навыков, а в аналитической группе — как проявление тревоги, связанной с опытом ранних стадий развития. Трансформация проблем участников также происходит в направлении специфики функционирования конкретного типа группы. В нашем примере в первом случае проявлением инструментального аспекта будет обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимым для успешного взаимодействия с противоположным полом. Во втором случае инструментальный аспект работы будет проявляться в анализе и проработке реакций переноса и контрпереноса в соответствии с заявленной проблематикой.
Итогом работы оказывается степень достижения целей: общих, соответствующих типу психологической группы, и конкретных, индивидуальных. Например, в обучающем психологическом тренинге общая групповая цель — обучение модели эффективного поведения. В аналитической группе — «реструктурирование характера клиента и его личности» [Кори, 2003, с. 192]. Индивидуальные цели так или иначе располагаются в контексте общих групповых целей, однако имеют конкретное выражение в зависимости от проблематики каждого участника. Так, например, в обучающем тренинге участнику окажется важнее овладеть отдельными, вызывающими особые затруднения, элементами модели. Предположим, в нашем примере таким наиболее существенным элементом станет навык установления и поддержания контакта. В аналитической группе результатом работы может стать снижение уровня тревоги у участника, проявляющееся и во взаимодействии с членами группы, и в межличностных отношениях за ее пределами.
Таким образом, проявление инструментального аспекта функционирования представлено в самых разных вариантах развития проблематики участников психологической группы.
Экспрессивный аспект функционирования группы проявляется в динамике ее развития. Впервые термин «групповая динамика» был использован Куртом Левиным в контексте изучения процессов, происходящих в малых групп [Левин, 2017]. «Он обозначает взаимодействие различных факторов, определяющих функционирование группы» [Рутан, 2002, с. 50]. К факторам групповой динамики относят: распределение статусов в группе (роль здесь — динамическая характеристика статуса), выделение и функционирование в группе лидера, образование групповых норм и групповой культуры, достижение сплоченности, давление и конформность, принятие групповых решений. Указанные факторы не существуют сами по себе, а разворачиваются и трансформируются в процессе развития группы. Любая группа проходит цикл своего развития от момента формирования до окончательного распада. Полный цикл жизни группы представлен в стадиях развития. Каждая стадия именуется в соответствии с ключевыми значимыми для развития группы процессами. Первая — стадия формирования, адаптации, проверки и зависимости; вторая — стадия брожения, группирования, внутреннего конфликта; третья — стадия нормирования, кооперации, развития групповой сплоченности; четвертая — стадия деятельности, функционирования, функционально-ролевой согласованности [Кричевский, 2001]. Большинство авторов, изучающих развитие малой группы, не включают в цикл развития ее распад, останавливаясь на высшей точке функционирования группы как целого образования. Психологическая группа, как разновидность малой социальной группы, проходит все указанные стадии развития. Однако с учетом целей образования и функционирования психологической группы, а цели эти касаются психологических изменений ее участников, следует уточнить этапы, которые проходят группы такого типа.
