Основные принципы формирования сквозных цифровых компетенций у студентов в процессе освоения дополнительных профессиональных программ

332

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу определения нового понятия в профессиональной педагогике – «сквозные цифровые компетенции», а также определения основных педагогических принципов их формирования в высшей школе в процессе освоения студентами непрофильных IT-направлений дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации на этапе цифровой трансформации высшего образования. Авторами приведен анализ научной литературы по вопросам толкования понятия «сквозные цифровые компетенции», на основе анализа дано авторское определение данного понятия. В докладе представлена матрица сквозных цифровых компетенций с разделением на базовые, профессиональные и личностные. Данная матрица является основой разработки компетенций при реализации дополнительных профессиональных программ. В заключении статьи излагаются основные принципы формирования сквозных цифровых компетенций у студентов старших курсов высшей школы при параллельном освоении основных и дополнительных образовательных программ посредством электронного обучения по смешанной модели, и с учетом построения индивидуальных траекторий обучения у студентов старших курсов вуза. Также обозначена процедура оценки уровня сформированности сквозных цифровых компетенций у студентов по завершении обучения по программам дополнительного профессионального образования.

Общая информация

Ключевые слова: сквозные цифровые компетенции, дополнительное профессиональное обучение, электронное обучение, индивидуализация обучения, массовый открытый онлайн курс (МООК), модульные программы

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты онлайн-обучения на разных уровнях образования и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: научная статья

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в реализации исследования проректора по цифровизации и проектной работе Котова Р.М. и руководителя Центра развития компетенций Лёвкину О.М. (ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (КемГУ).

Для цитаты: Ачкасова О.Г., Панасюк В.П. Основные принципы формирования сквозных цифровых компетенций у студентов в процессе освоения дополнительных профессиональных программ // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 620–629.

Литература

  1. Закирова Э.Р., Веселухина П.В. Профессиональное образование 4.0: обучение в условиях цифровой трансформации – опыт Гер­мании // Развитие системы непрерывного образования в усло­виях Индустрии 4.0. Материалы Международной научно-прак­тической конференции. Екатеринбург: Изд-во РГЭУ, 2019. С. 70–73.
  2. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ-273 от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.08.2021).
  3. Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/07/1595396188/ %D0 %9F %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %BB %207- %D0 %9A %D0 %BE %D0 %BD %D1 %86 %D0 %B5 %D0 %BF %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F %20 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 %D0 %B2 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %8F %20 %D0 %A6 %D0 %9A_22.06 %20(1). pdf (дата обращения: 11.08.2021)
  4. Модель компетенций команды цифровой трансформации в си­стеме государственного управления / под ред. М.С. Шклярук. М.: Изд-во РАНХиГС, 2020. 43 с.
  5. Мякинина С.Б. Сквозные компетенции финского образования: финский опыт, российские реалии, сравнительный анализ // Школа будущего. 2019. № 3. С. 72–87.
  6. Панасюк В.П. Ачкасова О.Г. Сквозные цифровые компетенции студента как новое понятие профессиональной педагогики и ак­туальная задача высшей школы // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 5.
  7. Ala-Mutka K. Mapping Digital Competence: Towards a Conceptual Understanding [Электронный ресурс]. Seville: JRC-IPTS, 2011. URL: https://www.researchgate.net/publication/340375234_Mapp ing_Digital_Competence_Towards_a_Conceptual_Understanding (дата обращения: 25.08.2021).
  8. Digital Competence in Practice: An Analysis of Frameworks [Элек­тронный ресурс]. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2012. URL: https://ifap.ru/library/book522.pdf (accessed: 25.08.2021).

Информация об авторах

Ачкасова Оксана Геннадьевна, заместитель начальника по цифровизации образования, Управление развития дополнительного образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Кемерово, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1286-1305, e-mail: a17g12@rambler.ru

Панасюк Василий Петрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Центром мониторинга, аналитики и баз данных,, Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1643-7042, e-mail: panasykvpqm@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 180
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 332
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6