Введение
Согласно статистическим данным, количество пользователей социальных сетей в мире достигло 4,9 млрд человек. Несмотря на значительный показатель уровня сетевой активности, к 2027 ожидается прирост, и предварительно прогнозируется, что мировой объем пользователей составит порядка 5,85 млрд человек. Более того, пользовательская активность не ограничивается одним способом взаимодействия, современный человек посещает порядка шести-семи платформ каждый месяц. [13] Получение статистической информации относительно пользовательской активности в социальных сетях детей и подростков осложняется манипуляцией данными при регистрации на платформах: c целью допуска к более широкому диапазону контента подростки часто указывают возраст старше восемнадцати лет. Вместе с тем, согласно данным, полученным в рамках исследования специфики медиапотребления детьми и подростками, «87% детей четырех-пяти лет уже пользуются интернетом, 53% из них делают это каждый день. При этом cреднесуточная продолжительность пользования интернетом в мае 2023 года среди всех подростков 12–17 лет в городах более 100 тыс. человек составила 380 минут, из них 359 минут — на смартфоне» [3]. Столь существенное количество времени, проводимое в Интернете и, в том числе, в социальных сетях – ставит вопрос о влиянии такого вида активности на личность подростка и его жизнь. Большинство ученых рассматривают чрезмерное пребывание в онлайн пространстве в контексте аддиктивного поведения [1, 2], относя злоупотребление Интернетом к разновидности поведенческой зависимости. Однако это мнение пока не находит отражения в ДСМ-5, где отсутствует такая категория, как интернет-зависимость. При этом в научной литературе представлен серьезный объем исследований, где авторы рассматривают зависимость от Интернет-приложений как серьезную угрозу для психологического здоровья современного человека и, в особенности, для юного поколения. В рамках широкого спектра исследований были сформированы теоретические модели этого феномена и аккумулирован эмпирический материал.
Р.А. Дэвис, исследуя проблемное использование Интернета, разделяет его на две формы, одна из которых представляется как взаимодействие со специфическим контентом и является альтернативной формой стимула в реальной жизни. То есть: отсутствие доступа к Интернету не является препятствием для реализации аддиктивного намерения, зависимый может найти аналогичный источник фиксации в реальной жизни. Вторая форма проблемного использования – общая или генерализованная, она и определяет зависимость от Интернета как зависимость от уникальной коммуникативной среды, которая подразумевает виртуальное взаимодействие. Вместе с тем, по мнению Р.А. Дэвиса, причиной проблемного использования Интернета являются психологические или социальные проблемы, а также неумение с ними справляться. Таким образом, дезадаптивный стиль использования Интернета является неэффективным способом совладающего поведения. [7] C.Е. Каплан, основываясь на размышлениях Р.А. Дэвиса относительно генерализованного проблемного использования, изучал его взаимосвязь с благосостоянием человека. В процессе проведенных исследований он пришел к выводу о том, что наиболее выражено коррелирует с негативными последствиями проблемного использования Интернета чувство одиночества и чувство собственного достоинства, а онлайн-общение служит средством регуляции настроения и, как следствие, ведет к усилению аддиктивного поведения. [6] Таким образом, авторы сходятся во мнении, что чрезмерное и навязчивое использование Интернета является одним из способов совладающего поведения, которое является неэффективной коппинг-стратегией и приводит к зависимости, а также к неблагоприятным последствиям для жизни и психологического здоровья пользователей. Кроме того, некоторые авторы склоняются к разделению проблемного использования Интернета на типы взаимодействия в зависимости от контента, говоря о существовании особенностей, например, проблемного использования социальных сетей, различают с Интернет-играми или онлайн шоппингом. [9,10,12] Поэтому при исследовании проблемного использования Интернета как разновидности совладающего поведения следует учитывать тип его использования. В свою очередь, использование Интернета в социальном контексте, например, социальная коммуникация через сайты социальных сетей, встречается особенно часто [8], что, как предполагается, связано с отсутствием социальной поддержки в офлайне и социальным дефицитом, испытываемым человеком в реальной жизни.
