Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19)

383

Аннотация

В работе представлены данные о характере изменений в запросах населения на дистанционную психологическую помощь в период пандемии и самоизоляции (январь—май 2020 г.). Эмпирическим материалом выступили данные Детского телефона доверия ФГБОУ ВО МГППУ, подключенного к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия 8-800-2000-122 и оказывающего психологическую помощь несовершеннолетним, их родителям (преимущественно проживающим в г. Москве). На основе анализа 17449 обращений в январе—мае 2020 г., и сравнения данных за аналогичный период в 2010—2019 гг. выявлено, что количество обращений возросло в январе на 38,02%, феврале на 49,0%, в марте на 43,06%, в апреле на 13,26%, в мае на 14,56%. Возрастание количества обращений обусловлено информационными запросами в связи с пандемией и самоизоляцией, тогда как доля психологических консультаций с марта по апрель снизилась. В структуре содержания психологических консультаций в отдельные месяцы возросла доля консультаций в связи с детско-родительскими конфликтами, с проблемами здоровья, социальной адаптации детей, антивитальными переживаниями и суицидальным поведением детей, употреблением алкоголя и курением. Количество обращений несовершенно летних абонентов в апреле и мае 2020 г. снизилось более чем на 50%. Полученные данные могут быть использованы для оценки потребностей населения в психологической помощи при ограничениях, связанных с пандемией, а также говорить о возможном снижении доступности психологической помощи для детей в период самоизоляции.

Общая информация

Ключевые слова: детско-родительские конфликты, COVID-19, самоизоляция, дистанционная психологическая помощь, доступность психологической помощи, подростки, Детский телефон доверия, суицидальные мысли

Рубрика издания: Дистанционное психологическое консультирование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гаязова Л.А., Вихристюк О.В. Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистан-ционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1. / Составители: В.В. Рубцов, А.А. Шведовская; ред.: В.В. Руб-цов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчи-ков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020.. С. 403–419.

Фрагмент статьи

Выявление того, как пандемия и самоизоляция 2020 г. влияют на детей и подростков, их психическое развитие и состояние представляет понятный интерес для исследователей. Эти данные также остро востребованы специалистами в области практической психологии, специалистами здравоохранения.

Литература

  1. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. Высшая школа экономики. № 4.05.06.2020 [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. Нацио­нальный исследовательский университет. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/366228092.pdf (дата обращения: 20.05.2019).
  2. Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В. Модель подготовки и сопрово­ждения специалистов детского телефона доверия в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 84—97. doi:10.17759/psylaw.2019090307 (дата обращения: 20.05.2019).
  3. Гильяно А.С., Баранова Е.М. Этические принципы в интернет-консультиро­вании: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Вестник практиче­ской психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 69—73. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n2/Guiliano_Baranova.shtml (дата обра­щения: 17.06.2020).
  4. Михайлова Е.А. Телефоны доверия как инструмент профилактики соци­ального неблагополучия // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 7 (113). C. 109—113 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telefony-doveriya-kak-instrument-profilaktiki-sotsialnogo-neblagopoluchiya (дата обра­щения: 20.05.2019).
  5. Распределение постоянного населения по возрасту и полу. Население. Мо­сква. Официальная статистика // Управление Федеральной службы госу­дарственной статистики по г. Москве и Московской области. URL: https://mosstat.gks.ru/folder/64634 (дата обращения: 04.06.2020).
  6. Ahmed M.Z. et al. Epidemic of COVID-19 in China and associated Psychological Problems // Asian Journal of Psychiatry. Vol. 51, June 2020, 1020922 https://doi.org/10.1016/j.ajp.2020.102092
  7. Child Helpline Services and the COVID-19 Outbreak [Электронный ресурс] // Posted on 16 May 2020. URL: https://www.childhelplineinternational.org/ child-helplines/tools/coronavirus/the-covid-19-outbreak-and-child-helpline-services/ (дата обращения: 04.06.2020).
  8. Cliffe B., Croker A., Denne M. and Stallard P. Clinicians’ use of and attitudes to­wards technology to provide and support interventions in child and adolescent mental health services // Child AdolescMent Health. 2020. Vol. 25. P. 95—101. doi:10.1111/camh.12362
  9. Garfin D.R., Silver R.C., Holman E.A. The novel coronavirus (COVID-2019) out­break: Amplification of public health consequences by media exposure // Health Psychol. 2020. Vol. 39 (5). P. 355—357. doi:10.1037/hea0000875
  10. Holmes E.A., O’Connor R.C., Perry V.H., Tracey I., Wessele, S., Arseneaul, L., … Bullmor E. Multidisciplinary research priorities for the COVID-19 pandemic: A call for action for mental health science // Lancet Psychiatry. URL: https://doi. org/10.1016/S2215-0366(20)30168-1 (дата обращения: 04.06.2020).
  11. Marques L., Bartuska A.D., Cohen J.N., Youn S.J. Three steps to flatten the men­tal health need curve amid the COVID-19 pandemic // Depression and Anxiety. 2020. Vol. 37. P. 405—406. https://doi.org/10.1002/da.23031
  12. Policy brief: the impact of COVID-19 on children (15 April 2020) [Электронный ресурс] // UN Special Representative of the Secretary General on Violence Against Children. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_ on_covid_impact_on_children_16_april_2020.pdf (дата обращения: 04.06.2020).
  13. Stein M.B. Mental health participation in the fight against the COVID-19 pan­demic // Depress Anxiety. 2020. Vol. 37. P. 404. doi:10.1002/da.23027
  14. Taylor C.B., Fitzsimmons-Craft E.E. and Graham A.K. Digital technology can rev­olutionize mental health services delivery: The COVID-19 crisis as a catalyst for change // Int J Eat Disord. 2020. doi:10.1002/eat.23300
  15. Van Dolen W.M., Weinberg C.B., & Ma L. The influence of unemployment and di­vorce rate on child help-seeking behavior about violence, relationships, and other issues. // Child Abuse & Neglect. 2013. Vol. 37 (2/3). P. 172—180. https://doi. org/10.1016/j.chiabu.2012.09.014

Информация об авторах

Гаязова Лариса Альфисовна, кандидат психологических наук, заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0542-6687, e-mail: gayazovala@mgppu.ru

Вихристюк Олеся Валентиновна, кандидат психологических наук, руководитель Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5982-1098, e-mail: vihristukov@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 480
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 383
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0