Введение
Увеличение часов на самостоятельную работу привнес в работу преподавателя иностранного языка дополнительные вызовы. За последние годы процесс введения в образование компьютерных технологий хорошо освоен педагогами и представлен в ряде публикаций. Настоящая конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» обеспечивает отличный обмен опытом в сфере использования образовательных платформ в образовательной деятельности. Большую пользу авторы данной статьи извлекли из интереснейшего доклада Ореховой Ю.М. и Сухоруких Н.В. «Использование компьютерной программы iSpring Suite для развития навыков аудирования у курсантов высшего военного училища» [3]. Авторы доклада предоставили примеры упражнений и раскрыли потенциал программы в преподавании иностранного языка, что для авторов данной статьи существенно помогло освоить возможности этого программного обеспечения. Много полезных сведений можно было почерпнуть из статьи «Технологии искусственного интеллекта в управлении обучением в цифровой образовательной среде» [4].
Цель настоящей статьи – поделиться собственным опытом составления методических комплектов с использованием образовательных платформ TEDED и QUIZLET для создания заданий для самостоятельной работы, как с автоматической проверкой, так и с проверкой преподавателем и возможностью обратной связи.
Авторы статьи поставили перед собой следующие задачи:
- описать возможности использования заданной комбинации платформ для составления заданий;
- выявить дидактический потенциал используемых платформ для развития навыков речевой деятельности;
- поделиться устойчивыми положительными результатами внедрения подобных методических комплектов. Пятилетний опыт их использования в аудитории и для самостоятельной работы доказал жизнеспособность подобной практики.
Разрабатывая данные дидактические материалы, авторы данной статьи учитывают положения рабочих программ учебной дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности», создавая условия для формирования у обучаемых профессиональных и коммуникативных компетенций. В частности, компетенции выпускника операторского факультета ВГИК, согласно действующим стандартам, включают способность анализировать тенденции и направления развития кинематографии в историческом контексте и в связи с развитием других видов художественной культуры, общим развитием гуманитарных знаний и научно-технического прогресса; способность, используя знание традиций отечественной операторской школы и мировой кинокультуры, воплощать творческие замыслы; умение осуществлять выбор операторской техники для реализации творческого проекта на основе приобретенных знаний и навыков в области новейших технических средств и технологий современной индустрии кино, телевидения и мультимедиа. Таким образом, обучение иностранному языку нацелено на комплексное развитие личности.
Методы
Авторы статьи старались учитывать современные принципы составления учебных пособий [2, с. 86], а именно:
- придать заданиям коммуникативный характер (включение дискуссии);
- соблюдать принцип наглядности (использование видеороликов и иллюстративного материала);
- обосновать включение того или иного контента в курс (соответствие изучаемой специальности и рабочей программе по иностранному языку, а также охват тем в рамках воспитательной работы);
- обеспечить наличие характерных для изучаемой области знаний грамматических и лексических явлений;
- ранжировать материал по сложности.
Создаваемый методический комплект при необходимости может быть видоизменен и переработан. Большая часть материалов подвергалась пересмотру и доработке в процессе исследования. Поскольку подобная практика применялась довольно длительный период, некоторая часть материалов безнадежно устарела – с ней расстаемся без сожаления, поскольку поток видеоконтента сегодня безграничен, и всегда есть возможность учить студентов на самом современном и актуальном материале. Наш опыт показывает, что ценность предлагаемых инструментов в том, что, используя их, можно быстро создать контент «на злобу дня» или по конкретной задаче, не стремясь сделать из него нечто фундаментальное, что можно будет использовать из года в год. Хотя в нашей копилке присутствуют методические комплекты, которые не устаревают по своему содержанию, большую часть составляют разработки, имеющие ценность благодаря своей актуальности.
Результаты
С уверенностью можем констатировать, что применение предлагаемых методических комплектов вызывает единогласное положительное восприятие студентами. Первоначально мы проводили занятия с использованием этих материалов в аудитории, но впоследствии и в связи с уменьшением количества аудиторных часов и возрастания часов на самостоятельную работу, стали уделять внимание и составлять задания исходя из реалий сегодняшнего дня.
