Цифровые технологии в обучении общепрофессиональным дисциплинам в процессе дистанционной переподготовки педагогических кадров
Аннотация
Цифровые технологии позволяют обеспечивать диверсификацию образовательных услуг в дополнительном педагогическом образовании и решать в оптимальные сроки проблемы обеспечения системы образования квалифицированными специалистами. При этом поиск идей для разработки содержания электронных курсов переподготовки специалистов, позволяющих формировать педагогические компетенции, по-прежнему остается актуальным для преподавателей гуманитарных наук. В статье представлен опыт организации процесса обучения общепрофессиональным дисциплинам на примере дисциплины «Сравнительная педагогика» по специальности переподготовки «Педагогическая деятельность специалиста».
Общая информация
Ключевые слова: профессиональное образование, дистанционное обучение, онлайн-педагогика, дизайн , универсальный дизайн обучения, электронный курс
Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Семашко О.В. Цифровые технологии в обучении общепрофессиональным дисциплинам в процессе дистанционной переподготовки педагогических кадров // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 801–808.
Полный текст
С начала 2023 года Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования» реализуется проект переподготовки в дистанционной форме для слушателей, работающих на должности руководителя по военно-патриотическому воспитанию без педагогического образования (далее ВПВ) (образовательный стандарт переподготовки руководящих работников и специалистов по специальности 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалиста). В ходе эксперимента дорабатывался стандарт «Педагогическая деятельность специалиста» для дистанционной формы обучения. В эксперименте участвуют две группы слушателей (общее число – 58 человек). В рамках проблемного поля конференции проанализируем опыт организации процесса обучения общепрофессиональным дисциплинам на примере дисциплины переподготовки «Сравнительная педагогика».
Многими компаративистами в качестве характерной особенности организации обучения по дисциплине «Сравнительная педагогика» указывается необходимость дидактически обеспечить развитие компетентностей, связанных со сравнительным анализом и интерпретацией состояния, общих и отличительных черт, закономерностей и тенденций развития педагогических теорий, практик, ценностей различных педагогических систем в странах современного мира с учетом процессов глобализации, трансформации, модернизации, технологизации и др.
Современная ситуация в дистанционном обучении на данном этапе характеризуется тем, что ресурсы для размещения материалов онлайн-курса в системе Moodle (или в других системах), вебинаров и видеоконференций, мультимедиа и др. уже не нуждаются в перечислении. При этом бездумный перевод традиционного, проверенного годами учебного процесса в электронный вид даже с использованием самых продвинутых ресурсов может привести к обратному эффекту – потере качества. Следует отметить, что расширяющиеся возможности электронного обучения в сочетании с неосознанным увлечением их применением могут способствовать не только минимизации результативности и эффективности, но и снижению интереса к содержательной части, в том числе и за счет отрицательных эмоций. В последнее время наблюдается снижение интереса к повышению квалификации в дистанционной форме. Причины возникновения такой ситуации требуют дополнительного исследования.
На этапе разработки учебной программы и проектирования педагогического дизайна электронного курса по дисциплине, учитывая особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования взрослых в целом, особенности целевой категории (отсутствие педагогического образования), необходимость формирования значимых профессиональных компетентностей слушателей в условиях временных ограничений, а так же собственный многолетний опыт поиска и реализации идей электронных курсов повышения квалификации и переподготовки и опыт коллег, а также других преподавателей, представленный в многочисленных публикациях, было принято решение отказаться от банального использования тестов в электронном виде и ставшего обычным, но актуального лишь на репродуктивном уровне выкладывания готовых материалов в открытый доступ, подтвердивших свою невысокую эффективность как с точки зрения временных затрат преподавателя на их подготовку, так и формирования значимых профессиональных компетенций обучающихся. Не следует забывать, что взрослые люди чаще всего принимают решение о переподготовке не ради развлечения или даже получения документа, а с целью формирования и развития значимых профессиональных компетентностей. Особенно если речь идет об дистанционном обучении без отрыва от основной деятельности.
