Онлайн-поиск дополнительной информации как элемент образовательной активности современных школьников: как сделать его эффективнее?

56

Аннотация

Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление способов организации учащимися средней школы своей образовательной онлайн-активности, способствующих наиболее эффективному выполнению заданий, связанных с необходимостью самостоятельного поиска дополнительной учебной информации в сети Интернет. В исследовании приняли участие 44 учащихся 5–9 классов общеобразовательных школ. Анализировались такие характеристики организации онлайн-поиска в процессе выполнения учебного задания, как использование конспекта или отказ от него, способ подготовки конспекта (рукописный / электронный, структурированный / неструктурированный), а также способ воспроизведения материала (чтение конспект / рассказ с опорой на конспект / рассказ без опоры на конспект). В качестве показателей эффективности онлайн-поиска рассматривались объем отсроченного воспроизведения информации, а также способ воспроизведения (фактический / синтетический). Показано, что эффективный онлайн-поиск учебной информации обеспечивается такими организационными условиями, как структурированное конспектирование найденной информации от руки и самостоятельное изложение найденного (с опорой на конспект или без нее). Полученные результаты обсуждаются в контексте проблемы необходимости создания условий для повышения «пользовательской культуры» школьников как субъектов образовательной активности в сети Интернет.

Общая информация

Ключевые слова: онлайн-поиск, школьники, учебные задания

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты онлайн-обучения на разных уровнях образования и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19–29–14005.

Для цитаты: Микляева А.В. Онлайн-поиск дополнительной информации как элемент образовательной активности современных школьников: как сделать его эффективнее? // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 609–619.

Литература

  1. Костромина С.Н., Гнедых Д.С. Информация и знание: подходы к пониманию процессов усвоения информации и формированию знаний в обучении // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 5. № 2. С. 5–14.
  2. Семенов А.Л. Результативное образование расширенной лично­сти в прозрачном мире на цифровой платформе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020 Вып. 3. С. 590–596. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020–3-27
  3. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. «Цифровая» ситуация развития межпоколенческих отношений: разрыв и взаимодействие меж­ду подростками и родителями в интернете // Мир психологии. 2017. № 1 (89). С. 134–143.
  4. Hargittai E. Digital Na(t)ives? Variation in Internet Skills and Uses among Members of the “Net Generation” // Sociological Inquiry. 2010. Vol. 80. № 1. Pp. 92–113. DOI: 10.1111/j.1475–682X.2009.00317.x
  5. Li Y., Chen Y., Liu J., Cheng Y., Wang X., Chen P., Wang Q. Meas­uring task complexity in information search from user’s perspec­tive // Proceedings of the American Society for Information Sci­ence and Technology. 2011. Vol. 48 (1). P. 1–8. DOI:10.1002/meet.2011.14504801092
  6. Miklyaeva, A.V., Bezgodova S.A. Educational Online Activity in Ado­lescents with Various Academic Achievements // ARPHA Proceed­ings. 2020. Vol. 3. P. 1629–1638.

Информация об авторах

Микляева Анастасия Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, e-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 117
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 56
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0