Влияние цифровой среды на мышление и умственную работоспособность учащихся

620

Аннотация

Педагоги, психологи и врачи-гигиенисты отмечают, что современным учащимся присуще так называемое клиповое мышление, которое возникло в связи с доминированием виртуальной среды в жизни человека. Оно характеризуется алогичностью, высокой скоростью переключения между фрагментами информации и отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира. Вместе с этим отмечается доминирование селективно-визуального внимания из-за чрезмерного времянахождения в Интернет-пространстве детей и подростков. Целью данного исследования стало изучение формирования клипового мышления у молодого поколения на примере учащихся среднего и старшего звена общеобразовательных организаций города Нижнего Новгорода. Исследования, посвящённые влиянию цифровизации на когнитивные процессы детей и подростков, являются как никогда актуальными. Однако такого рода научные исследования носят всего лишь эклектичный и разрозненный характер. Изучаются отдельные вопросы этой проблемы, но попыток рассмотреть вопрос системно представлено крайне мало. В сложившихся условиях необходима адаптация учебного процесса к новому типу восприятия и образу мышления сегодняшних школьников. В статье делается попытка проанализировать причины возникновения клиповости, показать разницу между клиповым мышлением и понятийным, познакомить с некоторыми научными исследованиями по обозначенной теме, проводимые кафедрой гигиены ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России.

Общая информация

Ключевые слова: учащиеся, цифровая среда, информатизация, клиповое мышление, понятийное мышление, умственная работоспособность

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено за счёт личных средств авторов.

Для цитаты: Богомолова Е.С., Лангуев К.А. Влияние цифровой среды на мышление и умственную работоспособность учащихся // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 36–48.

Литература

  1. Богомолова Е.С., Лангуев К.А. «Клиповое мышление» у детей и подрост­ков как новая реальность современного мира (научный обзор литерату­ры) // Аспирантские чтения – 2020. Молодые ученые: научные иссле­дования и инновации: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию з.д.н. РФ профессора А.А. Лебедева, Самара, 15 октября 2020 года. Самара: ООО «СамЛюксПринт», ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 2020. С. 230–233.
  2. Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамиконова О.А., Потем­кина Н.С., Розенблит С.И., Чанков С.В. Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков // Гигиена и са­нитария. 2016. Т. 95. № 2. С. 172–177.
  3. Букатов В.М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мыш­лении современных школьников – досадное новообразование постин­дустриального уклада или долгожданная реанимация психического естества? // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 4 (49). С. 5–19.
  4. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. М: Проспект, 2018. 254 с.
  5. Гречкина М.Э. Феномен «клипового мышления» подростков в эпо­ху информатизации // Профилактика зависимостей. 2019. № 3 (19). С. 107–112.
  6. Дутко Ю.А, Беловол Е.В. Особенности формирования мышления лич­ности в цифровой среде (сравнительный анализ поколений) // Науч­ный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 1. С. 78–92.
  7. Ивакина Е.Г., Панин О.Ю., Широков Ю.А. Когнитивные особенности но­вых поколений студентов как причина изменения подходов к методо­логии обучения // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2 С. 32–40.
  8. Кучма В.Р., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка информатизации обуче­ния и воспитания // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 7. С. 16–20.
  9. Лебедева Н.Н., Зуфман А.И., Мальцев В.Ю. Система зеркальных нейро­нов мозга: ключ к обучению, формированию личности и пониманию чужого сознания // Успехи физиологических наук. 2017. Т. 48. № 4. С. 16–28.
  10. Ломбина Т.Н., Мансуров В.А., Юрченко О.В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности // Социологическая наука и социальная практи­ка. 2019. Т. 7. № 4. С. 97–110.
  11. Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибало­ва М.С. Влияние гаджетов на развитие детей // Новые исследования. 2019. № 1 (57). С. 25–35.
  12. Макарьева Т.В., Филиогло Л.Д. Феномен «Клипового мышления» у младших школьников // Поволжский вестник науки. 2020. № 1 (15). С. 63–68.
  13. Ратанова Т.А. Люмбина Т.Н., Лукша В.Г. Неграмотность школьников как проблема России в XXI веке // Психология обучения. 2014. № 3. С. 4–17.
  14. Старицына О.А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 270–274.
  15. Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспи­тания детей дошкольного и младшего школьного возраста: дис. … д.м.н.. Иркутск, 2014. С. 67–68.
  16. Ткачук Е.А. Информатизация общества как социально-гигиенический фактор формирования «фундаментального цивилизационного сдви­га» // Crede Experto: Международный информационно-аналитиче­ский журнал. 2014. № 1. С. 290–300.
  17. Clure S.M., Laibson D.I., Loewenstein G. Separate neural systems value immediate and delayed monetary rewards // Science. 2004. Vol. 306. № 5695. P. 503–507.
  18. Kozhevnikov G.A., Musina O.R. The phenomenon of «clip-thinking» and its impact on quality of our everyday life. Актуальные проблемы профессио­нальной сферы в современном мире: материалы III международной на­учно-практической конференции молодых ученых на иностранных язы­ках, 17 марта 2016 года / под ред. Н.Н. Сергеевой. Екатеринбург: Ин-т иностранных яз., 2016. С. 84–86.
  19. Redick T.S., Shipstead Z., Meier M.E., Montroy J.J., Hicks K.L., Unsworth N., Kane M.J., Hambrick D.Z., Engle R.W. Cognitive predictors of a common multitasking ability: Contributions from working memory, attention control, and fluid intelligence // Journal of Experimental Psychology: General. 2016. Vol. 145. № 11. P. 1473–1492.

Информация об авторах

Богомолова Елена Сергеевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедры гигиены, проректор по учебной работе, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2513-2208, e-mail: olenabgm@rambler.ru

Лангуев Константин Александрович, Ассистент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6960-3940, e-mail: lka-2008@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 450
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 28

Скачиваний

Всего: 620
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 36