Социальные сети и готовность молодежи к реализации себя в цифровом обществе

42

Аннотация

В статье исследуется влияние времени нахождения в социальных сетях на сформированность цифровых компетенций молодежи. В опросе приняло участие 807 учеников старших классов и студентов вузов г. Нижний Новгорода. В процессе исследования выделены три группы молодежи по времени нахождения в социальных сетях: первая группа старается ограничивать время пребывания в интернете, в том числе, в социальных сетях; вторая группа тратит в социальных сетях по несколько часов в день; третья группа проводит в социальных сетях все свободное время. Выявлено, что наиболее успешна в формировании цифровых компетенций вторая группа. Она имеет более высокие показатели по владению компьютерными программами и навыкам использования электронных таблиц в аналитике, чаще говорит об опыте создания компьютерных продуктов, имеет опыт удаленной работы на дому, активно пользуется сайтом Госуслуг. Первая группа чувствует себя скованной в цифровой реальности, что сказывается на низких темпах овладения цифровыми компетенциями в процессе взросления. Третья группа также демонстрирует низкие показатели сформированности цифровых компетенций, что связано с акцентированием внимания на удовлетворении гедонистических потребностей при посещении социальных сетей.

Общая информация

Ключевые слова: социальные сети, цифровая компетентность, цифровое общество

Рубрика издания: Интернет и риски общения в цифровой среде

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Воскресенская Н.Г. Социальные сети и готовность молодежи к реализации себя в цифровом обществе // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 465–475.

Литература

  1. Гришаева С.А., Клюваев К.В. Коммуникативные практики моло­дежи в социальных сетях // Цифровая социология. 2019. Том 2. № 3. С. 4–9. DOI: 10.26425/2658–347X-2019–3-4–9
  2. Ильичева И.М., Сыркин Л.Д., Ляпин А.С. Социальные сети как средовой фактор формирования личности учащегося в контексте профилактики социально опасных явлений // Психолого-педа­гогический поиск. 2019. № 3 (51). С. 143–151.
  3. Ларионова Е.Ю. Социальные сети и социальные проблемы // На­учный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 6 (9). С. 274–278.
  4. Михеев Е.А. Отношение личности к дезинформации в простран­стве социальных сетях как социально психологический феномен // Мир психологии. 2019. № 2 (98). С.120–130.
  5. Семенова Т.В., Куксгаузен А.А., Зражевская Е.О. К вопросу об интернет-зависимости у молодежи // Социальные и духовные основания существования человека в современном обществе. Сборник научных трудов. Саратов. 2018. С. 160–170.
  6. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результа­ты Всероссийского исследования / Солдатова Г.У., Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Золотова. М.: Фонд развития Интернет. 2013. 144 с.
  7. Digital 2020: Global Digital Overview [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview

Информация об авторах

Воскресенская Наталья Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-политических коммуникаций, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ФГБОУ ВПО ННГУ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4979-5989, e-mail: navoskr@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 77
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 42
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1