Холмогорова А.Б. доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199 e-mail: kholmogorova@yandex.ru
Герасимова А.А. психолог II категории, мобильный сектор экстренной психологической помощи, ГБУ города Москвы «Московская служба психологической помощи населению» (ГБУ МСППН), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5298-6084 e-mail: anna.al.gerasimova@gmail.com
Представлены результаты исследования взаимосвязи проблемного использования Интернета с психологическим благополучием, психопатологической симптоматикой и личностными чертами. В исследовании приняли участие 432 девушки в возрасте от 14 до 23 лет (Mвозр. = 17,2; SDвозр. = 2). Использовались следующие шкалы: «Общая шкала проблемного использования интернета» (GPIUS3), «Краткий опросник Большой пятерки», «Трехфакторная краткая версия опросника перфекционизма» Н.Г Гаранян и А.Б. Холмогоровой, «Шкала гиперсензитивного нарциссизма» (HSNS), «Шкала удовлетворенности жизнью» (SWLS), «Индекс общего хорошего самочувствия ВОЗ-5» (WHO-5) и «Опросник выраженности психопатологической симптоматики» (SCL-90-R). Результаты показали, что проблемное использование интернета связано с различными психопатологическими симптомами и снижением психологического благополучия. Посредством множественного регрессионного анализа был выявлен вклад различных психологических факторов в проблемное использование Интернета. Выявлено, что гиперсензитивный нарциссизм, перфекционизм и фобическая тревога являются значимыми предикторами проблемного использования интернета. В качестве факторов- протекторов выступают черта Большой пятерки добросовестность и уровень социально-психологического благополучия. Сформулированы выводы о факторах риска и факторах протекторах, которые необходимо учитывать при профилактике проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста.
Согласно трехлетнему лонгитюдному исследованию, 80%
российских детей, начиная с возраста 4—6 лет активно используют Интернет, хотя
и достаточно хаотично. Уже на первых этапах развития Интернета, в середине 90-х
гг. прошлого века были предприняты первые попытки выделения специфических
характеристик патологического использования Интернета, приводящего к
дезадаптации пользователя, с введением соответствующей терминологии.
Литература
ВОЗ. Индекс общего (хорошего) самочувствия/ВОЗ (вариант
1999 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.psykiatri-regionh.dk/who-5/
Documents/WHO5_Russian.pdf (дата обращения: 12.06.2019).
Войскунский А.Е. Концепции зависимости и
присутствия применительно к поведению в Интернете [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). С. 6. URL:
http://www.mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/ nomer07.php (дата обращения:
12.06.2019).
Гаранян Н.Г. Апробация методики диагностики
нарциссических черт личности на выборке студентов российских вузов //
Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 8—32.
doi:10.17759/cpp.2016240402
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю.
Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма:
разработка трехфакторной версии // Консультативная психология и психотерапия.
2018. Т. 26. № 3. С. 8—32. doi:10.17759/cpp.2018260302
Гаранян Н.Г., Щукин Д.А. Частые социальные
сравнения как фактор эмоциональной дезадаптации студентов // Консультативная
психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 4. С. 182—206.
Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Общая шкала
проблемного использования Интернета: апробация и валидизация в российской
выборке третьей версии опросника // Консультативная психология и психотерапия.
2018. Т. 26. № 3. С. 56—79. doi:10.17759/cpp.2018260304
Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш.
Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный
психологический журнал. 2012. Т. 7. №. 1. С. 81—87.
Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Флорова Н.Б.
Компьютерная зависимость и компьютерная грамотность: две стороны единого
процесса [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6.
№ 4. С. 46—55. doi:10.17759/jmfp.2017060405
Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Апробация краткого
опросника Большой пятерки (TIPI, КОБТ) [Электронный ресурс] // Психологические
исследования. 2016. Т. 9. № 44. С. 5. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/
num/2016v9n46/1259-kornilova46.html (дата обращения: 12.06.2019).
Ледовая Я.А., Боголюбова О.Н., Тихонов Р.В. Стресс,
благополучие и Темная триада [Электронный ресурс] // Психологические
исследования. 2015. Т. 8. № 43. С. 5. URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n43/1185-ledovaya43. html (дата
обращения: 12.06.2019).
Тарабрина Н.В. Практикум по психологии
посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
Холмогорова А.Б, Авакян Т.В, Клименкова Е.Н, и др.
Общение в Интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных
групп // Консультативная психология и психотератия. 2015. Т. 24. № 4. С.
102—129. doi:10.17759/cpp.2015230407
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм,
перфекционизм и депрессия // Консультативная психология и психотерапия. 2004. №
1. С. 18—35.