Из всего многообразия классификаций стадий развития — тренинговых, консультативных или терапевтических групп — остановимся на классификации, предложенной Дж. Кори [Кори, 2003]. Автор выделяет шесть стадий, из которых первая и шестая не относятся непосредственно к работе группы, но при этом влияют на ее развитие. Кратко охарактеризуем каждую из стадий. Название первой стадии «предгрупповые трудности — формирование группы» отражает необходимость серьезной подготовки, планирования и предварительной работы с участниками до запуска группового процесса. Совместная работа участников начинается на второй стадии — «начальная — ориентация и исследование». Здесь участники знакомятся с правилами функционирования группы, определяют свои цели, ориентируются и начинают завязывать отношения. Первичные задачи начальной стадии — включение и самоопределение. Третья стадия — «переходная — работа с сопротивлением». Продолжение развития отношений в группе усиливает тревогу участников «из боязни позволить другим увидеть себя за маской публичного образа» [Кори, 2003, с. 145]. Прохождение трудностей третьей стадии: переживание сопротивления, возникновение конфликтов, борьба за контроль и влияние, необходимо для достижения участниками подлинной открытости и доверия, которые являются ключевыми характеристиками отношений участников на следующей стадии. Это четвертая «рабочая стадия — сплоченность и продуктивность». Работа группы на данной стадии характеризуется более глубоким и интенсивным уровнем взаимодействия. В условиях групповой сплоченности, которая проявляется в солидарности участников, в чувстве принадлежности, включенности и близости, доверия и принятия, члены группы получают возможность исследовать наиболее глубокие и болезненные темы. На заключительной стадии работы — «объединение и завершение» — участники интегрируют групповой опыт, подводят итоги, обсуждают степень достижения индивидуальных целей. Особое внимание уделяется переносу результатов работы в жизнь, обсуждению возможностей участников справляться с трудностями без группы. Важной частью работы на пятой стадии становится исследование чувств, возникающих в связи с завершением группы и расставанием участников. Последняя стадия «постгрупповая работа — контрольная встреча и оценка» — необходима для обсуждения с участниками успехов и трудностей в реализации полученных результатов, поиска «альтернативных возможностей работы над собой» [Кори, 2003, с. 177].
Таким образом, исключив предгрупповой и постгрупповой этапы, мы говорим о четырех стадиях работы группы: начальной — ориентации и исследования, переходной — работы с сопротивлением, рабочей — сплоченности и продуктивности, заключительной — объединения и завершения.
Конкретное проявление стадий развития группы будет варьироваться в зависимости от ряда факторов: и теоретического направления, и целей работы, и временных возможностей, и конкретных характеристик участников. К примеру, в экзистенциальной группе краткосрочного формата (до 30 часов) работа на стадии сплоченности будет осуществляться вовсе не с той степенью глубины, близости и доверия, с какой данная стадия может разворачиваться в группе длительного формата. Достижение данных характеристик требует углубления в отношения, столкновения и проработки трудных взаимодействий, на что элементарно не хватает времени и пространства в краткосрочной группе. Но даже в длительной группе участники не всегда имеют возможность в полной мере погрузиться в весьма важную для изменений стадию сплоченности. Смена состава, недостаточная мотивация к изменениям, характерологические особенности участников и другие факторы могут создавать препятствия для углубления межличностных отношений. Каждая группа обладает уникальным динамическим потенциалом, ориентация в котором позволяет ведущему создать условия для достижения участниками целей работы.
Таким образом, группа проходит стадии своего развития посредством углубления отношений между участниками — от установления социальных контактов к подлинной глубине и близости. Второй аспект функционирования психологической группы — развитие межличностных отношений ее участников.
Представив два аспекта функционирования группы — развитие проблематики и межличностных отношений, перейдем к центральной части нашей работы. Она касается различий во взаимосвязи двух уровней, в балансе их соподчинения в зависимости от вида психологической группы.
Баланс уровней функционирования группы в психологическом
тренинге и групповой психотерапии
Психологический тренинг и групповая психотерапия относятся к двум широко используемым формам групповой психологической работы. Разнообразие направлений, школ, методов и подходов к проведению обеих форм создает довольно существенное препятствие к однозначному утверждению конфигурации функционирования группы. Более того, тренинг и групповая терапевтическая работа имеют довольно много точек взаимного пересечения и взаимного влияния. Так, например, в 60-е годы ХХ века в Америке под влиянием традиций гуманистической психологии К. Роджерса возникает движение тренинга социальных и жизненных умений [Ювента, 1999], а в основу обучающих тренингов закладываются способы работы, развитые в бихевиоральном подходе [Рудестам, 2001]. В связи с указанными трудностями уточним, какие направления и конкретные виды психологических групп имеются в виду.
В формате психологического тренинга представлены самые разные направления психологической работы. Психологическое просвещение, обучение умениям и навыкам, развитие способностей, сплочение групп и коллективов — далеко не исчерпывающий список направлений работы, которые вполне успешно осуществляются в тренинге. С целью уточнения ключевых характеристик психологического тренинга как метода работы используем определение, предложенное С.И. Макшановым и Н.Ю. Хрящевой. Тренинг — это ... «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека» [Ювента, 1999, с. 8]. Исходя из предложенного определения, мы делаем вывод о том, что ведущим в психологическом тренинге является движение в проблематике. На это указывает в первую очередь преднамеренность изменений, которая означает необходимость планирования достижения участниками желаемых результатов. При этом планируемые результаты работы могут быть более или менее конкретными. Так, в обучающих тренингах результат, сформулированный в виде усвоения участниками модели успешного поведения, оказывается достаточно конкретизированным. Например, в тренинге успешного разрешения конфликтов ведущий в качестве преднамеренного изменения рассматривает умение использовать приемы эмоциональной саморегуляции, установления и поддержания контакта и др. В личностно-ориентированных тренингах преднамеренные изменения представлены не так конкретно и однозначно. Достижение результата планируется с учетом индивидуальных возможностей и готовности к изменениям. К примеру, в тренинге, ориентированном на исследование жизненных целей участников, в качестве преднамеренного изменения может рассматриваться их уточнение, возможно, иерархизация, но содержание целей, безусловно, будет сугубо индивидуальным.
Представим баланс развития проблематики и отношений участников, характерный для психологического тренинга. Для наглядной демонстрации интенсивности проявления каждого из уровней, их взаимного сочетания и влияния используется условная схема (рис. 1). По горизонтали отмечены стадии работы группы: начальная, переходная, рабочая и заключительная. По вертикали — условная стобалльная интенсивность проявления уровней развития проблематики и развития межличностных отношений участников группы.
На начальной стадии работы в тренинговой группе доминирует уровень развития отношений участников. Отметим, что психологический тренинг в основе своей использует потенциал взаимодействия участников. Наглядно это представлено в известной модели «Окно Джогарри» [Рудестам, 2001, с. 60], проясняющей механизмы работы тренинговой группы. Кратко сформулируем эти механизмы. Их два: механизм обратной связи и механизм самораскрытия (рис. 2). Метафора окна иллюстрирует 4 области представления личности о себе, из которых арена является открытой, требующей расширения в сторону других областей. За счет получения обратной связи человек лучше понимает, как его видят другие (уменьшение слепого пятна), а открытое обсуждение маскируемых трудностей позволяет не только ослабить напряжение, но и произвести их коррекцию в направлении большей открытости (уменьшение фасада). Оба механизма создают условия для расширения области арены, а за счет понимания — проникновения в область неведомого — области потенциальных возможностей личности.
в психологическом тренинге
Рис. 2. «Окно Джогарри»
Описанные механизмы не возникают в тренинге автоматически. Их появление связано с достижением необходимой групповой атмосферы: доверия, безопасности, открытости. Решение этих задач происходит на начальной стадии — в тренинге стадии работоспособности. Создание условий для возникновения работоспособной группы — ключевая цель первой стадии тренинга. Такое состояние достигается за счет углубления контакта участников, их ориентации в условиях работы группы. Для этого ведущий структурирует работу на первом этапе посредством ряда процедур: знакомство участников, обсуждение ожиданий и опасений, введение норм и правил работы.
Аспект развития проблематики так или иначе возникает в группе — во вступлении ведущего, в постановке участниками целей, но активной целенаправленной работы с ними — исследования, обучения, развития на первом этапе не происходит. Ведущий совместно с участниками только осуществляет подготовку к планируемой работе с содержанием тренинга.
