Критерии психологической безопасности обучающихся при использовании цифровых продуктов

262

Аннотация

В представленной статье рассматривается проблема психологических рисков и психологической безопасности обучающихся в процессе использования цифровых продуктов. В основе лежит анализ ситуаций, возникающих в процессе учебной деятельности. Характеристика степени психологической опасности (безопасности) ситуации определяется характером взаимодействия субъектов учебной ситуации, опосредованного использованием цифровых образовательных продуктов. Также определены факторы влияния цифровых образовательных продуктов на учебную деятельность и рассмотрены типы ситуаций по степени опасности воздействия на личность обучающегося: оптимальная ситуация, допустимая, допустимая, но нежелательная и недопустимая. Определены показатели степени безопасности учебной деятельности с использованием цифровых технологий.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая безопасность, критерии оценки безопасной ситуации, безопасность учебной деятельности, типология угроз и рисков

Рубрика издания: Интернет и риски общения в цифровой среде

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кишиков Р.В. Критерии психологической безопасности обучающихся при использовании цифровых продуктов // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 498–508.

Литература

  1. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертиза психологической безо­пасности образовательной среды [Электронный ресурс] / Психо­логия образования в XXI веке: теория и практика. URL: https:// psyjournals.ru/education21/issue/55049_full.shtml / (дата обра­щения: 27.08.2021).
  2. Валеева Г.В. Использование цифровых технологий в образова­тельном процессе: дилеммы, ценностные конфликты, риски // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 15 апреля 2021 г.) Чебок­сары: Издательский дом «Среда», 2021. С.74–77.
  3. Газета Вести образования [Электронный ресурс]. URL: https:// vogazeta.ru/articles/2019/5/27/shkolniki/7699-ministerstvo_ prosvescheniya_i_rao_nachinayut_masshtabnoe_issledovanie_ rastem_v_rossii. (дата обращения 03.09.2021).
  4. Львович В.А. Психологическая безопасность образовательной среды: ее виды и критерии // Актуальные проблемы гуманитар­ных и естественных наук. 2014. № 2–2. С. 129–131
  5. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Уч. пособие. СПб.: Речь, 2002. 256 с.
  6. Подписание добровольных обязательств компаниями – учре­дителями Альянса по защите детей в цифровой среде. [Элек­тронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/66557. (дата обращения 05.09.2021).
  7. Приказ № 196 от 29 апреля 2020 г. «Об утверждении Положения о Департаменте цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации» [Элек­тронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/98620f 4433dc89fbbb8867d59c4e7e8c/download/3013/. (дата обращения 01.09.2021).
  8. Терещенко А.Г. Психологическая безопасность образовательной среды // Психологическая безопасность образовательной среды: сб. докладов всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Ф.Ш. Мухаметзяновой. Изд-во: ООО «Дионис», 2016. С. 160–171.
  9. Угарова Н.М. Современные модели психологической безопасно­сти личности // Психологическая безопасность образовательной среды: сб. докладов всероссийской научно-практической конфе­ренции / Под ред. Ф.Ш. Мухаметзяновой. Изд-во: ООО «Дио­нис», 2016. С. 171–173.
  10. Устав Федерального института цифровой трансформации в сфе­ре образования [Электронный ресурс]. URL: https://ficto.ru/content/obshchaia-informatsiia. (дата обращения 08.09.2021).
  11. Эксакусто Т.В. Теоретические основы социально-психологиче­ской безопасности: Монография / Под ред. Н.А. Лызь. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. 244 c.

Информация об авторах

Кишиков Роман Валентинович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7617-8855, e-mail: rvk14@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 300
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 262
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 5