Культурно-историческая психология
2025. Том 21. № 3. С. 124–135
doi:10.17759/chp.2025210311
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Цифровое обучение в классах с разным уровнем подготовки: психодиагностические проблемы и перспективы педагогической психологии
Резюме
Контекст и актуальность. В средних школах Индии уроки по естественным наукам часто проходят с учениками, у которых разные потребности в обучении. Это создает трудности для учителей, использующих обычные методы преподавания. В связи с большим вниманием к инклюзивному образованию и в рамках Национальной образовательной политики 2020 года, учителя всё чаще используют цифровые инструменты, чтобы лучше справляться с этим разнообразием учеников. Но у них есть проблемы: нет четких методов диагностики и отсутствие подготовки. Согласно теориям педагогической психологии, если учителя смогут лучше понять индивидуальные потребности каждого ученика с помощью неформальных методов диагностики и технологий, это поможет улучшить результаты обучения всех учеников. Цель. Цель исследования — изучить, как цифровые стратегии обучения, основанные на теориях педагогической психологии и неформальных психодиагностических методах, могут поддерживать дифференцированное обучение естественным наукам в классах с разным уровнем способностей учеников. Гипотеза. Предполагается, что сочетание цифровых инструментов с использованием диагностических методов помогает учителям лучше вовлекать учеников с разным уровнем подготовки и разрабатывать индивидуальные учебные стратегии. Методы и материалы. Использовались качественные методы исследования, в рамках которых было опрошено 20 учителей естественных наук из частных и государственных средних школ в национальном столичном округе Дели. Данные собирались посредством наблюдений в классе, интервью с учителями и заметок. В исследовании применялись модели Технологического педагогического контент-знания (TPACK) и SAMR (замена, накопление, модификация, переопределение), а также теории Говарда Гарднера и теории Л.С. Выготского для анализа методов преподавания. Результаты. Учителя использовали диагностические методы на основе наблюдений и простые цифровые инструменты, такие как видео, симуляции и викторины. Хотя некоторые педагоги перешли к модифицированным методам преподавания, большинство не имели достаточной подготовки и доступа к современным цифровым технологиям. Несмотря на трудности, явно прослеживалась связь между осведомленностью о диагностике и эффективным использованием цифровых методов. Выводы. Интеграция неформальных диагностических методов с цифровыми учебными инструментами позволяет обеспечить более инклюзивное и гибкое обучение. Улучшение подготовки учителей и расширение доступа к цифровым технологиям являются важными для того, чтобы сделать обучение естественным наукам более адаптивным к потребностям разных учеников.
Общая информация
Ключевые слова: инклюзивное образование, цифровое образование, дифференцированное обучение, классы с разным уровнем способностей, стратегии, преподавание
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025210311
Благодарности. Авторы выражают благодарность участвующим учителям и сотрудникам школы за их сотрудничество во время проведения исследования. Особая благодарность рецензентам за их отзывы по поводу структуры исследования и его результатов.
Поступила в редакцию 31.05.2025
Поступила после рецензирования 16.07.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Чандер, С., Арора, Ч. (2025). Цифровое обучение в классах с разным уровнем подготовки: психодиагностические проблемы и перспективы педагогической психологии. Культурно-историческая психология, 21(3), 124–135. https://doi.org/10.17759/chp.2025210311
© Чандер С., Арора Ч., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Литература
- Arora, C. (2023). Role of digital technology in mixed-ability science classrooms [Doctoral dissertation, University of Delhi].
- Bruner, J. S. (1966). Toward a theory of instruction. Harvard University Press.
- Chander, S. (2011). Teaching science to visually impaired learners. Journal of Inclusive Education, 1(2), 45—54.
- Crotty, M. (1998). The foundations of social research. Sage.
- Daniels, H. (2017). Vygotsky and pedagogy (2nd ed.). Routledge.
- Denzin, N.K. (2012). Triangulation 2.0. Journal of Mixed Methods Research, 6(2), 80–88. https://doi.org/10.1177/1558689812437186
- Eady, M., & Lockyer, L. (2013). Tools for learning: Technology and teaching strategies. In: Learning to teach in the primary school (pp. 71—89).
- Fereday, J., & MuirCochrane, E. (2006). Demonstrating rigor using thematic analysis: A hybrid approach. International Journal of Qualitative Methods, 5(1), 80—92.
- Fleming, N.D. (2001). Teaching and learning styles: VARK strategies. IGI Global.
- Gardner, H. (1983). Frames of mind: The theory of multiple intelligences. Basic Books.
- Hindustan Times. (2020, January 22). Kerala becomes first state to have completely digital, hi-tech classrooms in all public schools. https://www.hindustantimes.com/education/kerala-becomes-first-state-to-have-completely-digital-hi-tech-classrooms-in-all-public-schools-cm/story-juzI396hawul7dBDNssNXK_amp.html
- Jennings, P.A., & Greenberg, M. T. (2009). The prosocial classroom: Teacher social and emotional competence in relation to student and classroom outcomes. Review of Educational Research, 79(1), 491—525.
- Lincoln, Y.S., & Guba, E.G. (1985). Naturalistic inquiry. Sage.
- Mishra, P., & Koehler, M.J. (2006). Technological pedagogical content knowledge: A framework for teacher knowledge. Teachers College Record, 108(6), 1017—1054.
- Mudzielwana, N.P. (2022). Teacher responsiveness in large multigrade classes. African Journal of Research in Mathematics, Science and Technology Education, 26(3), 233—248.
- Piaget, J. (1952). The origins of intelligence in children. International Universities Press.
- Puentedura, R.R. (2013). SAMR: A contextualized introduction. Retrieved from http://hippasus.com
- Puentedura, R.R. (2013). SAMR: Moving from enhancement to transformation. Educational Leadership, 70(6), 42—46.
- ResearchGate. (2024). Teachers' psychological well-being: Role of emotional intelligence and resilient character traits. https://www.researchgate.net/publication/349534965_Teachers_psychological_well-being_role_of_emotional_intelligence_and_resilient_character_traits_in_determining_the_psychological_well-being_of_Indian_school_teachers
- Stake, R.E. (2006). Multiple case study analysis. Guilford.
- Stoll, L., Bolam, R., McMahon, A., Wallace, M., & Thomas, S. (2006). Professional learning communities: A review of the literature. Journal of Educational Change, 7(4), 221—258.
- Tomlinson, C. A. (2014). The differentiated classroom: Responding to the needs of all learners. ASCD.
- Tong, A., Sainsbury, P., & Craig, J. (2007). Consolidated criteria for reporting qualitative research (COREQ): A 32item checklist for interviews and focus groups. International Journal for Quality in Health Care, 19(6), 349—357.
- Vygotsky, L.S. (1978). Mind in society: The development of higher psychological processes. Harvard University Press.
- Yin, R.K. (2018). Case study research and applications (6th ed.). Sage.
- Zhao, Y., & Frank, K. A. (2003). Factors affecting technology uses in schools: An ecological perspective. American Educational Research Journal, 40(4), 807—840.
Информация об авторах
Вклад авторов
Оба автора приняли участие в подготовке данной работы с момента ее начала, включая обсуждение результатов, и подтвердили свое согласие с окончательной версией текста рукописи.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Декларация об этике
Настоящее исследование было осуществлено с официального разрешения кафедры педагогики Университета Дели.
Метрики
Просмотров web
За все время: 167
В прошлом месяце: 55
В текущем месяце: 6
Скачиваний PDF
За все время: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1
Всего
За все время: 168
В прошлом месяце: 55
В текущем месяце: 7