Caplan S.E. A Social Skill Account of Problematic
Internet Use // Journal of Communication. 2005. Vol. 55 (4). P. 721—736.
doi:10.1111/j.1460-2466.2005. tb03019.x
Caplan S.E. Theory and measurement of generalized
problematic Internet use: A two-step approach // Computers in Human Behavior.
2010. Vol. 26 (5). P. 1089— 1097. doi:10.1016/j.chb.2010.03.012
Casale S., Fioravanti G., Rugai L. Grandiose and
Vulnerable Narcissists: Who Is at Higher Risk for Social Networking Addiction?
// Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19 (8). P.
510—515. doi:10.1089/cyber.2016.0189
Davis R.A. A cognitive-behavioral model of
pathological Internet use // Computers in Human Behavior. 2001. Vol. 17 (2). P.
187—195. doi:10.1016/S0747- 5632(00)00041-8
Demetrovics Z., Király O. Commentary
on Baggio et al. (2016): Internet/gaming addiction is more than heavy use over
time // Addiction. 2016. Vol. 111 (3). P. 523— 524. doi:10.1111/add.13244
Durak M., Senol-Durak E. Which personality traits
are associated with cognitions related to problematic Internet use? // Asian
Journal of Social Psychology. 2014. Vol. 17 (3). P. 206—218.
doi:10.1111/ajsp.12056
Gnambs T., Appel M. Narcissism and Social
Networking Behavior: A Meta- Analysis // Journal of Personality. 2018. Vol. 86
(2). P. 200—212. doi:10.1111/ jopy.12305
Ho R.S., Zhang M.W.B, Tsang T.Y., et al. The
association between internet addiction and psychiatric co-morbidity: a
meta-analysis // BMC Psychiatry. 2014. Vol. 14. P. 183.
doi:10.1186/1471-244X-14-183
Huang C. Internet use and psychological well-being:
a meta-analysis // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2010. Vol.
13 (3). P. 241—249. doi:10.1089/cyber.2009.0217.
KayişA.R., Satici S.A., Yilmaz M.F.,
et al. Big five-personality trait and internet addiction: A meta-analytic
review // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 63. P. 35—40.
doi:10.1016/j.chb.2016.05.012
Kraut R., Patterson M., Lundmark V., et al.
Internet paradox. A social technology that reduces social involvement and
psychological well-being? // American Psychologist. 1998. Vol. 53 (9). P.
1017—1031. doi:10.1037/0003-066X.53.9.1017
Laconi S., Rodgers R.F., Chabrol H. The measurement
of Internet addiction: A critical review of existing scales and their
psychometric properties // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 41. P.
190—202. doi:10.1016/j.chb.2014.09.026
Przybylski A.K., Weinstein N. A large-scale test of
the Goldilocks hypothesis: Quantifying the relations between digital-screen use
and the mental well-being of adolescents // Psychological Science. 2017. Vol.
28 (2). P. 204—215. doi:10.1177/0956797616678438
Puerta-Cortés D.X., Carbonell X. The
model of the big five personality factors and problematic Internet use in
Colombian youth // Adicciones. 2014. Vol. 26 (1). P. 54—61.
Roberts J.A., Pullig C., Manolis C. I need my
smartphone: A hierarchical model of personality and cell-phone addiction //
Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 79. P. 13—19.
doi:10.1016/j.paid.2015.01.049
Şenormancı Ö.,
Saraçlı Ö., Atasoy N., et al. Relationship of
Internet addiction with cognitive style, personality, and depression in
university students // Comprehensive Psychiatry. 2014. Vol. 55 (6). P.
1385—1390. doi:10.1016/j.comppsych.2014.04.025
Servidio R. Exploring the effects of demographic
factors, Internet usage and personality traits on Internet addiction in a
sample of Italian university students // Computers in Human Behavior. 2014.
Vol. 35. P. 85—92. doi:10.1016/j. chb.2014.02.024
Smith M.M., Sherry S.B., McLarnon M.E., et al. Why
does socially prescribed perfectionism place people at risk for depression? A
five-month, two-wave longitudinal study of the Perfectionism Social
Disconnection Model // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 134.
P. 49—54. doi:10.1016/j.paid.2018.05.040
Taymur I., Budak E., Demirci H., et al. A study of
the relationship between Internet addiction, psychopathology and dysfunctional
beliefs // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 61. P. 532—536.
doi:10.1016/j.chb.2016.03.043
Wu J.Y.W., Ko H.C., Lane H.Y. Personality disorders
in female and male college students with Internet addiction // The Journal of
Nervous and Mental Disease. 2016. Vol. 204 (3). P. 221—225.
doi:10.1097/NMD.0000000000000452
Young K.S. Internet addiction: The emergence of a
new clinical disorder // CyberPsychology & Behavior. 1998. Vol. 1 (3). P.
237—244. doi:10.1089/ cpb.1998.1.25