Анализ учебных пособий и учебно-методических комплексов по СП показал, что каждый автор предлагает учебно-методическое обеспечение дисциплины, придерживаясь определённого контекста сравнительно-сопоставительного анализа систем образования.
Для повышения эффективности процесса переподготовки руководителей по ВПВ необходимо было определить значимые компетенции, которые могут быть сформированы в процессе изучения дисциплины «Сравнительная педагогика» поставить цели обучения в соответствии с ними, сформулировать задания, подобрать методы и инструменты оценивания для получения обратной связи. В.И. Андреевым [1, с. 14] предлагается, на его взгляд «доказательная и четкая» типология функций сравнительного исследования систем образования по В. Хернеру, различающего:
- идеографическую функцию (поиск особенного);
- мелиористскую функцию (поиск лучших моделей);
- эволюционную функцию (поиск тенденций развития);
- квазиэкспериментальную функцию (поиск универсального).
Актуальными для профессиональной деятельности руководителя по ВПВ являются также такие дополнительные функции СП, как:
образовательно-политическая функция, способствующая расширению международного педагогического кругозора обучающихся, повышению компетентности в дискуссиях об образовательной политике благодаря дифференцированным знаниям о ситуации, как в собственной стране, так и за ее пределами;
практически-педагогическая функция, позволяющая обучающимся выходить на реализацию инновационных практик, опираясь на эффективный опыт решения тех или иных педагогических проблем в других странах.
Общее количество часов дисциплины – 44 часа, из которых 28 часов отводится на самостоятельную работу. Формой итогового контроля по дисциплине является защита реферата.
В контексте междисциплинарных связей работа над рефератом позволяет закрепить на практике навыки педагогического исследования (дисциплина «Методология педагогического исследования»), вывести его на уровень сравнительно-педагогического исследования, пополняя методическую копилку специалистов методами СП.
Основой разработки заданий для самостоятельной работы слушателей стала модель сравнительно-педагогического исследования, предложенная В.И. Андреевым [1, с. 28].
На первом уровне модели происходит определение педагогических феноменов сопоставляемых систем образования (в данной модели приводится три).
Второй уровень связан с описанием. Основными процедурами этого уровня являются определение (выявление целей), содержания и методов, средств организационных форм педагогической теории и практики.
Третий уровень – интерпретация. Основные процедуры уровня – анализ, синтез педагогических явлений, фактов, условий, причин, результатов.
Четвертый уровень – сравнение. На этом уровне происходит выявление сходства, различия, закономерностей, тенденций (3-е в сравнении).
Пятый уровень – адаптация. Оценка границ внедрения и использования выявленного педагогического опыта с учетом возможностей переноса в национальную систему образования.
Модель задает, подобно таксономии Б. Блума, иерархию учебных целей и результатов обучения с переходом от простого к сложному. Для каждого задания самостоятельной работы разработаны рекомендации. Задания предполагали возможность выбора слушателями сложности их выполнения. В качестве задания предлагалось заполнить шаблоны для описания (интерпретации, сравнения, оценки возможностей адаптации) с готовым перечнем стран, педагогических феноменов, изучив рекомендуемые информационные источники, также предлагалось добавить страну, либо самостоятельно выбрать страны для сравнения, сопоставляемые феномены и источники информации, с размещением ссылок. Хотелось бы с благодарностью отметить содержательность, актуальность, открытость результатов исследований, предоставляемых Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» по различным аспектам педагогической деятельности и развития систем образования. В качестве источников информации слушателям предлагались электронные ресурсы официальных сайтов: статистические отчеты, результаты социологических исследований по различным аспектам развития образования и т.п.
