Психологическая помощь семье как одно из направлений профилактики отклоняющегося поведения детей

Аннотация

В статье поднимаются вопросы оказания психологической помощи семье по профилактике отклоняющегося поведения детей. Представлены обобщенные результаты исследования ранних социально-психологических предпосылок отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Показана специфика работы психолога с родителями по повышению их социально-психологической компетентности.

Общая информация

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, профилактика , социально-психологическая компетентность, родители

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Шилова О.В. Психологическая помощь семье как одно из направлений профилактики отклоняющегося поведения детей // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Проблема различных видов зависимостей, а также профилактика отклоняющегося поведения у детей являются одними из самых актуальных направлений современной практической психологии. С целью предупреждения отклонений в поведении детей и подростков необходимо осуществлять комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получивший название «профилактика».

Одним из направлений первичной психопрофилактики может стать выявление предпосылок асоциального поведения детей с целью своевременной коррекции проблемного поведения ребенка и оказания психолого-педагогической помощи его семье. К ранним предпосылкам асоциального поведения можно отнести как ряд негативных индивидуально-психологических особенностей, так и социально-психологические факторы, к которым прежде всего относятся особенности воспитания ребенка в семье. Именно семья часто становится источником многих проблем ребенка.

<...>

Полный текст

Проблема различных видов зависимостей, а также профилактика отклоняющегося поведения у детей являются одними из самых актуальных направлений современной практической психологии. С целью предупреждения отклонений в поведении детей и подростков необходимо осуществлять комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получивший название «профилактика».

Одним из направлений первичной психопрофилактики может стать выявление предпосылок асоциального поведения детей с целью своевременной коррекции проблемного поведения ребенка и оказания психолого-педагогической помощи его семье. К ранним предпосылкам асоциального поведения можно отнести как ряд негативных индивидуально-психологических особенностей, так и социально-психологические факторы, к которым прежде всего относятся особенности воспитания ребенка в семье. Именно семья часто становится источником многих проблем ребенка.

Большое значение для развития детей и успешной интеграции их в современное общество имеют взаимоотношения между родителями и детьми. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы его поведения, применяя поощрения или наказания. Именно у родителей ребенок учится тому, как вести себя в определенной ситуации. Поэтому можно сказать, что семья – своеобразная стартовая площадка в жизни каждого человека. Она во многом определяет всю его дальнейшую судьбу.

К сожалению, на сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы приводит к ущербности, а зачастую и кризису семьи и, следовательно, снижению качества воспитательных возможностей семьи. Результатом неправильно сложившихся отношений в семье являются не только «проблемные», «трудные», «невозможные» дети, но и дети с «комплексами», «забитые», «несчастные». Известно, что неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Для таких детей характерна повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Тревожность, неуверенность детей приводят к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается нормальное развитие личностной сферы ребенка. Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку препятствует формированию у ребенка ощущения собственной значимости. У ребенка возникают проблемы с формированием чувства доверия к миру вообще, что в дальнейшем может привести к появлению трудностей  в общении и как следствие возникновению аддикций.

Целью нашего исследования было изучение социально-психологических предпосылок отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также определение эффективных психолого-педагогических условий для профилактики проблемного поведения ребенка.

В исследовательской работе использовался специально сконструированный диагностический комплекс, включающий анкеты и опросники для родителей и педагогов, экспертную оценку эмоциональных и поведенческих проявлений детей, проективные методики.

Результаты нашего исследования показали,  что наиболее значимыми социально-психологическими предпосылками отклоняющегося поведения старших дошкольников и первоклассников являются:

  • выраженность «предметного» начала в отношении ребенка, которое характеризуется требовательностью и контролем, наличием конкретных (независимых от желаний ребенка) ожиданий и оценочной позиции к ребенку;
  • низкий уровень материнской эмпатии по отношению к ребенку;
  • материнское отвержение;
  • неосознаваемые родительские установки на «разрешение» детям использовать силовые методы разрешения конфликтов со сверстниками;
  • неосознаваемые родительские установки на использование силовых методов воспитания.

Результаты проведенного нами диагностического исследования легли в основу создания программы работы с родителями по развитию их социально-психологической компетентности.

Родительская программа совершенствования социальной компетентности была направлена, главным образом, на:

а) попытку создать условия для осознания родителями особенностей своего отношения к ребенку и возникновения у матерей потребности в развитии адекватного возрасту и потребностям детей отношения (смена «предметного» отношения на «личностное»);

б) овладение механизмом внеситуативно-личностного общения с детьми во внешкольном, семейном, неформальном варианте в тренинге «общение без принуждения»;

в) овладение навыками конструктивного поведения в сложных, проблемных ситуациях.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения ребенка является тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми.

Цель тренинга – познакомить родителей с эффективными стилями взаимодействия со своим ребенком и практическими навыками воспитания детей; научить тому, как поощрять правильное и предотвращать неправильное поведение, не прибегая к физическим наказаниям и психологическому насилию; научить детей и родителей  находить адекватные способы поведения в сложных жизненных ситуациях.

Основной принцип, на который мы опирались при построении  программы, заключался в позитивном принятии родителями личности  детей, что соответствует потребности ребенка в безусловном позитивном внимании к себе и позволяет детям почувствовать свою значимость.

Программа опирается на практическое обучение родителей. В процессе тренинга используются различные методы: ознакомительные лекции, групповые  дискуссии, на которых участники тренинга имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме, а также ролевые игры, анализ практических ситуаций, просмотр видеоматериалов, домашние задания.

Анализ результатов проведенного тренинга показал, что все участники удовлетворены программой курса и тем положительным влиянием, которое она оказала на их взаимоотношения с детьми. У «проблемных» детей, родители которых приняли участие в программе, зафиксировано гораздо меньше отклонений в поведении, при этом родители получают большее удовлетворение от процесса воспитания, используют меньше физических наказаний, чем до обучения на курсах. Все участники программы отметили, что данный курс помог им более эффективно взаимодействовать со своими детьми и уделять им больше времени и внимания. Программа показала свою эффективность при работе с семьями, принадлежащими к самым разным социально-экономическим и культурным группам. Участники тренинга убеждены, что данный курс должен пройти каждый родитель и рекомендуют ввести его в работу дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Таким образом, для оказания комплексной помощи современной семье в новых социально-экономических условиях и предотвращению появления предпосылок  аддиктивного поведения ребенка необходима координированная работа специалистов разного профиля, в частности медиков, психологов, педагогов.

Данная работа должна начинаться задолго до появления ребенка и быть направленной на подготовку супругов к осознанному родительству.

На последующих этапах помощь семье включает в себя просветительскую, профилактическую и коррекционно-развивающую работу в женских консультациях, материнских школах, при детских центрах, в медико-психологических консультациях, дошкольных учреждениях и школах.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 5909
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2