Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9739Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Консультативная психология и психотерапия - №2 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

20 место — направление «Психология»

0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Детско-родительское взаимодействие в период раннего детства: сравнительный анализ профилей родительской отзывчивости в диадах с типично и атипично развивающимися детьми 102

|

Галасюк И.Н.
кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6333-8293
e-mail: igalas64@gmail.com

Митина О.В.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2237-4404
e-mail: omitina@inbox.ru

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого построить усредненный групповой профиль родительской отзывчивости (РО) для родителей с типично развивающимися детьми и для родителей с детьми, имеющими нарушения в развитии в возрасте до 3-х лет; провести сравнительный анализ профилей РО в этих группах. В исследовании приняли участие 70 родителей с типично развивающимися детьми и 32 родителя с детьми, имеющими нарушения в развитии (аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость) в возрасте от 10 до 36 месяцев. Первая выборка была разделена на две подгруппы в зависимости от возраста ребенка: родители нормотипичных детей до 12 месяцев и родители детей 12—36 месяцев. Родители детей раннего возраста с нарушениями в развитии были объединены в одну группу. В исследовании применялась технология PATTERN, предусматривающая видеонаблюдение. Проявления родительской отзывчивости оценивались по 4 шкалам (Доминирование, Апатичность, Чуткость, Поддержка), по которым были построены групповые и индивидуальные профили родительской отзывчивости (РО). Сопоставление выборок проводилось с использованием статистических критериев Стьюдента и Манна—Уитни. Показано, что РО по-разному проявляется по отношению к детям, развивающимся типично и атипично. Родители атипичных детей в большей степени проявляют стремление к доминированию, а также характеризуются большей психологической апатией. Возраст нормотипичных детей оказывает влияние на характер РО.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-513-92001 «Кросс-культурные особенности взаимодействия значимого взрослого и ребенка в России и Вьетнаме».

Благодарности

Авторы выражают благодарность коллегам за ценный вклад и поддержку этого исследования, родителям, принявшим участие в исследовании. Авторы благодарят за помощь в кодировании кейсов программой The Observer XT молодого ученого, клинического психолога кафедры нейро- и патопсихологии развития МГППУ В.В. Пак и Н. Иргашева за разработку компьютерной программы Pattern+.

Литература
  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.:  Перспектива,  2018. 224 с.
  2. Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Семейная психология: методика «Оценка детско- родительского взаимодействия». Evaluation of Child-parent Interaction (ECPI- 2.0): практическое пособие. М.: Юрайт, 2019. 223 с.
  3. Галасюк И.Н., Митина О.В. Взаимодействие родителя с ребенком раннего возраста: структура и динамика родительской отзывчивости // Культурно- историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. С. 72—86. DOI:10.17759/ chp.2020160408
  4. Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Методика «Оценка детско-родительского взаимодействия» Evaluation of child-parent interaction (ECPI). М.: ИТД Перспектива, 2017. 304 с.
  5. Галасюк И.Н., Шинина Т.В., Иргашев Н.Р., и др. Открытая профессиональная экспертиза методики детско-родительского взаимодействия: векторы развития психологического инструментария // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 3 (48). С. 5—24.
  6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
  7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 318 с.
  8. Токарская Л.В., Лаврова М.А., Бакушкина Н.И., и др. Детско-родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста. Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2019. 206 с.
  9. Bejarano-Martín Á., Canal-Bedia R., Magán-Maganto M., et al. Early detection, diagnosis and intervention services for young children with autism spectrum disorder in the European Union (ASDEU): Family and professional perspectives // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. Vol. 50 (9). P. 3380—3394. DOI:10.1007/s10803-019-04253-0
  10. Caplan B., Blacher J., Eisenhower A. Responsive parenting and prospective social skills development in early school-aged children with autism spectrum disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. Vol. 49 (8). P. 3203—3217. DOI:10.1007/s10803-019-04039-4
  11. Edmunds S.R., Kover S.T., Stone W.L. The relation between parent verbal responsiveness and child communication in young children with or at risk for autism spectrum disorder: A systematic review and meta-analysis // Autism Research. 2019. Vol. 12 (5). P. 715—731. DOI:10.1002/aur.2100
  12. Flippin M., Watson L.R. Fathers’ and mothers’ verbal responsiveness and the language skills of young children with autism spectrum disorder // American Journal of Speech-Language Pathology. 2015. Vol. 24 (3). P. 400—410. DOI:10.1044/2015_ AJSLP-13-0138
  13. Galasyuk I.N., Lavrova M.A. Suleymanova E.V., et al. Parent responsiveness and its role in neurocognitive and socioemotional development of one-year-old preterm infants // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12 (3). P. 86—104. DOI:10.11621/pir.2019.0307
  14. Galasyuk I.N., Mitina O.V. Developing  and  approbation  system  of  indicators for evaluation the significant adults’ responsiveness to toddler’s communication signals // Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2—5 July, 2019, Moscow). Moscow: Moscow University Press, 2019. P. 393.
  15. Gengoux G.W., Schapp S., Burton S., et al. Effects of a parent-implemented Developmental Reciprocity Treatment Program for children with autism spectrum disorder // Autism. 2019. Vol. 23 (3). P. 713—725. DOI:10.1177/1362361318775538
  16. Hollowell J., Dumbaugh M., Belem M., et al. “Grandmother, aren’t you going to sing for us?” Current childcare practices and caregivers’ perceptions of and receptivity to early childhood development activities in rural Burkina Faso [Электронный ресурс] // BMJ Global Health. 2019. Vol. 4 (2). URL: https:// gh.bmj.com/content/4/2/e001233 (дата обращения: 10.09.2020). DOI:10.1136/ bmjgh-2018-001233
  17. Kasari C., Siller M., Huynh L.N., et al. Randomized controlled trial of parental responsiveness intervention for toddlers at high risk for autism // Infant Behavior and Development. 2014. Vol. 37 (4). P. 711—721. DOI:10.1016/j.infbeh.2014.08.007
  18. Leezenbaum N.B., Campbell S.B., Butler D., et al. Maternal verbal responses to communication of infants at low and heightened risk of autism // Autism. 2014. Vol. 18 (6). P. 694—703. DOI:10.1177/1362361313491327
  19. Lyall K., Constantino J.N., Weisskopf M.G., et al. Parental social responsiveness and risk of autism spectrum disorder in offspring // JAMA Psychiatry. 2014. Vol. 71 (8). P. 936—942. DOI:10.1001/jamapsychiatry.2014.476
  20. Van Keer I., Colla S., Van Leeuwen K., et al. Exploring parental behavior and child interactive engagement: A study on children with a significant cognitive and motor developmental delay // Research in Developmental Disabilities. 2017. Vol. 64. P. 131—142. DOI:10.1016/j.ridd.2017.04.002
  21. Wade M., Jenkins J.M., Venkadasalam V.P., et al. The role of maternal responsiveness and linguistic input in pre-academic skill development: A longitudinal analysis of pathways // Cognitive Development. 2018. Vol. 45. P. 125—140. DOI:10.1016/j. cogdev.2018.01.005
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика