Психологические особенности несовершеннолетних, совершающих правонарушения против половой неприкосновенности с применением Интернет-технологий

15

Аннотация

Представлены результаты теоретического анализа проблемы развития информационных технологий и альтернативных способов общения как возможности возникновения новых видов насилия и злоупотребления. Особое место среди противоправных действий занимают сексуальные правонарушения, где обвиняемыми являются несовершеннолетние. Наблюдается специфичность поведения подростков и особенности, которые ограничивают понимание опасности совершаемых действий. Отмечено, что несовершеннолетние правонарушители оценивают общение в сети как элемент игровой деятельности, ряд деликтов совершается для создания контента в социальных сетях, подростки часто обсуждают сексуальную тематику и обменивается изображениями с младшими по возрасту детьми в контексте изучения отношений между полами. С учетом того, что девиантное и делинквентное поведение видоизменяется в новых социальных условиях, изучение детей и подростков в контексте интернет-среды является неотъемлемой частью развития цифрового общества и поможет не только понять механизмы его формирования и функционирования, но и обеспечит возможности для предупреждения киберагрессии.

Общая информация

Ключевые слова: преступность, асоциальность и преступность подростков, киберпреступления, несовершеннолетние правонарушители, девиантное поведение детей и подростков, секстинг

Рубрика издания: Новые возможности, особенности и риски общения в сети Интернет

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Федонкина А.А., Терехина С.А. Психологические особенности несовершеннолетних, совершающих правонарушения против половой неприкосновенности с применением Интернет-технологий // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 524–532.

Полный текст

Введение

Развитие информационных технологий и альтернативных способов общения с одной стороны представляют широкое поле для познания и образования детей и подростков [4], а с другой – способствуют возникновению новых видов насилия и злоупотребления. В последние годы широкое распространение получили преступные деяния, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, особое место среди которых занимают сексуальные правонарушения, где в роли обвиняемых или потерпевших выступают несовершеннолетние. По сравнению с другими видами правонарушений их отличает высокая латентность, а также серьезные негативные последствия, которые они могут оказать на психическое здоровье и развитие детей и подростков. Рост данного вида преступлений привел к тому, что в 2017 г. в МВД были созданы специальные структуры (управление «К») для борьбы, в том числе с распространением детской порнографии [3].

Одной из специфических особенностей вовлеченности подростков в коммуникацию с сексуальным контекстом в онлайн пространстве является познавательный интерес, стремление к эмоционально насыщенному общению, когда сам факт общения на сексуальные темы и демонстрация подобного контента являются вторичными и малозначимыми, а на первый план выступает потребность в близких отношениях. Наряду с этим подростки имеют относительно небольшой жизненный опыт и представления о социальных взаимоотношениях, они личностно незрелы, обладают слабыми прогностическими способностями. Указанные факторы могут влиять на особенности поведения несовершеннолетних в интернет-пространстве и делает их уязвимыми к вовлечению в противоправную деятельность.

Особенности подростков, совершающих сексуальные деликты с использованием интернет-технологий

С развитием современных информационных технологий широкое распространение получило сексуальное злоупотребление детьми и подростками в форме «кибергруминга» и сексуального насилия, совершаемого онлайн [1]. Такие составы преступлений характерны в подавляющем большинстве случаев для взрослых обвиняемых мужского пола. В то же время встречаются и аналогичные деликты среди несовершеннолетних, хотя они и имеют иной характер проявлений. Несмотря на отсутствие открытых обобщенных статистических данных по числу сексуальных правонарушений, совершаемых подростками при помощи информационных технологий, косвенно об их распространенности свидетельствует практика ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» МЗ РФ, где экспертизы с их участием проводятся регулярно и отмечается специфичность поведения подростков и особенности, которые ограничивают понимание опасности совершаемых действий [2]. Остановимся на обзоре исследований, рассматривающих сексуальные правонарушения с участием несовершеннолетних обвиняемых, реализуемых с применением Интернет-технологий.