На следующей стадии (в тренинге она называется стадией мотивации) начинает доминировать уровень развития содержания. Особенно ярко это проявляется в обучающих тренингах. Ведущий предлагает участникам моделировать проблемную ситуацию, которая позволяет обнаружить умения и навыки, планируемые для последующего обучения. Кульминацией работы на уровне развития проблематики становится третий этап. В обучающем тренинге — это стадия обучения, цель которой освоение участниками навыков, необходимых для успешного поведения в проблемных ситуациях. При этом целенаправленного развития межличностных отношений у участников на этих стадиях не совершается. Достигнутый уровень контакта участников, позволяющий открыто предоставлять обратную связь и осуществлять самораскрытие, способствует продвижению в проблематике, но не является отдельным предметом работы. Но отношения между участниками так или иначе продолжают развиваться посредством совместной работы [Петровский, 2011]. Поэтому ведущий, помимо непосредственной задачи продвижения группы в содержании, должен осуществлять и систематическую рефлексию отношений в группе. Особенно важным это становится в ситуациях интенсификации конфронтационных межличностных отношений участников. В момент эскалации конфронтаций участники перестают включаться в процесс развития проблематики или включаются фрагментарно. В этом случае работа в тренинге оказывается для них неэффективной с точки зрения планируемых результатов. В другом формате психологической работы ситуация конфронтации (ее исследование, проработка) могут принести пользу участникам. Но в условиях конкретного тренинга такая работа не соответствует целям группы. Сложность в том, что ведущий не может игнорировать возникшую ситуацию. Игнорирование происходящего в группе усугубит отношения участников, не говоря уже о торможении развития проблематики (содержания) тренинга. Для восстановления процесса работы с содержанием ведущему необходимо до некоторой степени восстановить отношения: прояснить трудности, ослабить напряжение, минимально обозначить ситуацию, обсудив с участниками возможность продолжения освоения планируемой программы тренинга в сложившихся условиях. Но в полной мере проработать отношения не представляется возможным, более того, это небезопасно для участников. Исключение составляют тренинги, непосредственно направленные на проработку актуальных трудностей, к примеру, в рабочей группе. Здесь планируемая проработка трудных групповых ситуаций может совпасть с эскалацией проблемных отношений участников в тренинге.
Таким образом, восстановление процесса продвижения в проблематике будет для ведущего ориентиром, позволяющим оценить готовность группы продолжать работать с актуальным содержанием.
На заключительной стадии функционирование уровня проблематики связано с подведением итогов работы в тренинге. Но развитие этого уровня практически не происходит, то есть специальная направленная работа с содержанием не осуществляется. Внимание ведущего вновь перемещается в план межличностных отношений. Задача заключительной стадии — создать условия для осмысления совместной работы в тренинге и опыта отношений членов группы. Таким образом, в последнем
периоде развитие отношений между участниками вновь становится доминирующим уровнем работы.
Итак, мы видим, что преднамеренность и конкретность планируемых изменений в тренинге определяет основное влияние уровня развития проблематики и вспомогательное — уровня развития отношений. Атмосфера, достигнутая в группе на первой стадии, является условием для работы с центральными темами тренинга, но не становится отдельным ее предметом. В зависимости от того, насколько круг планируемой проблематики касается более личных тем, как, например, в ряде тренингов личностного развития [Никандров, 2003], создание глубокого, доверительного и безопасного контакта становится отдельной важной и требующей особых усилий задачей ведущего. Установление, а возможно и углубление достигнутого на первой стадии контакта будет требовать его поддержки и на последующих этапах работы. Но в случае, когда тренинг демонстрационный, особенно если участники такого тренинга слабо мотивированы к изменениям, процедуры начального этапа будут достаточно поверхностными.
Рис. 3. Баланс развития проблематики и развития межличностных отношений
в личностно-ориентированном тренинге
Для сравнения на рисунке 4 показан баланс развития двух уровней в демонстрационном тренинге, тренинге-семинаре, участники которого недостаточно мотивированы на совместную работу в группе. В данном случае мы не анализируем степень эффективности усвоения содержания. Мы лишь показываем баланс сочетания двух уровней.
Рис. 4. Баланс развития проблематики и развития межличностных отношений демонстрационном тренинге
Перейдем к анализу уровней функционирования группы — развития проблематики и развития межличностных отношений — в условиях групповой психотерапии.
