Характеристика умственной работоспособности и невербального интеллекта подростков в условиях нового информационного пространства

106

Аннотация

Научные исследования показывают, что мыслительные, аттенционные и мнемические способности учащихся 14-18 лет отличаются более высокой эффективностью, чем у их сверстников, не имеющих опыта работы в виртуальной среде. С одной стороны, это можно объяснить интенсификацией учебных занятий, объёмом получаемой информации, увеличением темпа работы, повышением нагрузки на нервную, а также зрительную системы в условиях цифровой образовательной среды. С другой стороны, при постоянной виртуальной коммуникации с помощью мессенджеров, виртуальных чатов у подростков когнитивно-перцептивные процессы развиваются недостаточно. Целью данного исследования стало изучение умственной работоспособности и невербального интеллекта учащихся среднего и старшего звена общеобразовательных организаций города Нижнего Новгорода в условиях цифровой среды. Исследования, посвящённые влиянию цифровизации на когнитивные процессы и невербальный интеллект детей и подростков, являются как никогда актуальными. Однако такого рода научных исследований недостаточно, кроме того, они носят разрозненный характер. Изучаются отдельные вопросы этой проблемы, но попыток рассмотреть вопрос системно недостаточно. Особенно это актуально, если рассматривать данную проблему в ракурсе клипового мышления, который доминирует у современного молодого поколения.

Общая информация

Ключевые слова: учащиеся, цифровая среда, информатизация, клиповое мышление, вербальный интеллект, эмоциональный интеллект

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено за счёт личных средств автора.

Для цитаты: Лангуев К.А. Характеристика умственной работоспособности и невербального интеллекта подростков в условиях нового информационного пространства // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 77–89.

Литература

  1. Байгужин П.А. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды //                                    Science for Education Today. 2019. № 5. С. 48-70.
  2. Богомолова Е.С., Лангуев К. А., Котова Н. В., Лангуева Е.В. Влияние цифровой среды на умственную работоспособность и мышление учащихся // Наука и школа. 2022. № 1.  С. 123-133. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-1-123-133.
  3. Безруких М.М., Комкова Ю.Н. Особенности интеллектуального развития детей                    15-16 лет с разным опытом работы за компьютером // Экспериментальная психология. 2010. № 3. С. 110-122.
  4. Гречкина М.Э. Феномен «клипового мышления» подростков в эпоху информатизации // Профилактика зависимостей. 2019. № 3. С.107-112.
  5. Догуревич О.А., Сугробова Г.А. Влияние работы на ПЭВМ с разными видами информации на психофизиологическое состояние подростков. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки. 2017. № 4. С. 65-73.
  6. Ельцова О.В. Проблемы цифровизации современного школьного образования: теория и опыт // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2021. № 4. С. 26-31.
  7. Кучма В.Р. Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. 2016. № 12. С. 1183-1188.
  8. Лабердина М.Н. Трансформация мышления в условиях цифровизации // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию.2021. № 1. С. 176-180.
  9. Локалова Н.П. Повышение интеллектуального потенциала учащихся как актуальная задача современного школьного образования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. 2009. № 3.                         С. 62-76.
  10. Ломбина Т.Н., Юрченко О.В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С.45-50.
  11. Мустафаев С.М. Особенности невербальной экспрессии подростков с Интернет-зависимым поведением // Перспективы Науки и Образования. 2014. № 1.
  12. Рукавкова Е.М. Показатели умственной работоспособности учащихся лицея// Санитарный врач. 2022. № 7. С. 492-499. DOI 10.33920/med-08-2207-06.
  13. Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Психофизиологическая характеристика особенностей становления когнитивных функций у учащихся старших классов //Гигиена и санитария. 2021. № 4. С. 358-364.
  14. Соловьёв В.Н. Психолого-педагогический и физиологический механизмы утомления при умственной деятельности и его значение в адаптационном процессе студентов // Успехи современного естествознания. 2002. № 5. С. 91-93.
  15. Халфина Р.Р., Тимченко Т.В. Психофизиологические особенности умственной работоспособности   и   утомления    пользователей    компьютерами // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-7. С. 323-328.
  16. Хлыстова Е.В. Развитие перцептивной чувствительности у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование. 2009. № 2. С. 50-59.
  17. Шаповалова О.Н. Преимущества и риски цифровизации школьного образования глазами педагогов и родителей: аналитический обзор // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 1. С. 49-54.
  18. Шибкова Д.З., Байгужин П.А., Герасев А.Д. Влияние технологий цифрового обучения на функциональные и психофизиологические ответы организма: анализ литературы // Science for Education Today. 2021. № 3. С. 125-141.
  19. Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Чепрасов В.В. Использование подростками информационных технологий в образовательном процессе и досуге как актуальная проблема здоровьесбережения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 1. С. 28-33.

Информация об авторах

Лангуев Константин Александрович, Ассистент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6960-3940, e-mail: lka-2008@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 233
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 106
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2