Традиционно большее внимание исследователей и специалистов привлечено к изучению несовершеннолетних жертв сексуальных правонарушений, в то же время исследование особенностей подростков, совершающих сексуальные деликты с использованием интернет-технологий, специфика совершаемых ими правонарушений, а также средства и способы их предотвращения также требуют изучения и вовлеченности специалистов в исследование данных вопросов [5]. Специфические особенности подросткового возраста, связанные с серьезной психофизиологической перестройкой организма, выражаются, в том числе, и в существенных изменениях поведения, в частности, в поступках, имеющих отчетливую сексуальную направленность. Такого рода активность зачастую переносится в виртуальную среду и осуществляется при помощи различных современных Интернет-технологий. Вместе с тем, наряду с нормативными проявлениями сексуальной подростковой активности отмечаются случаи, подпадающие под действие статей уголовного кодекса Российской Федерации. Среди них наиболее типичными являются инициация обсуждения сексуальной тематики, принуждение к взаимообмену фото- и видеопродукцией сексуального содержания с младшими по возрасту детьми. Не ограничиваясь подобными действиями, несовершеннолетние правонарушители нередко прибегают к таким средствам принуждения как угроза распространения полученного визуального контента с целью компрометации жертвы, в том числе среди его ближайшего социального окружения.

Подростков, демонстрирующих сексуализированное поведение в сети, отличают особенности их социальной адаптации. Для них характерны признаки более выраженной изоляции от социального окружения, слабо развитая способность к установлению и поддержанию удовлетворяющих потребность в принятии, равноправном общении со сверстниками, в том числе представителями противоположного пола, взаимоотношениях. Слабая развитость навыков социального взаимодействия препятствует реализации ими на практике социально одобряемых форм интереса к теме секса. По данным исследований несовершеннолетние правонарушители, совершившие сексуальные деликты по отношению к малолетним, отличались слабым развитием социальных навыков по сравнению с теми, чьим объектом сексуального интереса являлись сверстники и взрослые [10]. В ходе исследований социальных установок было обнаружено, что несовершеннолетним сексуальным правонарушителям значительно чаще были присущи асоциальные взгляды и убеждения в отличие от подростков с нормативным поведением, но в меньшей степени, чем тем, кому были инкриминированы другие составы преступлений [6-8, 10, 11].

Сексуальные правонарушения несовершеннолетних в сети регулируются исключительно не только мотивами, связанными с удовлетворением сексуальных потребностей. К примеру, послание или размещение в сети личных интимных изображений («секстинг»), получившие широкое распространение среди молодежи, по данным некоторых зарубежных опросов, в большей степени служит выражением познавательного интереса в этой сфере, а также удовлетворению потребности в подтверждении своей сексуальной привлекательности, то есть фактически направленность на достижение сексуального удовлетворения в большом числе случаев может не играть в таком поведении ведущей роли.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на формирование сексуального противоправного поведения несовершеннолетних, занимает пережитое ими на ранних стадиях своего развития физическое, эмоциональное и, в наибольшей степени, сексуальное насилие. Это отличает их от подростков, объектом противоправной активности которых выступал ровесник или взрослый. Устойчивая связь между жестоким обращением, пережитым в детском возрасте, и совершением повторяющихся сексуальных деликтов отмечалась в многочисленных исследованиях [10].

Большой интерес представляет сравнительный анализ взрослых и несовершеннолетних сексуальных правонарушителей. Несмотря на сходные на первый взгляд паттерны их противоправного поведения, различия между ними вполне закономерны. В их основе лежит тот факт, что формирование психики и личности подростка еще не завершено [9], что может проявляться в специфической мотивации поступков, недостаточной саморегуляции, нестойкости морально-нравственной позиции, а также неразвитости правосознания.

В результате наличия в подростковом опыте случая сексуального злоупотребления может сложиться мнение о том, что в будущем он с большой долей вероятности будет совершать правонарушения сексуального характера. Между тем в зарубежных исследованиях были получены свидетельства того, что несовершеннолетние, уличенные в совершении сексуальных противоправных действий, во взрослом возрасте не совершали таковых [7]. В связи с этим сексуализированное поведение несовершеннолетних может рассматриваться во многом как имеющее возрастную специфику [10, 11] и, соответственно в случаях нарушения закона подвергаться более тщательному анализу и принятию адекватных правовых решений. В основу юридической квалификации содеянного должен быть положен глубокий и всесторонний анализ личности правонарушителя и специфики сексуального деликта.

