Организация методического обеспечения обучения педагогов, реализуемого средствами информального образования
Аннотация
Формальное образование в современных условиях отстает от когнитивных запросов и потребностей педагогического сообщества. Развитие цифрового образовательного и развивающего контента предоставляет огромные возможности для удовлетворения профессиональных потребностей. Задачами управляющей подсистемы являются использование возможностей цифрового информального образования для повышения компетентности педагогов, формирование научно-методического обеспечения этого процесса, создания системы диагностики профессиональной компетентности и выявления дефицитов. Реализация концепции единой федеральной научно-методической системы сопровождения педагогических работников на данном этапе также сопровождается проведением добровольной диагностики профессиональных дефицитов педагогов и формирование индивидуального образовательного маршрута, основанного на формальном образовании. Исследование заключается в проектировании цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагогов средствами информального образования. Так как информальное образование обладает рядом особенностей, такими как междисциплинарность, разнообразие, спонтанность, отсутствие стандартов и оценок, поэтому использование информального образования в решении определенных задач должно иметь собственную организационно-методическую модель. Данная модель является перспективной в использовании не только для педагогических работников, но и применимо во всех профессиональных сферах.
Общая информация
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровое образование, педагогические работники
Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели
Тип материала: материалы конференции
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 25.08.2023 № 073-00071-23-05 по теме «Методология проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования».
Для цитаты: Федорчук Ю.М., Бечиев Ш.Ш. Организация методического обеспечения обучения педагогов, реализуемого средствами информального образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 243–251.
Полный текст
Введение
Повышение качества образования, как главный приоритет государственной политики в сфере образования неразрывно связано с повышением качества подготовки и профессиональной компетентности педагогического состава. Формальное образование, получаемое педагогами, которое включает в себя обучение в педагогическом вузе и регулярное повышение квалификации (в соответствии с ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации) в современных условиях не гарантирует и не обеспечивает компетентность педагогического состава в течение всей жизни [6]. Интеграция формального, неформального и информального образования на сегодняшний день является концептом обеспечения соответствия педагогов современным требованиям. Каждый вид образования является необходимым элементом непрерывного образования. С развитием цифровых технологий, внедрением интернета во все аспекты жизни, увеличением образовательного контента информальное образование входит в профессиональную жизнь каждого человека. Вместе с тем, информальное образование не должно противопоставляться формальному или неформальному образованию, надо иметь ввиду что на разных этапах социализации и профессионального роста индивида возможно преобладание одной из представленных форм. Более того потенциал информального образования наиболее полно может быть раскрыт в тесной взаимосвязи с другими формами. Возможен перенос принципов организации формального и неформального образования на модель организации информального.
Методы
При проведении исследования по проектированию цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования, были использованы методы анализа и синтеза, обобщения и формализации. При осуществлении исследования была проведена систематизация научных источников, статей, диссертационных исследований, нормативно-правовой документации, публикаций в СМИ. Проведена классификация по принципам таксономии цифровых образовательных ресурсов для получения информального образования педагогами.
Результаты
Нормативное обоснование включения информального образования в систему подготовки педагогов включает в себя проект Концепции развития непрерывного образования взрослых до 2025 года, в соответствии с которым информальное образования включено в систему непрерывного образования; Государственная программа развития российского образования на 2013-2020 гг. выделяет информальное образование в качестве «сектора, важного для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала».
Если неформальное образование уже входит в образовательные траектории педагогов и является реальным механизмом в организованной системе повышения профессиональной компетентности. Его результаты можно отследить по отчетным документам, например, проведение мастер-классов по заключению и отзывах о проведении; взаимопосещение занятий по отзывам об уроках; участие в вебинарах, семинарах, конференциях, съездах, конгрессах по сертификатам участника и т.д. Возможности информального образования еще недостаточно обоснованы и изучены, поскольку зависят от внутренней мотивации педагога в использовании потенциала образовательной среды. С развитием новых сетевых информационно-коммуникационных технологий, преодолевающих пространственно-временные границы, обеспечивающих доступ к любой информации роль информального образования не только повышается, но и становиться лидирующей в системе непрерывного образования. Современные цифровые ресурсы обеспечивают развитие цифровой образовательной среды. Роль управляющей подсистемы в образовании замотивировать педагога на получение информального образования и, как бы не звучало парадоксально, формализовать процесс получения информального образования. Одним из действующих методов, в соответствии с основателем социальной теории обучения Альбертом Бандурой является выявление осознанной и неосознанной некомпетентности [1]. Данный процесс обеспечивается профессиональной диагностикой и постоянной самодиагностикой. Диагностика может обеспечиваться в результате проведения регулярной аттестации. Но в порядке проведения аттестации в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 года не предусмотрено проведение диагностики [2]. В соответствии с Концепцией единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [4], создается структура формального сопровождения педагога на различных уровнях в течении всей профессиональной траектории. В рамках реализации Концепции Минпросвещения России были разработаны Методические рекомендации по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана [5]. Направления диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников обусловлены нормативно закрепленным перечнем профессиональных компетенций: предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных компетенций, которые связаны с трудовыми функциями профессионального стандарта «Педагог» [3]. На федеральном уровне координатором единой федеральной системы научно-методического сопровождения является ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». В 2023 году «Академией Минпросвещения России» была организована и проведена кампания по диагностике профессиональных дефицитов педагогов и управленцев, направленная на выявление уровня сформированности профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров. Диагностика включала предметные и управленческие задания, а также задания на проверку ИКТ-компетенций. На сайте организации в цифровой экосистеме ДПО были размещены ссылки на тесты по различным направлениям. По результатам диагностики были даны рекомендации по нивелированию профессиональных дефицитов. Академия Минпросвещения высылала обезличенные данные по результатам диагностики региональным органам власти, которые формировали на этой базе заказ на формальное образование в рамках региональных образовательных организаций.
