Клиническая и специальная психология
2023. Том 12. № 3. С. 121–140
doi:10.17759/cpse.2023120306
ISSN: 2304-0394 (online)
Отношения с матерью и сверстниками у детей предподросткового возраста с сахарным диабетом
Аннотация
Работа направлена на изучение отношений детей предподросткового возраста, имеющих сахарный диабет 1 типа, с их матерью и сверстниками. В исследовании приняли участие 30 детей 10–12 лет (M=11,26; SD=0,69) и их матери. 14 пар мать–ребенок составили основную группу детей с сахарным диабетом; 16 пар мать–ребенок вошли в контрольную группу. Использовались методики: «Взаимодействие родителя и ребенка»; «Семейный тест отношений»; эссе «Мой обычный день с ребенком»; беседа с ребенком «Мой обычный день с мамой»; анкеты для педагогов и воспитателей «Особенности взаимодействия с родителем» и «Особенности коммуникации ребенка»; Модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения». Результаты исследования говорят о том, что контроль, требовательность, опека со стороны матери гипотетически могут выступать способом совладания с ситуацией болезни ребенка. Матери детей с сахарным диабетом в большей мере сфокусированы на собственных чувствах и переживаниях; основными мишенями их заботы являются здоровье и учеба ребенка. Отмечается, что дети с сахарным диабетом при взаимодействии со сверстниками чаще, чем их здоровые сверстники, демонстрируют конформность, дружеское или нейтральное отношение, предпочитая уклоняться от конфликтных ситуаций или решать их с помощью взрослого. Выявлены связи между низкой компетентностью ребенка с сахарным диабетом 1 типа в умении договариваться со сверстниками, а также занимать лидерские позиции и «сотрудничающими» отношениями с матерью. Материнские контроль и гиперпотакание в отношении здоровых детей связаны с низким уровнем взаимодействия ребенка со сверстниками, его умением решать коммуникативные задачи.
Общая информация
Ключевые слова: сахарный диабет 1 типа, детско-материнские отношения, отношения со сверстниками, подростковый возраст
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2023120306
Получена: 26.07.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Сабитова Р.А., Булыгина М.В. Отношения с матерью и сверстниками у детей предподросткового возраста с сахарным диабетом [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 3. С. 121–140. DOI: 10.17759/cpse.2023120306
Полный текст
Введение
- матери детей с СД 1 отличаются более выраженной тревожно-опекающей родительской позицией, чем матери детей, не имеющих данного заболевания;
- существует связь между тревожно-опекающей позицией матерей детей с СД 1 и снижением уровня коммуникативной компетентности детей со сверстниками в предподростковом возрасте.
Методы исследования
Методы и методики
- Опросник Взаимодействие родителя и ребенка (И.М. Марковская), форма для матерей подростков. Опросник состоит из 10 шкал: Требовательность родителя; Строгость родителя; Контроль по отношению к ребенку; Близость родителя с ребенком, Принятие ребенка родителем; Сотрудничество; Согласие между ребенком и родителем; Последовательность родителя; Авторитетность родителя; Удовлетворенность отношениями с ребенком. Пункты оцениваются по шкале от 1 (абсолютное несогласие) до 5 (абсолютное согласие) [8]. Альфа Кронбаха общего показателя в данном исследовании составила 0,87.
- Семейный тест отношений (Е. Бене, в адаптации И.М. Марковской). Методика носит проективный характер и предназначен для выявления представлений детей об отношениях с родителями. Включает 73 карточки-послания, выражающих положительные или отрицательные чувства по отношению к членам семьи и отражающих недостаток либо избыток родительского внимания, заботы, участия [9]. В настоящем исследовании анализировались результаты, полученные по шкалам: Положительные чувства от ребенка к матери, Негативные чувства от ребенка к матери, Положительные чувства от матери к ребенку, Негативные чувства от матери к ребенку; Эмоциональная включенность матери в отношения с ребенком, Материнское гиперпотакание, Материнская гиперопека. Все шкалы оценивают представления самого ребенка. Альфа Кронбаха общего показателя в данном исследовании составил 0,79.
- Эссе для матери «Мой обычный день с ребенком». Матерям предлагалось написать небольшое эссе. С помощью контент-анализа подсчитывалось количество упоминаний матери: о ее тревоге по поводу состояния ребенка («беспокоюсь», «волнуюсь», «страшно»); о материнском контроле («звоню и спрашиваю»; «контролирую», «проверяю»), о совместных занятиях с ребенком («мы вместе делаем», «гуляем»; «я и сын/дочь участвуем», «обсуждаем») и самостоятельных занятиях ребенка («он/она самостоятельно», «ребенок выполняет», «занимается»); о ее личных занятиях («я готовлю им», «занимаюсь своими делами», «я читаю»); об интересах и увлечениях ребенка («он/она любит читать, музыку»; «занимается футболом», «увлекается моделированием»).
- Беседа с ребенком «Мой обычный день с мамой». Беседа записывалась на диктофон. Ребенка просили рассказать, как проходит обычный день с мамой, чем занимается он и мама после его занятий в школе. С помощью контент-анализа подсчитывались количество упоминаний ребенком совместных занятиях с мамой («мы с мамой вместе гуляем», «готовим»; «мама помогает мне»); его самостоятельности (я сам делаю уроки, я один хожу на тренировку…); о тревоге матери («мама волнуется», «переживает»); о материнском контроле («мама проверяет», «не разрешает долго играть в телефон»); личных занятиях и работе матери («мама занимается своими делами»; «читает»; «болтает по телефону с подругой»); собственных интересах и увлечениях («я люблю смотреть “видосики”», «играть в компьютер», «рисовать»; «увлекаюсь танцами», «увлекаюсь дзюдо»).
- Авторская анкета для педагогов «Особенности взаимодействия с родителем». Анкету заполнял педагог-воспитатель. Анкета состояла из 12 утверждений, которые предлагалось оценить по пятибалльной шкале (1 — никогда, 5 — очень часто). Вопросы сгруппированы в шкалы, выявляющие: Интенсивность общения матери с педагогами по вопросам обучения и поведения ребенка в школе («Интересуется у учителя об успеваемости ребенка или о проблемах, связанных с учебой»); Степень контроля матери за обучением и поведением ребенка («Контролирует выполнение домашних заданий ребенком»); Степень проявления обеспокоенности матери физическим состоянием ребенка в школе («Интересуется у воспитателя самочувствием ребенка»); Степень предоставления ею автономии ребенку в вопросах обучения («Игнорирует просьбы учителя / воспитателя о дополнительном контроле за поведением ребенка»). Максимальное значение по каждой шкале составляло 15 баллов.
- Авторская анкета для учителей и воспитателей «Особенности коммуникации ребенка». Анкету заполнял педагог-воспитатель. Анкета включала в себя 15 вопросов, которые предлагалось оценить по пятибалльной шкале, где 1 балл — «никогда», а 5 — «всегда». Вопросы анкеты сгруппированы в шкалы и касаются: Умения ребенка договариваться, действовать сообща («При взаимодействии с одноклассниками принимает условия и следует общим правилам»); Стремления ребенка к лидерству среди одноклассников («Является инициатором общих занятий с другими детьми»); Проявления эмпатии к сверстникам, способности оказать поддержку («Внимателен к другим детям, готов оказать помощь при необходимости»); Склонности ребенка к агрессии («Провоцирует конфликт»; «Проявляет физическую агрессию»); Проявления таких качеств, как замкнутость, обидчивость. Максимальная сумма по каждой шкале составляла 15 баллов.
