О проблеме доказательного подхода в сфере детства в первом номере журнала «Социальные науки и детство»

22

Вышел первый номер журнала «Социальные науки и детство», главная цель которого – консолидация международного научно-профессионального сообщества вокруг изучения феномена современного детства, его специфики, прогнозирования путей развития и рисков в перспективе.

Первый номер журнала – тематический, и большинство статей посвящено проблеме доказательного подхода в сфере детства, который тесно связывает практическую работу и научные исследования, мотивирует сотрудничество друг с другом научно обоснованной практики и практико-ориентированной науки.

Журнал открывается методологической статьей ведущих специалистов в этой области Н.П. Бусыгиной, Т.Г. Подушкиной, В.В. Станилевского «Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы».

Как на практике учитывается такой подход в стратегическом управлении и планировании для улучшения результатов в области благополучия детей – обсуждается в статье Крис Сахончик, директора Исследовательского института Катлера Университета Южного Мэйна «Utilizing Strategic Management and Planning to Improve Child Welfare Outcomes».

В следующих трех статьях рассматриваются актуальные вопросы оказания помощи различным категориям детей в контексте доказательности результатов.

Н.Б. Шумакова анализирует современные исследования эффективности применения разных практик обучения одаренных и талантливых школьников, основанных на стратегиях акселерации и обогащения, в статье «Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики».

О.В. Вихристюк анализирует новейшие тенденции в области построения немедицинских программ профилактики суицидов среди подростков и молодежи и выделяет основные тенденции в области разработки, применения, оценки эффективности превентивных программ в статье «К вопросу о современных программах профилактики суицидального поведения подростков и молодежи (обзор некоторых зарубежных программ)».

Авторский коллектив в составе А.Б. Сорокина, Е.Ю. Давыдовой, А.В. Хаустова обсуждает специфику оценки эффективности психолого-педагогических вмешательств при работе с детьми с РАС, которая должна иметь четкие критерии соответствия принципам доказательности, в статье «Специфика оценки эффективности психолого-педагогических вмешательств при работе с детьми с РАС».

Рубрика «Голос ребенка» представлена статьей Т.О. Арчаковой и Э.Ш. Гарифулиной «Участие детей: современная ситуация в России», в которой участие детей рассматривается и как междисциплинарная область исследований, и как практика учета мнения ребенка на разных уровнях: в быту, в семье и в местном сообществе, в организациях и в органах самоуправления. При этом дети рассматриваются как субъекты рефлексии: соавторы исследований и оценки проектов.

На сегодняшний день одной из самых обсуждаемых тем являются «наилучшие интересы ребенка» с разных точек зрения, в том числе психологической, педагогической, социальной. На эту тему рассуждает в своей статье доктор юридических наук В.Л. Кабанов «К 30-летию создания Конвенции о правах ребенка: история и новые задачи».

Анализ итогов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2019 г. представляют В.В. Рубцов и Е.С. Романова в статье «Технологии психолого-педагогической работы в системе образования».

Журнал «Социальные науки и детство» на портале психологических изданий PsyJournals.ru: https://psyjournals.ru/ssc/

Прочесть первый выпуск журнала: https://psyjournals.ru/ssc/2020/n1/