Наиболее уязвимой к негативному влиянию Интернета группой пользователей являются подростки – ввиду академического стресса, сложностей построения межличностного взаимодействия в подростковой среде, а также несформированности стратегий совладания с психосоциальными проблемами. Современные исследования говорят о значимости стиля совладания со стрессом для развития или поддержания симптомов интернет – зависимости генерализованного типа. Кроме того, важным медиатором в этом процессе являются позитивные ожидания от использования интернета как способа преодоления стрессовых ситуаций. [5] Поэтому работа с дезадаптивным коппинг-поведением является ключевым аспектом в программах реабилитации и профилактики зависимости среди подростков. [2] Авторами учитывается компенсаторное использовании подростками Интернета для удовлетворения потребностей, фрустрированных в реальной жизни. Вместе с тем существуют исследования, которые говорят о гендерных различиях в процессах совладающего поведения. Так, у представителей мужского пола более выражен конфронтационный коппинг, а женщины чаще прибегают к стратегии поиска поддержки извне. Я.С. Сунцова отмечает: «Женщины чаще прибегают к стратегии поиска социальной поддержки, что предполагает попытки решения проблем привлечением внешних (социальных) ресурсов, выбор ориентирован на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия» [4]. Это согласуется с исследованиями специфического патологического использования Интернета, где были обнаружены некоторые половые различия онлайн-активности как способа совладающего поведения. У представителей мужского пола на ожидания положительного эффекта от использования Интернета негативно влияют личностные аспекты (самооценка, самоэффективность, уровень стресса). У женщин положительные ожидания от использования Интернета связаны с психопатологическими состояниями, такими как депрессия и социальная тревога. [5] Проблемное использование социальных сетей как одно из разновидностей Интернет-активности, согласно нашему предположению, будет различаться в зависимости от пола пользователей.
Методы
В исследовании приняли участие 180 человек – обучающихся старших классов 15-18 лет (М=15,78), из них 96 девушек и 84 юноши. В качестве методов исследования использован опросник проблемного использования социальных сетей в адаптации Н.А. Сироты, Д.В. Московченко, В.М. Ялтонского, А.В. Ялтонской, позволяющий выявить у пользователей такие компоненты как: предпочтение социальных сетей в качестве способа общения, средства регуляции эмоций, поглощенность, компульсивность и негативные последствия использования. Методика является результатом модификации и апробации опросника проблемного использования Facebook* на русскоязычной выборке. Ввиду того, что мы полагаем необходимым даже в рамках такой разновидности Интернет-активности, как социальные сети, учитывать разнообразие предоставляемого контента и различать сферы интересов, в которых реализуется пользовательская активность, в этих целях нами использовалась специально разработанная анкета. Она состоит из вопросов, ответы на которые позволяют установить, в пространстве какого поля социальной сети реализуются интересы участников исследования. Для обработки данных использовались методы описательной статистики и непараметрический U-критерий Манна – Уитни.
Результаты
Согласно данным исследования, представленным в таблице 1, определены значимые различия в выраженности компонентов проблемного использования по всем показателям, причем средний уровень значений показателей значимо выше в женской выборке.
Таблица 1. Средние значения компонентов проблемного использования
|
Компоненты проблемного использования |
Средние значения |
Уровень достоверности, p |
|
|
Юноши |
Девушки |
||
|
Регуляция эмоций |
10,6 |
14,56 |
0,001 |
|
Поглощенность |
8,67 |
11,00 |
0,001 |
|
Предпочтительный способ общения |
9,79 |
11,27 |
0,017 |
|
Компульсивность |
8,62 |
11,69 |
0,001 |
|
Негативные последствия |
7,40 |
8,67 |
0,024 |
Это может свидетельствовать о том, что для представителей женского пола использование социальных сетей в качестве стратегии совладающего поведения является более предпочтительным видом онлайн активности, так как в этом пространстве есть возможность получить социальную поддержку. Для юношей более свойственна стратегия вытеснения, которая может быть эффективно реализована в пространстве интернет-игр, для которых свойственна большая отдаленность от реальности, в отличие от социальных сетей, которые, будучи онлайн средой, являются отражением существующих социальных связей.