- Модифицированный авторами вариант методики «Незаконченные предложения» для исследования отношений с одноклассниками. Детям предлагалось закончить предложения, например: «Мои одноклассники меня…»; «Когда мне нужна помощь, мои одноклассники…»; «Если, кто-то из одноклассников меня раздражает, то я…»; «Думаю, что мои одноклассники…»; «Среди одноклассников у меня друзей…» и т.д. Изучались отношение к одноклассникам; количество друзей; воспринимаемое отношение одноклассников к себе (дружелюбное, враждебное, нейтральное (обычное); степень выраженности враждебности в отношениях ( 0 — отсутствие упоминаний о враждебности; 1 — единичное упоминание; 2 — два упоминания; 3 — 3 и более); способ решения проблем (фиксировалось наличие/отсутствие: агрессивного способа, игнорирования, нахождения компромисса; обращения за помощью к педагогу); готовность помочь сверстникам (0 — отсутствие упоминаний; 1 — единичное упоминание; 2 — два упоминания; 3 — 3 и более); готовность одноклассников оказать помощь ребенку (0 — отсутствие упоминаний; 1 — единичное упоминание; 2 — два упоминания; 3 — 3 и более).
Результаты
с СД1, и матерей здоровых детей по методике «Взаимодействие родителя и ребенка»
Обсуждение результатов
Выводы
- Родительская позиция матерей детей с СД1 в отличие от матерей здоровых детей определяется: высоким уровнем тревоги за здоровье ребенка, менее выраженной последовательностью в воспитании и более высоким уровнем авторитета.
- В представлении детей с СД1 по сравнению со здоровыми детьми отношения с матерью чаще выглядят подчеркнуто позитивными: в них нет места негативным чувствам, таким как злость, обида, а контроль и опека матери в вопросах здоровья и учебы выражена сильнее.
- Большинство детей с СД1 (особенно девочки) по сравнению со здоровыми детьми при взаимодействии со сверстниками чаще демонстрируют конформность, дружеское или нейтральное отношение, предпочитая уклоняться от конфликтных ситуаций или решать их с помощью взрослого.
- Выявлены связи между взаимодействием матери и ребенка с СД1 и его отношениями со сверстниками. Низкая компетентность ребенка в умении договариваться со сверстниками, занимать лидерские позиции, а также наличие у него небольшого количества друзей связаны с «сотрудничающими» отношениями с матерью. Низкий уровень склонности к агрессивному решению проблемных ситуаций со сверстниками и готовность эмоционально поддерживать их поддержке связаны у детей с СД1 с некоторой идеализацией отношений с матерью, отрицанием негативных чувств по отношению к ней.
- Установлено, что материнские контроль и гиперпотакание в отношении здоровых детей связаны с низким уровнем взаимодействия ребенка со сверстниками, его умением решать коммуникативные задачи. Готовность ребенка к эмоциональной поддержке сверстников положительно связана с признанием ребенком негативных чувств при взаимодействии с матерью и отрицательно — с удовлетворенностью матери отношениями с ребенком.
Ограничения и перспективы исследования
Дополнительные материалы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Описательная статистика параметров методики «Взаимодействие родителя и ребенка» в группах матерей, воспитывающих детей с сахарным диабетом, и матерей здоровых детей
Параметры |
Группа |
N |
М |
SD |
Ме |
SE |
Требовательность матери |
СД |
14 |
15,20 |
1,63 |
15,0 |
0,43 |
КГ |
16 |
12,88 |
2,85 |
13,0 |
0,71 |
|
Строгость матери |
СД |
14 |
10,50 |
2,07 |
11,0 |
0,55 |
КГ |
16 |
11,06 |
3,00 |
12,0 |
0,75 |
|
Контроль за поведением ребенка |
СД |
14 |
13,30 |
2,75 |
13,0 |
0,74 |
КГ |
16 |
12,81 |
2,95 |
13,5 |
0,74 |
|
Эмоциональная близость |
СД |
14 |
19,50 |
2,44 |
18,0 |
0,65 |
КГ |
16 |
19,75 |
2,29 |
19,0 |
0,57 |
|
Принятие ребенка |
СД |
14 |
18,90 |
1,37 |
19,0 |
0,37 |
КГ |
16 |
18,91 |
2,30 |
19,0 |
0,58 |
|
Сотрудничество с ребенком |
СД |
14 |
18,40 |
1,60 |
19,0 |
0,43 |
КГ |
16 |
20,69 |
1,89 |
20,0 |
0,47 |
|
Согласие с ребенком |