Для начала уточним, о каком методе идет речь. Как пишет Р. Кочюнас, термин «групповая психотерапия» имеет две трактовки. Первая более узкая — «использование группового метода в лечебных целях», вторая более широкая — «психотерапевтический метод, использующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности» [Кочюнас, 2000, с. 4].
В данной статье использована вторая, более широкая, трактовка, в определении которой уже есть указание на ведущую роль групповой динамики для достижения целей. По мнению И. Ялома, «терапия интерперсональна — и в своих целях, и в своих средствах. Пациенты, проходящие групповую терапию, где-то между третьим и шестым месяцем часто изменяют первоначальные терапевтические цели. Изначальная цель — ослабление страданий — преобразуется и в конце концов заменяется новыми целями, обычно интерперсональными по своей природе... Одна из первых задач терапевта — облегчить перевод симптомов в интерперсональные конструкты» [Ялом, 2001, с. 25]. Рассмотрим функционирование уровней развития проблематики и развития отношений в свободной интерактивной группе, какой ее описывает И. Ялом. В данной группе участники только отчасти касаются личных историй. Основная работа происходит, когда проблемы участников разворачиваются в отношениях с другими членами группы. Ведение такой группы требует от терапевта иной ориентации — «упования» на межличностные отношения участников, на динамику их развития, на их достаточные воз
можности, целительную силу. Что касается движения в проблематике, обращение к ней несомненно происходит. Но в данном случае речь не идет об индивидуальной, ориентированной на работу с проблемой психотерапии отдельных участников на фоне группы. Существуют и такие формы работы, баланс развития отношений и развития проблематики которых скорее приближен к модели, представленной для тренинга личностного развития. В свободной интерактивной группе появление проблем и их трансформация происходят в отношениях. Ведущий не задает специального, тематического направления работы группы. В ней могут возникать самые разные проблемы и темы. Но для этого группа должна стать интерактивной. Как это происходит?
Представим характерный для работы интерактивной группы баланс развития проблематики и развития межличностных отношений (рис. 5).
Развитие межличностных отношений участников в данной группе является центральным предметом работы и осуществляется на протяжении всего времени функционирования группы.
На начальной стадии участники изолированы друг от друга, ведущий совершает ряд интервенций для того, чтобы наладить отношения между ними. Он перенаправляет внимание участников в группу, например, переадресует вопросы и высказывания, инициирует появление откликов друг на друга, стимулирует обмен чувствами и т. д. Таким образом, ведущий запускает интенсивное взаимодействие между участниками. Развитие проблематики на данной стадии происходит в направлении обсуждения проблем, целей, историй, которыми участники делятся в группе. При этом ведущий не спешит прорабатывать заявленные проблемы. Он позволяет им проявиться, разместиться в пространстве межличностных отношений.
Рис. 5. Баланс развития проблематики и развития межличностных отношений в терапевтической группе свободного интерактивного типа
И далее на последующих этапах мы видим, что отношения непрерывно развиваются. При этом проработка конкретной проблематики имеет волнообразную динамику развития. В какой-то момент она находится в латентном состоянии, хотя на самом деле продолжает развиваться и интенсифицируется в ситуациях межличностного взаимодействия. Приведем пример. Группа достигла переходной стадии. Ее функционирование характеризуется появлением конфликтов, которые связаны с обнаружением в группе не только социально-приемлемых чувств (что характерно для первой стадии), но и таких трудных чувств, как раздражение, злость, страх, обида. Участники, которым трудно удерживаться в подобных ситуациях в жизни, обнаружат тревогу, желание уйти из группы, бессилие и другие реакции, наглядно демонстрирующие наличие проблем, требующих особого внимания. Таким образом, даже если участник не заявлял в качестве цели уменьшение тревоги, например, в ситуации конфликта, он получает возможность исследовать возникшую проблему. Более того, зачастую она оказывается связана с первоначальной целью.