Далее приведем примеры созданных нами методических комплектов. Начнем с материалов, созданных для проведения воспитательной работы, поскольку в этом случае контент не будет привязан к конкретной профессии и будет относится к области политической информированности студента. Выбранная нами тема – одна из злободневных на сегодняшний день – борьба с мировым терроризмом. Методика поведения в опасной ситуации изучается студентами на занятиях по ОБЖ.
Содержание разработки и методические указания
Методический комплект состоит из основного учебного модуля и вспомогательного и составлен с применением цифровых платформ для интерактивного использования:
- Основной модуль – видеоурок на платформе TEDEd).
- Вспомогательный модуль на платформе QUIZLET.
Перед началом работы с видео студентам рекомендуется проработать слова во вспомогательном модуле для облегчения понимания текста и усвоения.
Затем происходит работа с основным модулем. Важно дать комментарий студентам, что в работе им придется говорить и воспринимать английскую речь с самыми разными акцентами, поэтому тренировать навык понимания речи оратора, чей родной язык не английский, представляется необходимым. Видеоролик разделен на 3 части, к каждой из которых составлены вопросы и каждой присвоен временной код:
- Part 1 (00:00-05:40) quest.1-6;
- Part 2 (05:40-10:06) quest. 7-11;
- Part 3 (10:06- the end) quest. 12-15.
Рекомендуется смотреть видео небольшими порциями (примерно по 5 минут) и прорабатывать ответы на вопросы, представленные в разделе THINK под номерами, соответствующими частям видео. В противном случае часть полученной информации может быть просто не зафиксирована в памяти.
После просмотра и усвоения материала рекомендуется перейти к дискуссии в разделе DISCUSS. В разделе предлагаются три темы дискуссий. Если позволяет время, можно обсудить каждую из них в аудитории.
Если же речь идет о теме для самостоятельной работы – тут наш выбор пал в пользу эссе, которое студенты могут написать непосредственно на платформе. Если студенты проявят интерес к данной теме, можно рекомендовать обратиться к дополнительным материалам для чтения в разделе DIG DEEPER.
Для контроля усвоения слов и оживления атмосферы обучения возможно проведение интерактивной игры по ссылке www.quizlet.live (для студентов). Рекомендуем сделать это в классе. Преподаватель на своем аккаунте на платформе QUIZLET выбирает игру Classic live и предоставляет студентам к ней доступ по коду.
В случае использования разработки для самостоятельной работы – студентам и преподавателю необходимо зарегистрироваться и выполнять задания по предоставленной ссылке (на TEDEd). Ответы необходимо сохранять. Выполненные работы автоматически оказываются на аккаунте преподавателя. Между студентом и преподавателем возможна обратная связь через платформу. Студенты могут ознакомиться с комментариями от преподавателя в своем аккаунте.
После усвоения материала вспомогательного и основного модулей студенты могут продолжить работу над темой и перейти, например, к выполнению задания на тему «Антитеррористическая деятельность в г. Москве» с использованием активной лексики на тему «Терроризм». Задания могут представлять собой следующее:
- Выполнить устный (или письменный) перевод текста с русского языка на английский с официального сайта Мэра Москвы: https://www.mos.ru/news/item/115050073.
- Подготовить английские субтитры к ролику (90 секунд): «Алгоритм действий сотрудников при обнаружении подозрительного предмета». Видео содержит субтитры на русском, их нужно перевести и зачитать в нужном темпе.
Поскольку кафедра русского и иностранных языков во ВГИКе активно взаимодействует с выпускающими кафедрами и активно внедряет метод CLIL (content and language integrated learning), нами постоянно разрабатываются материалы для самостоятельной работы на английском языке на профессиональные темы. Наши задания являются довольно профессионально-ориентированными, но поскольку сегодня созданием видеоконтента занимается довольно большое количество людей, возможно, техническая сторона того, что попадает на экран, заинтересует широкие слои молодежи.