Анализ экспертной практики ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П.Сербского» МЗ РФ позволяет выделить ряд особенностей, характерных для подростков, совершающих противоправные деликты против половой неприкосновенности. Как правило, несовершеннолетние правонарушители оценивают общение в сети как элемент игровой деятельности, совершают действия, не задумываясь об их сексуальной направленности. Ряд деликтов совершается для создания контента в социальных сетях, где изначально действия обвиняемого не подразумевают сексуальную направленность. Подростки зачастую обсуждают сексуальную тематику и обменивается изображениями с младшими по возрасту детьми в контексте изучения отношений между полами, в ряде случаев младший возраст потерпевших обусловлен тем, что подростку сложно выстраивать продуктивное общение со сверстниками противоположного пола. Наряду с этим, при обсуждении сексуальных тем, несовершеннолетние правонарушители не учитывают возраст собеседника, и не расценивает свои действия как противоправные и уголовно-наказуемые.

Заключение

Развитие общества, широкое внедрение в современную жизнь человека цифровизации ведет к возникновению новых социальных условий в смешанной реальности, которая не может существовать без использования гаджетов и социальных сетей. Исследователи говорят о формировании цифровой личности, цифровой идентичности, о том, что цифровые устройства становятся естественным продолжением психических функций человека. Процесс этот обладает огромными возможностями, но таит в себе и значительные риски. Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков также видоизменяется в новых социальных условиях. Дальнейшее изучение детей и подростков в контексте интернет-среды будет неотъемлемой частью развития цифрового общества и поможет не только понять механизмы его формирования и функционирования, но и обеспечит возможности для предупреждения киберагрессии.

Литература

  1. Дозорцева Е.Г., Медведева А.С. Сексуальный онлайн груминг как объект психологического исследования. [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. № 2. С. 250–263. DOI:10.17759/psylaw.20190902172.
  2. Макушкин Е.В., Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г., Пережогин Л.О., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В., Терехина С.А., Нуцкова Е.В., Федонкина А.А. Преступления в интернет-среде с участием несовершеннолетних и их медико-психологическая профилактика: Аналитический обзор. М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2021. 56 с.
  3. Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема социальная эволюция психики [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Том 18. № 3. С. 431–450. DOI:10.17323/1813-8918-2021-3-431-450.
  4. Тюхтина М.Д., Санина С.П. Развитие коммуникативных компетенций младших подростков в условиях дистанционного обучения // Исследования, улучшающие образование: Тезисы докладов XX Международной научно-практической конференции молодых исследователей образования, Москва, 01–31 октября 2021 года / Ассоциация исследователей образования, Московский государственный психолого-педагогический университет. Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2021. С. 672-674
  5. Almeida T., Costa S. Benevolent and Adverse Childhood Experiences and Attachment in Adulthood: A Comparative Study Between Sex Offenders and the General Population // Crime & Delinquency. 2023. DOI:10.1177/00111287231172716.
  6. Bastos K., A. Eusébio, Pereira K., Silva Th., Costa L. Characteristics of adolescent sexual offenders and their victims: a study of judicial processes // Saude e Sociedade. 2021 № 30. DOI:10.1590/S0104-12902021181112ю
  7. Caldwell M.F. Study characteristics and recidivism base rates in juvenile sex offender recidivism // International journal of offender therapy and comparative criminology. 2010. Vol. 54. № 2. P. 197–212.
  8. Cale J., Smallbone S., Rayment-McHugh S., Dowling Ch. Offense Trajectories, the Unfolding of Sexual and Non-Sexual Criminal Activity, and Sex Offense Characteristics of Adolescent Sex Offenders // Sexual Abuse. A Journal of Research and Treatment. 2015. № 28 DOI:10.1177/1079063215580968.
  9. Firat S., Iltas Y. Male juvenile sexual abuse offenders in turkey // Kasmera. 2016. Vol. 44. № 1. P. 275–289.
  10. Righthand S., Murphy W. Handbook of assessment and treatment of adolescents who have sexually offended. Vermont, USA: The Safer Society Press, Brandon, 2017, 76 p.
  11. Wachs S., Michelsen A., Wright M.F., Gamez-Guadix M., Almendros C., Kwon Y., Na E.-Y., Sittichai R., Singh R., Biswal R., Gorzig A., Yanagida T. A Routine Activity Approach to Understand Cybergrooming Victimization Among Adolescents from Six Countries // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2020. Т. 0. № 00. Р. 1–7. DOI:10.1089/cyber.2019.0426.

Информация об авторах

Федонкина Анастасия Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского» Минздрава России), старший научный сотрудник, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0313-5272, e-mail: afedonkina@gmail.com

Терехина Светлана Алексеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского» Минздрава России), доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4612-0521, e-mail: sterekhina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 60
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 15
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0