СД |
14 |
16,40 |
2,93 |
16,0 |
0,78 |
КГ |
16 |
14,00 |
2,97 |
13,5 |
0,74 |
|
Последовательность матери |
СД |
14 |
17,40 |
2,62 |
16,0 |
0,70 |
КГ |
16 |
19,75 |
3,04 |
19,0 |
0,76 |
|
Авторитет матери |
СД |
14 |
13,70 |
4,87 |
13,0 |
1,30 |
КГ |
16 |
9,31 |
2,41 |
9,0 |
0,60 |
|
Удовлетворенность отношениями с ребенком |
СД |
14 |
19,30 |
2,84 |
19,5 |
0,76 |
КГ |
16 |
20,13 |
2,13 |
20,0 |
0,53 |
Примечания: СД — матери, воспитывающие детей с сахарным диабетом 1 типа; КГ — контрольная группа матерей, воспитывающих здоровых детей. N — количество участниц исследования; M — средние значения; SD — стандартное отклонение; Me — медиана; SE — стандартная ошибка средних значений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Описательная статистика параметров методики «Семейный тест отношений»
в группах матерей, воспитывающих детей с сахарным диабетом, и матерей здоровых детей
Параметры |
Группа |
N |
М |
SD |
Ме |
SE |
Положительные чувства к матери |
СД |
14 |
4,29 |
2,05 |
5,0 |
0,55 |
КГ |
16 |
3,75 |
2,24 |
3,5 |
0,56 |
|
Негативные чувства к матери |
СД |
14 |
1,29 |
1,59 |
0,5 |
0,43 |
КГ |
16 |
1,75 |
1,73 |
1,0 |
0,43 |
|
Положительные чувства от матери к ребенку |
СД |
14 |
3,71 |
1,77 |
3,0 |
0,47 |
КГ |
16 |
2,81 |
1,94 |
3,0 |
0,49 |
|
Негативные чувства от матери |
СД |
14 |
0,93 |
1,27 |
0,5 |
0,34 |
КГ |
16 |
2,38 |
1,82 |
2,0 |
0,46 |
|
Эмоциональная включенность матери в отношения с ребенком |
СД |
14 |
10,21 |
4,76 |
11,0 |
1,27 |
КГ |
16 |
10,69 |
3,86 |
10,5 |
0,97 |
|
Материнская гиперопека |
СД |
14 |
2,36 |
1,28 |
2,0 |
0,34 |
КГ |
16 |
1,5 |
1,63 |
1,0 |
0,41 |
|
Материнское гиперпотакание |
СД |
14 |
1,57 |
1,09 |
2,0 |
0,29 |
КГ |
16 |
1,19 |
1,11 |
1,0 |
0,28 |
Примечания: СД — матери, воспитывающие детей с сахарным диабетом 1 типа; КГ — контрольная группа матерей, воспитывающих здоровых детей. N — количество участниц исследования; M — средние значения; SD — стандартное отклонение; Me — медиана; SE — стандартная ошибка средних значений.
Литература
- Вовненко К.Б. Диагностика эмоциональных и поведенческих проблем детей младшего школьного возраста, больных сахарным диабетом первого типа // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n4/Vovnenko (дата обращения: 13.10.2023)
- Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности //Альманах института коррекционной педагогики. 2019. № 39. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-psychology-and-pedagogy-of-child-efektivnosti (дата обращения: 13.10.2023)
- Галасюк И.Н. Родительство особого ребенка: специфика смыслов и зрелость родительской позиции // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 9 (53). С. 627–643. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-48
- Киреева Т.И., Ковшова О.С. Детско-родительские отношения в семьях подростков, страдающих сахарным диабетом первого типа, как фактор формирования отношения к болезни // Неврологический вестник. 2019. Том 51. № 3. C. 51–56. URL: https://journals.eco-vector.com/1027-4898/article/view/15640/pdf (дата обращения: 13.10.2023)
- Коломиец И.Л. Эмоциональные и поведенческие характеристики детей с сахарным диабетом и их матерей // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 5 (16). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2012_5_16/nomer/nomer06.php (дата обращения: 13.10.2023)
- Лифинцева А.А., Холмогорова А.Б. Семейные факторы психосоматических расстройств у детей и подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 1. С. 70–83. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2015_n1/cpp_2015_npdf (дата обращения: 13.10.2023)
- Мавлянова О.В.Факторы трансформации неконструктивных форм агрессивного поведения в конструктивные // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n4/48752 (дата обращения: 13.10.2023)
- Марковкая И.В. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и психотерапия. 1999. № 2. С. 94–109.
