Предновогодние дискуссии: самоконтроль в письменной деятельности у младших школьников с дисграфией обсудили в читательском клубе «СоАвторское чтение»

223
Иллюстрация к новости

19 декабря состоялось завершающее в 2025 году заседание читательского клуба «СоАвторское чтение» из цикла «Наука в публикациях» на тему «Самоконтроль в письменной деятельности у младших школьников с дисграфией». Встреча проводилась при традиционной поддержке Точки кипения Московского государственного психолого-педагогического университета. Для участия во встрече зарегистрировалось 30 человек из 12 населенных пунктов России.

О своем исследовании рассказала преподаватель кафедры «Специальное (дефектологическое) образование», факультет «Клиническая и специальная психология» МГППУ Анастасия Ивановна Богданова. Среди ключевых тезисов ее выступления прозвучали идеи о том, что функции саморегуляции и контроля являются одними из важнейших для младших школьников, а переход к инклюзивному обучению создает новые вызовы для педагогов. И, что психокоррекционная работа с младшими школьниками с дисграфией до сих пор проводится фрагментарно, несмотря на наличие разнообразных методов и стратегий.

Анастасия Ивановна рассказала о своем исследовании самоконтроля в письменной деятельности у младших школьников с дисграфией, в котором приняли участие 52 ученика третьих классов с нарушениями речи, имеющие сохранный интеллект, слух и посещающие занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом. В данном исследовании констатирующий эксперимент состоял из двух этапов. На первом был осуществлен анализ письменных работ учащихся с типологизацией и количественной оценкой ошибок, второй состоял из двух блоков диагностических заданий. Первый блок представлял модифицированный тест простых поручений с заданиями на оперирование языковыми единицами в классической форме предъявления. Большинство детей справились успешно, ошибки возникали при операциях анализа на уровне слова. Второй блок включал типичные задания по русскому языку, но с модифицированными инструкциями, требующими дополнительного контроля и удержания условий. При этом материал подбирался максимально приближенно к реальной учебной ситуации. Согласно полученным результатам, у детей со средним уровнем сформированности функций самоконтроля выявлено игнорирование фрагментов инструкции, увеличение количества ошибок к концу работы (снижение концентрации внимания), отсутствие самокоррекции. Учащиеся с критическим уровнем саморегуляции действовали по привычным алгоритмам, игнорируя условия задания, ориентировались только на начало инструкции, испытывали трудности при проверке результата через сравнение с исходной инструкцией. Результаты показывают, что у младших школьников с дисграфией трудности письма тесно связаны с недоразвитием функций саморегуляции и самоконтроля, особенно в условиях самостоятельной работы с текстовыми инструкциями.

Доклад вызвал оживленную дискуссию. Николай Николаевич Нечаев, доктор психологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ, действительный член Российской академии образования посоветовал внимательнейшим образом относиться к истокам проводимой работы, в частности, он рекомендовал тщательно изучить работы по поэтапному формированию умственных действий (статья П.Я. Гальперина «Умственное действие как основа формирования мысли и образа» 1957 года, работа П.Я. Гальперина, С.Л. Кабыльницкой «Экспериментальное формирование внимания» 1974 года).

Николай Николаевич отметил: «Что такое внимательность? Это контроль за своей деятельностью; как только вы начинаете учить этому методу, опираясь на основные приемы, разработанные в системе поэтапного формирования, достигаете ситуации, при которой ребенок пишет, автоматически контролируя свой процесс, не делая ничего специального по части самоконтроля». Николай Николаевич подчеркнул роль специальных занятий педагога-психолога, который должен формировать должен формировать соответствующие психологические возможности.

В дискуссионной части профессор, кандидат педагогических наук, декан факультета «Клиническая и специальная психология» Ева Эдуардовна Артемова подняла вопрос о том, в процессе каких занятий (с каким специалистом) предполагается формирование самоконтроля? А профессор, кандидат педагогических наук, завкафедрой «Специальное (дефектологическое) образование» Людмила Александровна Тишина, задала вопрос о том, каких знаний явно недостает современному учителю начальной школы для того, чтобы можно было бы говорить о предупреждении таких ошибок?

pdfПрезентация А.И. Богдановой

Видеозапись также доступна в VK-видео и на Rutube.

Календарь вебинаров в 2025

Куратор встреч читательского клуба «СоАвторское чтение» – Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры «Возрастная психология им. Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ.