Дьяков Д.Г. кандидат психологических наук, директор, Институт психологии, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Минск, Беларусь e-mail: dg_dkv@mail.ru
Слонова А.И. магистр психологии, исследователь в области психологических наук, психолог, социально-психологическая и педагогическая служба, ГУО «Ольшанская средняя школа № 1», Брест, Беларусь ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9744-0894 e-mail: alyona_slonova@mail.ru
Цель исследования — анализ эффективности технологии осознанности (mindfulness) в развитии когнитивной сферы. Гипотеза — программа когнитивной терапии на основе осознанности — Mindfulness-Based Cognitive Therapy (MBCT) — оказывает влияние на развитие познавательных процессов субъекта в юношеском возрасте, при этом наиболее выраженный эффект наблюдается в увеличении точности внимания. Авторами осуществлен генетико-моделирующий эксперимент, направленный на определение краткосрочной эффективности программы MBCT, входящей в «третью волну» когнитивно-поведенческой терапии. Выборка: 30 человек (8 юношей и 22 девушки) в возрасте от 18 до 22 лет. Эмпирически выявлено, что операционализирующая технологию mindfulness программа MBCT оказала положительное влияние на показатели точности и эффективности внимания, а также кратковременной памяти. При повторном тестировании когнитивных способностей у участников эксперимента обнаружилось значимое улучшение данных параметров. Результаты работы расширяют представления об организации познавательных функций и позволяют по-новому подойти к проблеме развития когнитивных способностей.
В настоящее время технология mindfulness вызывает
заметный интерес в научном сообществе, особенно в контексте получения в ходе
исследований с использованием аппарата фМРТ эмпирических доказательств ее
положительного влияния на деятельность мозга. Результаты многочисленных
исследований свидетельствуют об эффективности таких практик в качестве средства
лечения депрессий, предотвращения их рецидивов, уменьшения хронических болей,
снижения негативного влияния стресса, повышения иммунитета, физической и
психической выносливости, усиления субъективного ощущения благополучия, при
бессоннице и тревожном расстройстве, нарушениях пищевого поведения, синдроме
хронической усталости, биполярном аффективном расстройстве.
Литература
Аткинсон Р. Управление кратковременной памятью //
Психология памяти. 3-е изд. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:
Астрель, 2008. С. 379—386.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психодиагностике. СПб.: Питер Ком., 1999. 528 с.
Быков В.Л. Частная гистология человека. СПб.:
СОТИС, 2001. 304 с.
Дудьев В.П. Психомоторика: словарь справочник. М.:
Владос, 2008. 366 с.
Дьяков Д.Г., Слонова А.И. Практики осознанности в
развитии самосознания, коррекции и профилактике его нарушений // Психиатрия,
психотерапия и клиническая психология. 2016. № 3 (25). С. 377—387.
Когнитивная психология: учебник для вузов / Под ред. В.Н.
Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
Нойфельд В. Mindfulness и Acceptance and Commitment
Therapy — направление третьей волны когнитивно-поведенческой терапии // Вестник
Ассоциации психиатров Украины. 2013. Т. 4. С. 43—44.
Романчук О.І. Майндфулнесорієнтована КПТ — новий
ефективний метод попередження рецидиву депресії // НейроNews. 2012. № 3. С.
40—45.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики
патопсихологии. Тернополь: Обрий, 2004. 168 с.
Русалов В.М., Мекаччи Л. О связи устойчивости
внимания при работе с корректурной таблицей с частотой альфа-ритма фоновой ЭЭГ
// Вопросы психологии. 1973. № 3. С. 32—44.
Фаликман М.В. Внимание. М.: Академия, 2006. 480
с.
Acceptance and mindfulness in cognitive behavior therapy:
Understanding and applying the new therapies / J.D. Herbert, E.M. Forman
(eds.). Hoboken: John Wiley & Sons, 2011. 368 p.
Bishop S.R., Lau M., Shapiro S., et al.
Mindfulness: A Proposed Operational Definition // Clinical Psychology: Science
& Practice. 2004. Vol. 11 (3). P. 230— 241. doi:10.1093/clipsy.bph077
Brown K.W., Ryan R.M. The Benefits of Being
Present: Mindfulness and Its Role in Psychological Well-Being // Journal of
Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84 (4). P. 822—848.
doi:10.1037/0022-3514.84.4.822
Chen N., Sugihara H., Sharma J., et al. Nucleus
basalis-enabled stimulus-specific plasticity in the visual cortex is mediated
by astrocytes // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2012. Vol.
109 (41). P. 2832—2841. doi:10.1073/ pnas.1206557109
Chiesa A., Calati R., Serretti A. Does mindfulness
training improve cognitive abilities? A systematic review of neuropsychological
findings // Clinical Psychology Review. 2011. Vol. 31 (3). P. 49—64.
doi:10.1016/j.cpr.2010.11.003
Davidson R., Kabat-Zinn J., Schumacher J., et al.