На региональном уровне операторами единой федеральной системы научно-методического сопровождения являются Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ), которые обеспечивают формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций.
Осенью 2023 года региональные ЦНППМ запустили собственные процедуры диагностики профессиональных дефицитов педагогов по различным предметам. Результаты диагностики были использованы для построения индивидуального образовательного маршрута педагогических работников и управленческих кадров; совершенствования механизмов работы в рамках научно-методического сопровождения, в том числе для совершенствования программ повышения квалификации.
Все виды диагностики проводятся на добровольной основе. Работы по проведению диагностики профессиональной компетентности педагогов реализовывались различными регионами начиная с 2021 года. Региональные системы научно-методического сопровождения представленные центрами оценки качества, институтами развития образования и центрами оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов разрабатывали контрольно-измерительные материалы и проводили диагностику профессиональных дефицитов, по результатам которой разрабатывались рекомендации на базе формального и неформального образования. Потенциал информального образования никак не учитывался в рекомендациях, что отсекает большой пласт образовательных возможностей.
Насыщенная цифровая образовательная среда представленная цифровыми платформами, социальными сетями, цифровыми профессиональными сообществами представляет собой неструктурированную знаниевую массу, где необходима методическая помощь педагогу для его использования. Такие сайты сетевых профессиональных сообществ как Педсовет.org, Открытый класс, Интернет-государство учителей, сайт Сетевого образовательного сообщества Rus Edu, Завуч. Инфо, Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру», Сайт Интернет-сообщества учителей, ПроШколу.ру, Проект «Учим.инфо», сообщество e-Learning PRO, Учительский портал, Социальная сеть работников образования nsportal.ru, UROKI.NET конечно являются образовательной базой для учителей, но информация там представлена разрозненно, не структурирована и найти там ответы на интересующие темы достаточно сложно. Социальная сеть «В контакте» предлагает множество профессиональных сообществ, таких как «Ассоциация учителей по предметам», «Завуч», «Директор школы», «Управление образованием», «В помощь учителю» «Институт развития образования. В помощь педагогу» и т.д., где можно задать вопросы любого профессионального характера и получить профессиональную помощь. На общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформах, таких как «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», «Яндекс. Учебник», «ЯКласс», «Учи.ру», «1С: Урок», «Облако знаний» педагоги могут воспользоваться примером методики преподавания, брать обучающие материалы, тестовые задания. Массовые открытые онлайн курсы (МООК) предоставляют образовательный контент по широкому спектру профессиональных дефицитов любой направленности. Наконец развитие нейросетей дает уникальную возможность найти ответы на все профессиональные запросы. Использование таких чатов, как https://freebotgpt.ru/, https://aisearch.ru/, https://porfirevich.ru/. https://editor.fusionbrain.ru, https://rudalle.ru дает возможность педагогам получить профессиональную помощь по конструированию и методическому оснащению уроков. Но использование всей этой массы цифрового образовательного контента для реализации собственных образовательных задач требует методического обеспечения.
Обсуждение
Задачей методического сопровождения педагога на региональном уровне является организация диагностики, что включает разработку средств и контрольно-измерительных материалов для каждой категории педагогов, подключение ассоциаций и методических объединений педагогов по различным предметам и разработка методических указаний по компенсации дефицитов методами информального образования. На муниципальном уровне происходит организационное обеспечение процесса взаимодействия со школами и педагогами. Основная задача использования информального образования является методическая проработка образовательных маршрутов и поиск оптимальных ресурсов для формирования индивидуальных траекторий обучения педагогов. Необходимо формирование методических рекомендаций по компенсации дефицитов на каждый срез знаний, то есть обеспечение не только персонифицированной методической поддержки, но и актуальной для индивидуума на конкретный этап. Это создает новые вызовы для системы методического обеспечения повышения профессиональной компетентности педагогов, где необходимы новые навыки формирования диагностических материалов по цифровым, методическим и предметным компетентностям, ориентации в образовательном контенте, представленной в цифровой образовательной среде, формирования методических разработок по использованию потенциала информального образования.
Литература
- Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202306020031 (дата обращения: 2.09.2023)
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 2.09.2023)
- Распоряжение Минпросвещения России от 15 декабря 2022 г. № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174» [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3fc484bc2dcf592bee7e324ca2bfda90 (дата обращения: 2.09.2023)
- Распоряжение Минпросвещения России от 27.08.2021 N Р-201 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана" [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/608717062 (дата обращения: 2.09.2023)
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 2.09.2023)
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 137
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 27
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0