Вместе с тем, по полям, в которых реализуется сетевая активность в контексте пассивного использования, заключающегося в потреблении контента, усматриваются различия между юношами и девушками в выраженности показателей по сферам обыденной жизни (p ≤ 0,000), образованию (p ≤ 0,41), политики (p ≤ 0,000), развлечений (p ≤ 0,008) и культуре (p ≤ 0,016) (табл.2). Вместе с тем значения по интересам в обыденной жизни, развлечениям, образованию, культуре у девушек выше, чем у юношей. Превалирование сфер развлечения и обыденной жизни косвенно может говорить о компенсаторном использовании сайтов социальных сетей и быть связано с более выраженными показателями проблемного использования у девушек. Интересы юношей при потреблении контента больше лежат в сфере политики, получения информации, а не развлечения.
Таблица 2. Средние значения использования социальных сетей в пассивном режиме по интересам
|
Поля сетевой активности по пассивному типу использования |
Средние значения |
Уровень достоверности, p |
|
|
Юноши |
Девушки |
||
|
Пространство обыденной жизни |
5,71 |
7,71 |
0,001 |
|
Поле образования |
7,31 |
8,35 |
0,410 |
|
Экономическое поле |
6,52 |
6,08 |
0,335 |
|
Научное поле |
6,48 |
5,79 |
0,289 |
|
Политическое поле |
6,95 |
5,08 |
0,001 |
|
Развлекательное поле |
9,21 |
10,33 |
0,008 |
|
Поле культуры |
5,69 |
6,63 |
0,016 |
Согласно полученным данным, представленным в табл. 3, выявлены достоверные различия между интересами юношей и девушек в аспекте создания и распространения контента по сферам: экономическая (p ≤ 0,006), политическая (p ≤ 0,000), развлекательная (p ≤ 0,006) и культурная (p ≤ 0,043). Более выраженные показатели по интересам развлечения и культуры у девушек согласуются с предыдущими данными по пассивному использованию и могут говорить о выраженности развлекательной цели ввиду связанности потребления и распространения в локализованной части интернет-пространства. У юношей выраженными темами распространяемой информации являются политическая (также как в вопросе потребления) и экономическая.
Таблица 3. Средние значения использования социальных сетей в активном режиме по интересам
|
Поля сетевой активности по активному типу использования |
Средние значения |
Уровень достоверности, p |
|
|
Юноши |
Девушки |
||
|
Пространство обыденной жизни |
4,52 |
4,81 |
0,530 |
|
Поле образования |
4,98 |
4,44 |
0,493 |
|
Экономическое поле |
4,79 |
3,65 |
0,006 |
|
Научное поле |
4,64 |
3,67 |
0,081 |
|
Политическое поле |
4,74 |
3,44 |
0,001 |
|
Развлекательное поле |
5,26 |
6,44 |
0,006 |
|
Поле культуры |
4,38 |
4,65 |
0,043 |
Обсуждение и выводы
В целях исследования влияния проблемного использования Интернета мы полагаем важным учитывать форму взаимодействия с Интернет-пространством, которая выражается в преимущественном выборе того или иного приложения, а также заинтересованность в специфике контента, которая обусловлена целями и мотивами сетевой активности.
Как показывают результаты исследования, поведенческие стратегии при проблемном использовании социальных сетей у юношей и девушек разнятся. Компоненты проблемного использования более выражены у представительниц женского пола, что может быть связано с выбором использования социальных сетей как способа совладающего поведения и с ожиданием благоприятных последствий в виде социальной поддержки. Кроме того, более высокие показатели проблемного использования социальных сетей среди девушек могут быть обусловлены реализацией сетевой активности преимущественно в поле развлечений. При этом интересы юношей больше реализуются в поле политики и экономики, что может объяснять более низкую выраженность дезадаптивного использования социальных сетей и негативных последствий сетевой активности. Таким образом, полагаем важным учитывать гендерные различия при разработке программ, направленных на коррекцию и профилактику проблемного использования Интернета, ввиду наличия различий в стратегиях преодоления стрессовых ситуаций с целью более эффективного поиска альтернативных способов поддержки в реальной жизни.