Пиком развития отношений считается третий этап. Специалисты описывают характер отношений на этой стадии, используя термин «сплоченность» [Кори, 2003; Кочюнас, 2000; Рутан, 2002; Ялом, 2001]. Сплоченной считается группа, в которой установлены близкие глубокие доверительные отношения, в которой есть взаимное притяжение и взаимное принятие участников. Достижение такого состояния является условием появления наиболее глубоких и болезненных тем, которые участники готовы открыть, доверить друг другу. На последней стадии развитие отношений происходит в контексте завершения функционирования группы. Благодарность за совместную работу и прощание с членами группы может стать для участников искренним и глубоким, наполненным самыми разными чувствами. В этом периоде завершается работа и на уровне проблематики — обсуждение результатов, возможности их переноса в жизнь за группой. Таким образом, оба уровня соединяются в оценке межличностных отношений и терапевтических целей.
Итак, не имея возможности углубиться в тонкости и сложности функционирования терапевтической интерактивной группы, мы представили существенно иные, в отличие от тренинговой группы, динамические характеристики баланса развития межличностных отношений и развития проблематики. Сформулируем основные выводы сравнения баланса развития указанных уровней в тренинге и терапевтической группе.
Выводы
Различия баланса уровня развития отношений и уровня проблематики касаются соподчинения этих уровней. Начальная и заключительная стадии работы в тренинге и терапевтической группе довольно похожи. Основные задачи начала и завершения связаны с уровнем межличностных отношений, поскольку любая психологическая группа базируется на механизмах социального взаимодействия. На первой стадии — это установление и развитие контакта между участниками, на последней — его завершение. Характер работы групп на центральных стадиях имеет значительные различия. Они касаются процессуальных ориентиров работы ведущего. В психологическом тренинге эти ориентиры лежат в области развития проблематики, а взаимодействие рассматривается как вспомогательный уровень, на фоне которого происходят изменения. В групповой терапии — это развитие отношений как ключевой процесс, обеспечивающий изменения участников.
Необходимо отметить, что описанные варианты процесса работы психологических групп представлены укрупненно и обобщенно. Каждая группа имеет свою уникальную конфигурацию движения.
В данной статье сделан шаг в направлении осмысления ведущим тех процессов, которые являются важными ориентирами в планировании и проведении групповой работы. Работа ведущего требует осознания, более того, упования на такой процесс работы, который позволит группе быть полезной, целебной для участников. В этом случае стратегия и тактика работы с группой появляются естественно и непротиворечиво. Такая основательная осознанность позволяет ведущему быть достаточно свободным в регуляции необходимого баланса развития проблематики и отношений участников в психологической группе. Осознанная работа в контексте необходимого и достаточного для продвижения конкретной группы балансирования указанных аспектов является ключевым комплексным умением ведущего.
[*] Molostova Anna Nikolaevna, Ph.D. in Psychology, assistant professor, Chair of Individual and Group Psychotherapy, Counseling and Clinical Psychology Department, Moscow State University of Psychology & Education, Member of the Eastern European Association for Existential Therapy, group psychotherapist, Moscow, Russia, e-mail: Molostova.psychotherapy@yandex.ru
Литература
- Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. 240 с.
- Василюк Ф.Е., Карягина Т.Д. Личность и переживание в контексте экспириентальной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 3. С. 11—32. doi:10.17759/cpp.2017250302
- Кори Д. Теория и практика группового консультирования: пер. с англ. М.: Эксмо, 2003. 640 с.
- Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: Академический проспект, 2000. 240 с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.
- Левин К. Теория поля в социальных науках: пер. с англ. М.: Академический проспект, 2017. 313 с.
- Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003. 176 с.
- Петровский В.А. Деятельностное опосредование межличностных отношений: феномены, сущность // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 5—16.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, И.Т., 1999. 256 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия: пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 384 с.
- Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия: пер с англ. СПб.: Питер, 2002. 400 с.
- Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика: пер. с англ. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. 576 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3545
В прошлом месяце: 60
В текущем месяце: 43
Скачиваний
Всего: 2421
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 26