В частности, после объявления лауреатов премии Американской киноакадемии, нами была создана методическая разработка Why Oppenheimer Won Best Cinematography (Почему фильм «Оппенгеймер» получил Оскар за операторскую работу?). Ее составные части:
Методика работы с модулями по профессиональному профилю аналогична описанной выше. Однако, в данном модуле больше заданий с автоматической проверкой (в инструментарии это традиционные задания Multiple choice), в результате которой преподаватель получит подробной отчет о том, сколько студентов выполнили задания, сколько было сделано попыток и какие выполнены верно, какие неверно. Бонусом к заданиям с автоматической проверкой идет опция video hint (подсказка в видео). При составлении подобного вопроса необходимо указать временной код.
С необычным использованием фотошопа студенты могут ознакомиться, пройдя наш основной модуль по ссылке: https://ed.ted.com/on/FuInl6OB. Этот материал вызывает особый интерес, поскольку существенно расширяет кругозор студентов по творческим возможностям использования знакомых им программ. В дополнение к одной из самых важных тем Рабочей программы Types of Shots (Типы кадров) создано задание для самостоятельной работы с использованием примеров из фильмов разных лет How Did they Film This? (Как они это сняли?): https://ed.ted.com/on/tdPPQTfg.
Особым разделом в нашем хабе заданий идет коллекция уроков, основанных на короткометражных фильмах. Об использовании кино в целях обучения иностранному языку можно и не говорить – всем известен огромный потенциал этого искусства, как прагматический, так и развивающий. В наших целях мы фокусируемся именно на короткометражках. Во-первых, мы исходим из того, что студенты должны просмотреть контент и справиться с нашими заданиями к нему в течение максимум 2 академических часов. Во-вторых, нам важно рационально использовать свое время на подготовку заданий – в нашем вузе от студента требуется всесторонний анализ художественного произведения, соответственно разработка задания к полнометражному фильму потребует от нас существенных временных затрат, к тому же это будет вмешательством в работу выпускающих кафедр, которые тщательным образом осуществляют отбор фильмов необходимых к просмотру. В нашей коллекции нашли отражение картины разных жанров и периодов, включая брендовые фильмы: драмы со звездами британского кино: анимационные фильмы. В последнем из упомянутых фильмов текста на английском языке нет вообще. Это дает возможность использовать это задание в самых слабых группах (здесь мы соблюдаем принцип ранжирования по сложности). Нашими коллегами уже была описана эффективность использования коротких видео без текста для развития навыков говорения [1], здесь мы используем этот опыт, чтобы приучить студентов давать на английском языке обратную связь по информации, полученной невербальным образом.
Обсуждение
Простой и понятный инструментарий делает платформы TEDed и QUIZLET незаменимыми в нашей работе. Что касается развития навыков речевой деятельности, нами отмечено, что данные методы, прежде всего, способствуют развитию навыков аудирования и письма. Навыки чтения отлично прорабатываются традиционными методами преподавания, и их развитие не является первостепенной задачей при применении данных методических разработок. Непосредственные навыки говорения также развиваются исключительно в ситуациях общения, а если мы суживаем область нашей дискуссии до самостоятельной работы, то такие ситуации просто исключены или мы просто пока не додумались, как их создать. Будем продолжать работать в этом направлении. Самый положительный момент в использовании подобных материалов заключается в том, что он отлично стимулирует студентов самостоятельно осуществлять поиск профессионального контента и прорабатывать его, а также делиться им с нами, чтобы мы также могли распространять его в студенческой и профессиональной среде, поскольку информированность для профессионала – важнейшее качество.
В целом, мы оцениваем применение представленных методических комплектов положительно. Основными аргументами «за» являются:
- возможность быстро создавать новые задания по актуальным темам;
- автоматическая проверка результата;
- возможность обновления заданий с учетом новых данных, замеченных ошибок и т.п.;
- привычные для студентов носители информации;
- удобный интерфейс.
Недостатки их применения следующие:
- кратковременность знаний, особенно по новому вокабуляру, освоенному на платформе QUIZLET, если нет выведения его в сферу самостоятельного применения;
- несовершенство обратной связи, в частности, невозможность сделать полноценную работу над ошибками;
- продолжительность времени, требуемого на поиск качественного видеоконтента.