- Марковкая И.В. О возможностях применения теста семейных отношений в психологической консультации // Семейная психология и психотерапия. 1999. № 2. С. 42–50.
- Мосина Е.С. Психологическая поддержка и сопровождение семей, имеющих ребенка с сахарным диабетом 1 типа, методами интегративной сказкотерапии на начальном этапе заболевания // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n4/cpse_2014_n4_Mosina.pdf (дата обращения: 13.10.2023)
- Мотовилин О.Г., Саверская Е.Н., Хаиров Р.Р. Дети с сахарным диабетом и социальный мир: проблемы и возможности (социальная оздоровительно-образовательная программа «Диабет. Танцы. Дети») // Медицинский совет. 2022. Том 16 (12). C. 71–84. DOI: 10.21518/2079-701X-2022-16-12-71-84
- Седлачкова Д., Кантор И. Живой опыт инклюзивного образования: тематическое исследование на примере подростка с диабетом, его матери и учителя // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 183–220. DOI: 10.17759/cpse.2021100211
- Якиманская И.С. Представление о болезни и характер детско-родительских отношений в семьях подростков, страдающих сахарным диабетом 1 типа // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. Том 19. № 2. С. 95–99.
- Cardinali P., Rapetti E., Migliorini L. Fear of hypoglycemia in Italian mothers of children with type 1 diabetes: The mediating role of resilience // Health Psychology Research. 2021. Vol. 9 (1). Article 27439. DOI: 10.52965/001c.27439
- Doe E. An analysis of the relationships between peer support and diabetes outcomes in adolescents with type 1 diabetes // Journal of Health Psychology. 2018. Vol. 23 (10). P. 1356–1366. DOI: 10.1177/1359105316656228
- Haegele J.A., Holland S.K., Hill E. Understanding parents’ experiences with children with type 1 diabetes: A qualitative inquiry // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19 (1). Article 554. DOI: 10.3390/ijerph19010554
- Hannonen R., Aunola K., Eklund K. et al. Maternal parenting styles and glycemic control in children with type 1 diabetes // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2019. Vol. 16 (2). Article 214. DOI: 10.3390/ijerph16020214
- Jones C.M., Foli K.J. Maturity in Adolescents with Type 1 Diabetes Mellitus: A Concept Analysis, Journal of Pediatric Nursing, 2018. Vol. 42. DOI: 10.1016/j.pedn.2018.07.004
- Ladd J.M., Reeves-Latour J., Dasgupta K. et al. Toward a better understanding of transition from paediatric to adult care in type 1 diabetes: A qualitative study of adolescents // Diabetic Medicine: A Journal of the British Diabetic Association, 2022. Vol. 39 (5). e14781. DOI: 10.1111/dme.14781
- Núñez-Baila M.d.l.Á., Gómez-Aragón A.; González-López J.R. Social support and peer group integration of adolescents with diabetes // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. Article 2064. DOI: 10.3390/ijerph18042064
- Ogle G.D., Wang F., Gregory G.A., Maniam J. Type 1 diabetes numbers in children and adults // IDF ATLAS REPORTS. 2022. URL: https://diabetesatlas.org/atlas/t1d-index-2022/ (дата обращения: 13.10.2023).
- Ortiz-Domenech S., Cumba-Avilés E. Diabetes-related stigma among adolescents: Emotional self-efficacy, aggressiveness, self-care, and barriers to treatment compliance // Salud Conducta Humana. 2021. Vol. 8 (1). P. 82–96.
- Pendley J.S., Kasmen L.J., Miller D.L. et al. Peer and family support in children and adolescents with type 1 diabetes // Journal of Pediatric Psychology. 2002. Vol. 27 (5). P. 429–438. DOI: 10.1093/jpepsy/27.5.429
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 326
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 159
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 3