Оценку индивидуально-психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста обсудили в читательском клубе «СоАвторское чтение»

27
Иллюстрация к новости

21 ноября 2025 г. при поддержке Точки кипения МГППУ состоялась очередная встреча читательского клуба «СоАвторское чтение» из цикла «Наука в публикациях» на тему  «Оценка индивидуально-психологических особенностей обучающихся: психодиагностический инструментарий». Для участия во встрече зарегистрировались около 90 человек, из 29 городов и областей России, а также из г. Барановичи, Минска (Беларусь), Темиртау (Казахстан) и Ташкента (Узбекистан).

Одна из участниц встречи, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA Наталья Павловна Радчикова кратко рассказала о своем участии в подготовке специального тематического выпуска журнала «Психолого-педагогические исследования», – «Психодиагностический инструментарий для оценки индивидуально-психологических особенностей обучающихся на разных уровнях образования» (№3-2025), автором которого стала спикер встречи.

«Мы старались отбирать статьи, которые представляют надежные, внутренне согласованные валидные инструменты и считаем, что это будет способствовать развитию психологии как науки», – прокомментировала Наталья Павловна.

В своем выступлении доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований МГППУ Наталья Борисовна Шумакова рассказала о методике диагностики интеллектуальных способностей первоклассников (ТИСП), включающей пять субтестов («Осведомленность /понимание», «Исключение лишнего», «Понимание соотношений», «Математика», «Аналогии»). Задания даны в рисуночной форме и не требуют умения читать. Данная методика предназначена для экспресс обследования уровня интеллектуального развития детей в возрасте 6-8 лет.

В свою очередь, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующая кафедрой «Цифровое образование», руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ Марина Геннадьевна Сорокова рассказала о стандартизации и валидизации данной методики. В исследовании участвовали около 1500 детей из различных регионов России. Участники обсудили различия этой методики от методики Равенна.

Второй доклад был посвящен методике изучения опосредованного запоминания, особенностей мышления и регуляции деятельности «Пиктограмма» для детей шести и семи лет. О ней рассказали кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Возрастная психология» факультета «Дошкольная педагогика и психология» Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Елена Ивановна Изотова и кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры «Возрастная психология» факультета «Дошкольной педагогики и психологии» МПГУ Татьяна Павловна Авдулова. В своем выступлении Елена Ивановна подчеркнула, что исследовательский диагностический инструмент «Пиктограмма», разработанный А.Р. Лурия, является уникальным. Показатели для анализа результатов в модифицированной в 2012 г. версии «Пиктограммы» следующие: уровень опосредованного запоминания, качественные особенности мышления, произвольная регуляция и организация деятельности, оригинальность образов и представлений. Елена Ивановна рассказала, что в проведенном исследовании приняли участие 166 детей в возрасте 6-ти лет и 304 ребенка в возрасте 7-ми лет из 6 регионов Российской Федерации. «Я совершенно обоснованно рекомендую не только для исследовательской практики, но и для прикладной деятельности психологов, работающих с детьми дошкольного возраста данный инструмент в качестве базового», – сказала Елена Ивановна.

Участники вебинара обсудили результаты данного исследования, в частности, региональные различия. Татьяна Павловна Авдулова выразила благодарность коллективу журнала: «Журнал позволяет представить результаты наилучшим образом, и очень серьезно, глубоко ориентируясь на такого современного продвинутого, подкованного во всех отношениях читателя». Она подчеркнула, что представляемая методика позволяет изучать показатели системного развития психики.

pdfпрезентация Н.Б. Шумаковой pdfпрезентация Е.И. Изотовой и Т.П. Авдуловой

Видеозапись встречи 

Видеозапись также доступна в VK-видео и на Rutube.


Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025г.

Куратор встреч читательского клуба «СоАвторское чтение» – Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры «Возрастная психология им. Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ.