О современных подходах к диагностике нарушений развития — в новом номере «Клинической и специальной психологии»

141
Иллюстрация к новости
Третий номер журнала «Клиническая и специальная психология» за 2023 год опубликован и ждет заинтересованных читателей. 
 
Открывает номер рубрика теоретических исследований, в которой авторы Грачева М.А. и Шалилех С. представляют обзор публикаций по теме диагностики дислексии с использованием методов искусственного интеллекта по данным движений глаз. Авторы обсуждают, какого качества диагностики удалось добиться исследователям, на каких группах испытуемых, для каких языков и с какими типами алгоритмов. Представленные результаты позволяют оценить большие перспективы ИИ-диагностики в выявлении нарушений чтения.
 
Здесь же можно познакомиться с анализом истории развития и современных исследований альянса в психотерапии и консультировании, представленным Орешиной Г.В. и Жуковой М.А. В статье дан исторический экскурс понятия альянса, рассматриваются наиболее часто используемые методы и методики его оценки. Авторы аргументируют необходимость проведения многоуровневых, междисциплинарных исследований для формирования современной модели альянса.
 
В рубрике эмпирических исследований Алёхин А.Н. и Беляева С.И. делятся результатами исследования особенностей мышления современных дошкольников с задержкой психического развития. На основе анализа диссертационных работ по изучению мышления детей, выполненных в «доцифровую» эпоху, авторами было проведено собственное эмпирическое исследование, точно воспроизводящее методику тех экспериментов. Установлен ряд важных различий в ходе выполнения заданий современными дошкольниками и их ровесниками прошлых лет.
 
В этой же рубрике — статья Антоновой И.Д. и Костина И.А., посвященная изучению особенностей школьной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в первый год обучения. Авторы представляют результаты начального этапа лонгитюдного исследования, подробно описывают адаптированные для нужд исследования анкеты, а также систему оценки полученных данных, обсуждают влияние ряда факторов на школьную адаптацию детей с РАС.
 
Статья Одинцовой М.А. и соавторов знакомит с опытом изучения индивидуально-психологических и семейных ресурсов матерей, воспитывающих детей с инвалидностью. Авторы выделяют три подгруппы матерей на основании профилей: «ресурсные», «умеренно ресурсные», «недостаточно ресурсные»; показывают специфические особенности каждого из профилей и возможности применения полученных данных в практике.
 
В работе Сабитовой Р.А. и Булыгиной М.В. исследуются отношения с матерью и сверстниками у детей предподросткового возраста с сахарным диабетом. Результаты исследования позволяют предположить, что контроль, требовательность, опека со стороны матери могут выступать способом совладания с ситуацией болезни ребенка. В статье обсуждается ряд особенностей взаимодействия со сверстниками детей с сахарным диабетом 1 типа, которые сопоставляются с характеристиками их отношений с матерями.
 
Статья Федосеевой А.М. и Бабкиной Н.В. показывает результаты исследования особенностей личного дистресса педагогов специального и инклюзивного образования. Полученные результаты дают возможность наблюдать, что личный дистресс значимо выше у педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования. Вместе с тем по показателям психологического благополучия различий между группами педагогов не обнаружено. Авторы отмечают, что эмоциональное истощение, эмпатическая забота, самопринятие и автономия оказались значимыми предикторами личного дистресса педагогов с разным опытом работы с учащимися с задержкой психического развития.
 
Рубрику «Методы и методики» открывает статья Коптевой Н.В с соавторами, посвященная психометрической проверке уточненной версии опросника «Невоплощенность в Интернете». Для более точной диагностики технологического развоплощения пользователя как варианта отчуждения собственного физического тела авторами была изменена и расширена база пунктов методики, проверена надежность и валидность опросника в ходе психодиагностического обследования.
 
Здесь же авторы Молчанова Л.Н. и Бузовкина А.В. представляют концептуальную модель исследования особенностей координационных функций у слабослышащих детей младшего школьного возраста. Авторы отмечают несформированность координационных функций и снижение таких их динамических характеристик, как темп и точность, что свидетельствует о недостаточности этих уровней организации движения у детей младшего школьного возраста с нейросенсорной тугоухостью в сравнении с детьми без нарушения слуха.
 
Завершает номер рубрика «Прикладные исследования», в которой авторы Алехина С.В. и Шеманов А.Ю. делятся результатами оценки родителями инклюзивной образовательной среды школы и своего участия в ее создании. В статье обсуждаются данные мониторинга, проведенного в 10 регионах России, и предпринимается попытка определить, с одной стороны, мнение родителей о готовности школ к инклюзивному образованию по ряду показателей инклюзивной образовательной среды, а с другой — оценить активность их участия в различных формах работы, предлагаемых школами. 
Полный выпуск журнала опубликован на портале психологических изданий PsyJournals.ru
Полезного и увлекательного чтения!