Проверка выполненных заданий показала, что предпочтение самостоятельному выбору педагогических феноменов и стран отдали 39% (23 слушателя). По результатам опроса 15,5% (9 человек) отметили, что при выполнении заданий самостоятельной работы у них возникали затруднения. 22% (2 человека из 9) испытывали затруднения при выполнении всех заданий самостоятельной работы, 44% (4 человека) испытывали затруднения в процессе интерпретации результатов исследования, 11% (1 слушатель) возникли трудности при выполнении задания на сопоставление закономерностей и тенденций развития систем образования. 34% (3 человека) столкнулись с трудностями в процессе подготовки постера для участия в виртуальной выставке.
В процессе работы над рефератом 67% (39 человек) использовали таблицы для сравнительно-описательного исследования. В результате опроса 17% (10 человек) отметили, что при написании реферата у них возникли затруднения, с которыми они успешно справились после консультации преподавателя.
В качестве задания слушателям было предложено подготовить к виртуальной международной выставке предложения для адаптации в национальную систему образования. Готовность к выполнению такого задания была обеспечена компетентностями, сформированными в процессе изучения дисциплины «Информационные технологии в образовании». Индивидуальные аргументированные предложения, оформленные в виде постеров, были представлены 58% (34 человека). Остальные слушатели предпочли объединиться в группы и представили 6 групповых проектных предложений по внедрению зарубежного опыта для возможного решения педагогических проблем в системе образования. Для совместной работы по подготовке виртуальной выставки «Образование XXI век» для каждой группы была размещена ссылка на созданную Google-папку, в которой были размещены: Google Docs с таблицей для распределения ролей участников проектных групп: председатель-координатор, ответственный за планирование, концептуалист, арт-директор, оформитель, генератор идей, критик, дизайнер, копирайтер, ответственный за благоприятный климат. Открыт доступ для размещения постеров, чат для обсуждения идей и готовых постеров. После завершения работы групп по подготовке экспозиций для их просмотра и экспертной оценки (первоначально две группы работали отдельно друг от друга) был открыт доступ к результатам. Состоялось открытие выставки. Проведен конкурс «Лучший постер» в нескольких номинациях с использование Mentimeter.
Изучение гуманитарных дисциплин традиционно связано с необходимостью переработки больших объемов информации. Для руководителей по ВПВ наиболее актуальна аналитическая компетенция, составляющими которой являются: управление информацией и знаниями (способность к эффективному поиску информации, оценке и классификации данных, умение превращать информацию в знания, анализировать ее, хранить, эффективно применять и делиться полученным знанием), ситуационный и сравнительный анализ и синтез в образовательной ситуации. Поэтому целью лекций-вебинаров было представить источники информации, сервисы быстрого поиска и для сравнительного анализа, инструменты для работы с массивами информации, показать примеры визуализации результатов, представить правила аргументации собственной точки зрения по результатам исследования, анализ методов исследования, которые используются компаративистами разных стран.
Таким образом, следует отметить потенциал дисциплины «Сравнительная педагогика» в развитии значимых профессиональных компетенций руководителей по ВПВ, так как в процессе изучения дистанционного курса слушатели, работая с информацией, определяют факты, явления, их связи или обособленность относительно других фактов и явлений, осмысливают каждую часть в связи с целым, находят в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, дают оценку педагогическому явлению, оставят задачи и осуществляют поиск способов оптимального решения педагогических проблем. Педагогический дизайн электронного курса должен быть максимально ориентирован на развитие профессиональных компетенций с учетом требований к деятельности руководителя по ВПВ. При этом перед преподавателем стоит задача не перегрузить курс излишней информацией, обеспечить понимание цели выполнения заданий в контексте развития значимых компетенций и продуктов учебной деятельности (например, возможность публикации), попытаться сделать примерный хронометраж времени, который слушатель в среднем может потратить на выполнение задания, обеспечить обратную связь.
Литература
- Андреев В.И. Развитие систем образования в ФРГ и Республике Беларусь: сравнительно-педагогический анализ. Мн.: НИО, 1999. 255с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 72
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 10
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1