Имплицитное формирование процедурных знаний в цифровой интерактивной среде у детей с нарушением чтения

118

Аннотация

Дислексия является серьезной образовательной и социальной проблемой. В методологии коррекционного обучения при нарушениях чтения могут применяться две принципиально разные стратегии: а) упрощение инструкций и дополнение их некоторыми вспомогательными упражнениями и б) применение альтернативных методов обучения. На протяжение более 20 лет А.Н. Корневым разрабатывался и апробировался альтернативный метод обучения чтению детей с дислексией, который делает для них доступным освоение слогового чтения и чтения целыми словами. На основе этого метода была создана цифровая онлайн-методика формирования чтения у детей с дислексией, размещенная на WEB-платформе. Экспериментальная оценка эффективности и доступности бета-версии данной методики дала положительные результаты.

Общая информация

Ключевые слова: чтение, нарушение чтения, дислексия, имплицитное научение

Рубрика издания: Инклюзивное образование в цифровой среде: возможности и риски

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19–29–14078.

Для цитаты: Корнев А.Н., Балчюниене И. Имплицитное формирование процедурных знаний в цифровой интерактивной среде у детей с нарушением чтения // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 263–276.

Литература

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003.
  2. Корнев А.Н. Поэтапное формирование оперативных единиц письма и чтения как базовый алгоритм усвоения этих навыков // Нарушения письма и чтения у детей. Изучения и коррекция. М.: ЛОГОМАТ, 2018. С. 6–23.
  3. Корнев А.Н., Авраменко А.С. Игры, занятия, инсценировки для обучения чтению детей 4–5 лет. СПб.: Каро, 2009.
  4. Корнев А.Н., Авраменко А.С. Обучение чтению дошкольников полуглобальным методом. Методическое пособие. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2013.
  5. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей. Учебно-методическое пособие для психологов и логопе­дов. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2010.
  6. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М.: Педагогика, 1971.
  7. Esteves K.J., Whitten E. Assisted reading with digital audiobooks for students with reading disabilities // Reading Horizons. 2011. Vol. 51. P. 21.
  8. Gombert J.E. Implicit and explicit learning to read: Implication as for subtypes of dyslexia // Current psychology letters. Behaviour, Brain & Cognition. 2003. Vol. 10.
  9. Green T.D., Flowers J.H. Comparison of implicit and explicit learn­ing processes in a probabilistic task // Perceptual and Motor Skills. 2003. Vol. 97. P. 299–314.
  10. Henderson L., Warmington M. A sequence learning impairment in dys­lexia? It depends on the task // Research in Developmental Disabil­ities. 2017. Vol. 60. P. 198–210.
  11. Jamshidifarsani H., Garbaya, S., Lim, T., Blazevic, P., Ritchie, J.M. Technology-based reading intervention programs for elementary grades: An analytical review // Computers & Education. 2019. Vol. 128. P. 427–451.
  12. Kanvinde G., Rello L., Baeza-Yates R. IDEAL: a dyslexic-friendly ebook reader // Proc. of the 14th international ACM SIGACCESS conference on Computers and accessibility. 2012. P. 205–206.
  13. Knight B.A., Galletly S.A., Gargett P.S. Managing cognitive load as the key to literacy development: Research directions suggested by crosslinguistic research and research on Initial Teaching Alphabet (ITA) // Progress in Education. 2017. Vol. 45. P. 61–150.
  14. Lyytinen H., Ronimus M., Alanko A., Poikkeus A.M., Taanila M. Ear­ly identification of dyslexia and the usage of computer game-based practice to support reading acquisition // Nordic Psychology. 2007. Vol. 59. P. 109–126.
  15. National Reading Panel (US). Report of the National Reading Panel: Teaching children to read: An evidence-based assessment of the scientific research literature on reading and its implications for reading instruction: Reports of the subgroups. National Institute of Child Health and Human Development, National Institutes of Health. 2000.
  16. Nissen M.J., Bullemer P. Attentional requirements of learning: Ev­idence from performance measures // Cognitive Psychology. 1987. Vol. 19. P. 1–32.
  17. Ramus F., Marshall Ch., Rosen S., van der Lely H.K.J. Phonological deficits in specific language impairment and developmental dys­lexia: towards a multidimensional model // Brain. 2013. Vol. 136. P. 630–645.
  18. Reber A.S. Implicit learning and tacit knowledge // Journal of Exper­imental Psychology: General. 1989. Vol. 118. P. 219–235.
  19. van de Walle de Ghelcke A., Rossion B., Schiltz Ch., Lochy A. Teaching methods shape neural tuning to visual words in beginning readers // BioRxiv. doi: 10.1101/446203.

Информация об авторах

Корнев Александр Николаевич, доктор психологических наук, зав. кафедры логопатологии, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6406-1238, e-mail: k1949@yandex.ru

Балчюниене Ингрида, PhD, доцент, кафедра логопатологии факультета клинической психологии, ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8307-1108, e-mail: ingrimi@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 101
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 118
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4