Туревская Р.А. кандидат психологических наук, профессор кафедры «Клинической психологии и психотерапии» факультета «Консультативной и клинической психологии», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9481-6152 e-mail: info@turita.net
Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению понимания ментальных состояний с использованием концепции «theory of mind» (ТоМ). Разрабатывается системно-уровневый подход к изучению ТоМ. На основе стандартизации методики Ф. Аппе (F. Наppe) «Удивительные истории» проведено сравнительное исследование на выборках детей с типичным развитием (N=54) и детей с РАС c нормальным интеллектом (N=43), каждая из которых разделена на подгруппы 7—11 лет и 12—16 лет. На основе полученных данных выделены уровни развития репрезентаций в системе ТоМ — эмоционально-образный, перцептивно-образный, концептуальный. Прослежена возрастная динамика системы репрезентаций ТоМ, которая в норме связана с изменением ее когнитивных механизмов, выделением ведущего уровня в организации репрезентативной системы и формированием концептуальных репрезентаций. Показано, что нарушение развития ТоМ у детей с РДА обусловлено нарушением дифференциации системы репрезентаций ТоМ, снижением интегративных процессов и асинхронией развития.
Авакян Т.В., Воликова С.В., Сорокова М.Г. Влияние социальной
ситуации развития на социальное познание у детей-сирот [Электронный ресурс] //
Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 19–32.
DOI:10.17759/cpse.2019080102
Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма: пер. с англ. М.:
Теревинф, 2006. 216 с.
Баенская Е.Р. Ранняя диагностика и коррекция РАС в русле
эмоционально- смыслового подхода // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. №
2. С. 32– 37. DOI:10.17759/autdd.2017150203
Костин И.А. Сопровождение взросления людей, страдающих
аутистическими расстройствами [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические
исследования. 2017. Т. 9. № 2. С. 116–127. URL:
https://psyjournals.ru/en/psyedu_ej/2017/n2/Kostin. shtml (дата обращения:
05.05.2020). DOI:10.17759/psyedu.2017090211
Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Исследование способности детей с
нарушениями развития понимать ментальные состояния // Детский аутизм:
исследования и практика / Под ред. В.Н. Касаткина. М.: Центр психолого-
медико-социального сопровождения детей и подростков, 2008. С. 59–74.
Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в
онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 c.
Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма познания
социального мира [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. Т.
7. № 36. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.05.2020).
Социальное познание как высшая психическая функция и его развитие в
онтогенезе / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М.: НЕОЛИТ, 2016. 312 с.
Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в
подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник Московского университета.
Серия 14. Психология. 1990. № 4. С. 57–64
Туревская Р.А., Жигэу Е.И. Уровневый анализ нарушений процессов
смысловой переработки информации у больных шизофренией // Вестник Славянского
университета. 2004. № 11. С. 159–168.
Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при
психической патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная
психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 4. С. 8–29.
Чеснокова О.Б., Субботский Е.В. Социальный интеллект в условиях
сложных социальных систем // Национальный психологический журнал. 2010. № 2
(4). С. 22–29.
Чуприкова Н.И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. СПб.:
Питер, 2007. 448 с.
14. Baron-Cohen S. The autistic child’s
theory of mind: A case of specific developmental delay // Journal of Child
Psychology and Psychiatry. 1989. Vol. 30 (2). P. 285–297.
DOI:10.1111/j.1469-7610.1989.tb00241.x
Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Mechanical, behavioural and
intentional understanding of Picture Stories in autistic children // British
Journal of Developmental Psychology. 1986. Vol. 4 (2). P. 113–125.
DOI:10.1111/j.2044- 835X.1986.tb01003.x
Clarke P., Rutter M. Autistic children’s responses to structure and
interpersonal demands // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1981.
Vol. 11 (2). P. 201–217. DOI:10.1007/BF01531685
Dawson, G., McKissick F.G. Self-recognition in autistic children //
Journal of Autism and Developmental Disorders. 1984. Vol. 14 (4). P. 383–394.
DOI:10.1007/BF02409829
Flavell J.H. Development of children’s knowledge about the mental
world // International Journal of Behavioral Development. 2000. Vol. 24 (1). P.
15–23. DOI:10.1080/016502500383421
Leslie A.M., Happe F. Autism and ostensive communication: the
relevance of metarepresentation // Development and Psychopathology. 1989. Vol.
1 (3). P. 205– 212. DOI:10.1017/S0954579400000407
Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind?
// Behavioural and Brain Sciences. 1978. Vol. 1 (4). P. 515–526.
DOI:10.1017/S0140525X00076512
Sigman M., Mundy P. Social attachments in autistic children //
Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1989. Vol.
28 (1). P. 74–81. DOI:10.1097/00004583-198901000-00014
Understanding other minds. Perspectives from developmental social
neuroscience / S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, M.V. Lombordo (eds.). Oxford:
Oxford University Press, 2013. 518 p.