Эмоциональная составляющая наивных представлений об образованности и необразованности (на материале каузативно-эмотивного анализа сетевых дискуссий)

51

Аннотация

В работе представлены результаты исследования одного из видов эмоциональной составляющей наивных представлений об образованности и необразованности. В качестве источника информации о разделяемых большими группами людей наивных представлениях был использован корпус текстов 2048 сетевых дискуссий в русскоязычном сегменте YouTube, посвященных видеоматериалам развлекательного, политического и познавательного содержания. Обработка текстов осуществлялась с помощью инструмента TITANIS, позволяющего проводить каузативно-эмотивный анализ, то есть выделять в тексте описание элементарной эмоциональной ситуации в виде конструкции, состоящей из глагола приведения в эмоциональное состояние (эмотива) и зависимых от него каузатора и экспериенцера эмоции. Частотно воспроизводимые сочетания эмотива и определенных аргументов, замещающих ролевые позиции при нем, рассматриваются в качестве реализации наивных представлений о типичных эмоциональных ситуациях, в которых участвуют носители определенного образовательного статуса, а также характерные проявления такого статуса. В ходе исследования были выявлены данные о том, что для наивных представлений характерно приписывание персонам с высоким образовательным и интеллектуальным уровнем склонности к отрицательным эмоциональным состояниям оскорбленности, унижения и обиды, а типичным проявлениям образованности и интеллектуальности – роли источника эмоций восхищения, интереса и удивления. Эмоциональность наивных представлений о необразованности в целом менее выражена по сравнению с представлениями об образованности. Полученные данные могут представлять интерес в контексте задач средней и высшей школы по формированию ценностного отношения к образованию и интеллекту.

Общая информация

Ключевые слова: образованность, картина мира, автоматический анализ текста, сетевые дискуссии

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-29-07163мк.

Для цитаты: Кузнецова Ю.М. Эмоциональная составляющая наивных представлений об образованности и необразованности (на материале каузативно-эмотивного анализа сетевых дискуссий) // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 297–321.

Литература

  1. Баженова Е.А., Шенкман В.И. Номинативное поле концепта школа // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2003. Вып. 4 (24). С. 91–97.
  2. Бочарова Е.Е. Представления об образованности у учащейся молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 3 (1). С. 38–43.
  3. Бузинова Л.М. О концепте «образование» российской лингвокультуре // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8 (86). Ч. 1. C. 72-76. DOI: 10.30853/filnauki.2018-8-1.17
  4. Воркачев С.Г. Lumen naturale: аксиология интеллекта в языке. Краснодар: Изд. ФГБОУ ВПО «КубГТУ», 2016. 296 с.
  5. Воронина Т.М. Метафорическая составляющая смежных концептов: сходства и различия (на материале концептов сферы «интеллект» и сферы «образование» // Проблемы истории, филологии, культуры. 2011. № 3 (33). С. 518–521.
  6. Голубева А.Р., Логинова Н.С., Пономаренко О.П. Педагогический инструментарий формирования представлений об интеллигенции и интеллигентности у вузовской молодёжи на занятиях по культурологии (на примере текста Ю. М. Лотмана) // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 219–222.
  7. Григорьев О.Г., Кузнецова Ю.М., Никитина Е.Н., Смирнов И.В., Чудова Н.В. Каузативно-эмотивный анализ. Часть I. Методика изучения эмоциональных реакций пользователей социальных сетей // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 3. С. 114–121. DOI: 10.31857/S020595920020501-7
  8. Евдокимычева М.А. Сфера наивных представлений в современной картине мира: лингвокультурологический анализ. А/р. дисс. ... канд. культурологии. СПб., 2008. 24 с.
  9. Замошникова Н.Н. Реформирование образования в РФ 1991-2015 годы: от структурно-функционального диссонанса социальной системы к поиску баланса интересов её субъектов // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2016. Т. 11. № 2. С. 49–60. DOI: 10.21209/2307-1826-2016-11-2-49-60
  10. Зиновьева Е.И., Рохлина Е.К. Стереотипное представление об умном человеке в русской лингвокультуре // Международный научно-исследовательский журнал [Электронный ресурс]. 2016. № 9 (51). URL: https://research-journal.org/archive/9-51-2016-september/stereotipnoe-predstavlenie-ob-umnom-cheloveke-v-russkoj-lingvokulture (Дата обращения 17.09.2022).  DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.138
  11. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009. 252 с.
  12. Ильина В.А. К вопросу о классификации ценностей и антиценностей // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. № 3 (858). С. 46–53.
  13. Интеллектуал // Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс]. М.: Русский язык, 2000. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/171136 (Дата обращения: 17.09.2022).
  14. Кузнецова Ю.М. Структурные и содержательные характеристики ценностных образований личности. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006. 290 с.
  15. Куссе Х. Язык(-и) мудрости в XX и XXI веках // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 6 (848). С. 242–253. DOI: 10.52070/2542-2197_2021_6_848_242
  16. Макашова В.В. Структурная модель концепта «образование» // Litera. 2022. № 5. С. 55–64. DOI: 10.25136/2409-8698.2022.5.37891
  17. Мамина Т.В. Концепт «образование» и его репрезентация в рамках сценария «карьера» // Материалы ХVI Международный конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Москва, 13–17 апреля 2009 г. / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. М.: МАКС Пресс, 2009. URL: www.lomonosov-msu.ru/2009/ (Дата обращения: 17.09.2022).
  18. Наер Н.М. Синекдоха в дискурсивном аспекте // Преподаватель ХХI век. 2016. Т. 2, № 1. С. 352–356.
  19. Нарушевич А. Несколько вопросов о категории одушевленности / неодушевленности // Русский язык [Электронный ресурс]. 2002. № 41. URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200204103 (Дата обращения: 17.09.2022).
  20. Поспелова Т.П. Образованность как ценность и критерий социокультурной идентичности личности // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 51–55.
  21. Рябова Т.С. Концепт «высшее образование» в дискурсе российских СМИ 2012-2017 гг. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (210). С. 80–92. DOI 10.23951/1609-624X-2020-4-80-92
  22. Сун Янань. Концепт «образование» как компонент образовательного потенциала сайтов китайских университетов (на материале русскоязычных версий). Дисс. ... канд. филол. наук, канд. пед. наук. Архангельск, 2022. 249 с.
  23. Фалеева Л.В. Ценность самоорганизации личности студента в учебной деятельности как феномен: от ценностей обучения к ценности образования // Materiály VIII mezinárodní vědiko-praktická conference «Dny vědy – 2012». Pedagogika: Praha. Publishing House «Education and Science», 2012. C. 10–16.
  24. Шалова С.Ю., Токмакова Д.С. Отношение к образованию в России: традиции и современность // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7, № 2. DOI: 10.15862/67PVN215
  25. Шевченко М.Ю., Чернова И.Д. Концепт «Обучение» как отражение реальной картины образования // Humanization of education and upbringing in the education system: theory and practice: materials of the VI international scientific conference on March 20–21, 2017. Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. С. 13–15.
  26. Юрченко М.Г. Мотивирующие признаки концепта «Студент» // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16, № 4. С. 89–95. DOI: 10.21209/1996-7853-2021-16-4-89-95
  27. Юрченко М.Г. Мотивирующие признаки макроконцепта «Учитель / ученик» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23, № 3 (87). С. 847–854.

Информация об авторах

Кузнецова Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр “Информатика и управление” Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9380-4478, e-mail: kuzjum@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 72
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 51
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4