Alterations in Brain and Immune Function Produced by Mindfulness Meditation //
Psychosomatic Medicine. 2003. Vol. 65 (4). P. 564—570.
doi:10.1097/01.PSY.0000077505.67574.E3
Farb N., Segal Z.V., Mayberg H., et al. Attending
to the present: Mindfulness meditation reveals distinct neural modes of
self-reference // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2007. Vol. 2
(4). P. 3—22. doi:10.1093/scan/nsm030
Fox K.C., Nijeboer S., Dixon M.L., et al. Is
meditation associated with altered brain structure? A systematic review and
meta-analysis of morphometric neuroimaging in meditation practitioners //
Neuroscience & Biobehavioral Review. 2014. Vol. 43. P. 48—73.
doi:10.1016/j.neubiorev.2014.03.016
Garay C.J., Korman G.P., Keegan E.G.
Mindfulness-based cognitive therapy (MBCT) and the ‘third wave’ of
cognitive-behavioral therapies (CBT) // Vertex. 2015. Vol. 26 (119). P.
49—56.
Gotink R.A., Chu P., Busschbach J.J., et al.
Standardised mindfulness-based interventions in healthcare: an overview of
systematic reviews and meta-analyses of RCTs // PloS One. 2015. Vol. 10 (4). P.
e0124344. doi:10.1371/journal. pone.0124344
Hayes S.C. Content, context, and the types of
psychological acceptance // Acceptance and change: Content and context in
psychotherapy / S.C. Hayes, N.S. Jacobson, V.M. Follette, M.J. Dougher (eds.).
Reno, NV: Context Press, 1994. P. 13—32.
Hölzel B.K., Carmody J., Vangel M., et
al. Mindfulness practice leads to increases in regional brain gray matter
density // Psychiatry Research: Neuroimaging. 2011. Vol. 191 (1). P. 36—43.
doi:10.1016/j.pscychresns.2010.08.006
Hölzel B.K., Lazar S.W., Gard T., et
al. How Does Mindfulness Meditation Work? Proposing Mechanisms of Action
From a Conceptual and Neural Perspective // Perspectives on Psychological
Science. 2011. Vol. 6 (6). P. 537—559. doi:10.1177/1745691611419671
Hunot V., Moore T.H., Caldwell D., et al.
Mindfulness-based ‘third wave’ cognitive and behavioural therapies versus other
psychological therapies for depression // Cochrane Database of Systematic
Reviews. 2010. № 9. P. 25—38. doi:10.1002/14651858.CD008704
Jha A.P., Krompinger J., Baime M.J. Mindfulness
training modifies subsystems of attention // Cognitive, Affective and
Behavioral Neuroscience. 2007. Vol. 7 (2). P. 109—119.
doi:10.3758/CABN.7.2.109
Jha A.P., Stanley E.A. Examining the protective
effects of mindfulness training on working memory capacity and affective
experience // Emotion. 2010. Vol. 10 (1). P. 54—64. doi:10.1037/a0018438
Kabat-Zinn J. An Outpatient Program in Behavioral
Medicine for Chronic Pain Patients Based on the Practice of Mindfulness
Meditation: Theoretical Considerations and Preliminary Results // General
Hospital Psychiatry. 1982. Vol. 4 (1). P. 33—47.
doi:10.1016/0163-8343(82)90026-3
Kabat-Zinn J. Full Catastrophe Living: Using the
Wisdom of Your Body and Mind to Face Stress, Pain, and Illness. New York:
Delacourt, 1990. 720 p.
Lazar S., Kerr C.E., Wasserman R.H., et al.
Meditation experience is associated with increased cortical thickness //
NeuroReport. 2005. Vol. 16 (17). P. 1893—1897.
doi:10.1097/01.wnr.0000186598.66243.19
Lutz A., Brefczynski-Lewis J., Johnstone T., et al.
Regulation of the Neural Circuitry of Emotion by Compassion Meditation: Effects
of Meditative Expertise // PLoS One. 2008. Vol. 3 (3). P. e1897.
doi:10.1371/journal.pone.0001897
Napoli M., Krech P., Holley L. Mindfulness Training
for Elementary School Students: The Attention Academy // Journal of Applied
School Psychology. 2005. Vol. 21 (1). P. 99—125.
doi:10.1300/J370v21n01_05
Segal Z.V., Williams J.M.G., Teasdale J.D.
Mindfulness-based Cognitive Therapy for Depression: a new approach to
preventing relapse. New York: Guilford Press, 2002. 351 p.
Siegel D. The Mindful Brain: Reflection and
Attunement in the Cultivation of Well- Being. New York: Norton, 2007. 387
p.
Tang Y., Ma Y., Wang J., et al. Short-term
meditation training improves attention and self-regulation // Proceedings of
the National Academy of Sciences. 2007. Vol. 104 (43). P. 17152—17156.
doi:10.1073/pnas.0707678104
Teasdale J.D., Segal Z., Williams J.M. How does
cognitive therapy prevent depressive relapse and why should attentional control
(mindfulness) training help? // Behavior Research and Therapy. 1995. Vol. 33
(1). P. 25—39. doi:10.1016/0005-7967(94) E0011-7
Wilson B., Mickes L., Stolarz-Fantino S., et al.
Increased False-Memory Susceptibility After Mindfulness Meditation //
Psychological Science. 2015. Vol. 26 (10). P. 1567— 1573.
doi:10.1177/0956797615593705