К проблеме определения содержания обучения детей с ОВЗ в цифровой среде (на примере авторского пособия)
Аннотация
В статье представлено авторское учебно-методическое пособие, основанное на материале диссертационного исследования. Подробно дано содержание работы по включению ребенка с ОВЗ в цифровую среду с учетом его особенностей. Проведен анализ научной литературы по проблеме интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду и по вопросу цифровизации образования. Подчеркивается необходимость формирования цифровой компетенции у педагогов и родителей детей с ОВЗ, как участников педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в цифровой среде. Аргументирована позиция автора пособия о рациональности применения цифровых инструментов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и важность экологичного подхода к интеграции интерактива в образовательный процесс. Определены критерии отслеживания эффективности педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Общая информация
Ключевые слова: инклюзия, цифровая среда, ОВЗ, методическое пособие
Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики
Тип материала: материалы конференции
Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования руководителя проекта АНО ДПО «Логопед Плюс» С. М. Томилину
Для цитаты: Коломийцева О.В. К проблеме определения содержания обучения детей с ОВЗ в цифровой среде (на примере авторского пособия) // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 623–632.
Полный текст
Введение
Предоставление возможности получения образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной проблемой – несмотря на попытки решить ее путем интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду. Проблема остается нерешенной по нескольким причинам: 1) не учитываются индивидуальные особенности детей; 2) не создаются необходимые условия; 3) родители и педагоги оказываются не готовы к сопровождению детей с ОВЗ в педагогическом процессе. Педагогам приходится учитывать влияние технологического прогресса на содержание образования, как следствие – на формирование личности обучающегося с ОВЗ и его компетенции при проектировании планов занятий (и выступая при этом в новой для себя роли педагогических дизайнеров) [2]. В исследовании предлагается подход к решению обозначенной проблемы, в качестве которого будет представлена авторская разработка учебно-методического пособия.
Теоретико-методологической основой исследования будут являться научные взгляды педагогического сообщества на особенности ребенка с ОВЗ, влияющие на его интеграцию в общеобразовательную среду (В.В. Воронкова, Т.А. Власова, М.С. Певзнер Е.А. Стребелева и др.) и научные труды о цифровизации образования (И.В. Роберт, В.А. Кальней, С.Е. Шишов, Е.С. Полат, С.В. Зенкина).
Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка учебно-методического пособия, в котором предлагается экологичное внедрение цифровых инструментов в процесс обучения детей с ОВЗ.
Методами исследования являлись анализ научной литературы по проблеме адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательную среду, научной литературы о цифровизации образования, педагогический эксперимент.
Представители отечественных школ педагогики и психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.А. Кальней и многие другие) сходятся во мнении о необходимости создания условий для осуществления познавательной деятельности ученика – как ведущей за собой развитие. В то же время коррекционные педагоги (В.В. Воронкова, Т.А. Власова, ЕА. Стребелева и др.) отмечают специфику развития познавательной сферы у детей с ОВЗ, что выражается в сниженной мотивации, самооценке, неустойчивом внимании, отставании развития эмоционального интеллекта и др.
Учащемуся с ОВЗ, в силу имеющихся у него особых образовательных потребностей, необходимо сопровождение на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении. В нашем понимании, сопровождение ребенка с ОВЗ предстает как непрерывный системный процесс поддержки обучения и воспитания ребенка с ОВЗ силами педагогов, родителей – в результате которого ребенок проходит путь от субъекта до личности, а педагог – до наставника, при этом мотивируя ученика реализовывать его потенциал на пути социализации и экологично используя потенциал цифровой среды.
Учение выдающегося педагога Т.И. Шамовой о познавательной деятельности нами положено в основу структуры педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. Как критерии эффективности сопровождения мы определили уровни мотивации, самооценки, самостоятельности ребенка с ОВЗ и вовлеченности его родителей в педагогический процесс сопровождения.
Для решения проблемы эффективной адаптации ребенка с ОВЗ надо спроектировать такую образовательную среду, в которую экологично интегрированы цифровые инструменты, и где ребенок с особенностями развития сможет при поддержке педагогов и родителей продемонстрировать рост мотивации, самооценки и самостоятельности, то есть развитие своей личности. Сделаем акцент на важном для нас научном взгляде Ж. В. Антиповой, которая справедливо считает, что инклюзия является ценностной основой для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий [1] как норма для воспитания детей с особенностями и без, при этом принцип инклюзии может быть реализован в том числе через квест-игру, геймификацию [1].
Необходимо отметить, что цифровые инструменты – в частности: интерактивные коррекционно-развивающие игры портала «Мерсибо» – являются дидактическим материалом для учебного процесса, а организованная должным образом с интерактивными коррекционно-развивающими играми работа педагога является учебно-воспитательной деятельностью «преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью ученика», то есть в сущности – образовательным процессом, где один из ее элементов (коммуникативный компонент) играет главную роль [6].
Вариативность использования интерактива на занятиях
При разработке учебно-методического пособия в рамках реализации концепции педагогического дизайна, которая выражается в процессе создания учебной программы для решения задач и удовлетворения потребностей обучающихся (основанной на простоте и доступности понимания для учеников) [2], нами были использованы личностно-ориентированный (предполагает индивидуализацию процесса обучения и воспитания), системно-деятельностный (системное воздействие при обучении и воспитании ученика в деятельности через общение) и средовой подход (реализован через создание пространственно-предметной среды).
Мы принимаем во внимание мнение ученых о том, что интерактивные технологии являются целостной системой. Она охватывает часть образовательного процесса. В эту часть входят игры и упражнения, которые формируют личностные качества обучающихся, необходимые для обеспечения эффективности вхождения в социум и самореализации на основании интересов и возможностей [5]. Поэтому в нашем пособии, ввиду своих преимуществ – таких как повышение мотивации; визуализация педагогического процесса (необходима для облегчения запоминания и восприятия информации); развитие компьютерной компетентности обучающихся; создание проблемных ситуаций; систематизация материала – были экологично использованы интерактивные игры как вид информационно-коммуникационных технологий.
Авторское учебно-методическое пособие «Цифровые минутки. Сборник динамических пауз по школьным предметам для младших школьников с ОВЗ» вышло в Издательстве «Творческий Центр «Сфера» в 2024 году. В пособии изложены основные положения нормативно-правовых документов (ФГОС НОО и ФАОП НОО) для детей с ОВЗ, сделан акцент на задачах образования и составляющие программы коррекционной работы, приведены интерактивные игры для реализации задач ФГОС, подробно описан программно-дидактический комплекс компании «Мерсибо», приведен алгоритм отбора интерактивных игр для урока (занятия), даны упражнения с интерактивными играми для повышения самооценки, адаптации и мотивации учащихся с ОВЗ. Как инновация – предлагаются мини-сборники динамических пауз из интерактивных коррекционно-развивающих игр по школьным предметам, примеры интерактивных пособий и игр для динамических пауз, примеры интерактивных игр для решения задач познавательного развития. Отдельные главы посвящены работе с родителями в рамках педагогического сопровождению учащегося с ОВЗ в цифровой среде и повышению цифровой грамотности педагогов.
Описание упражнений c интерактивными играми для повышения самооценки, адаптации и мотивации учащихся с ОВЗ сопровождается указанием названий интерактивных коррекционно-развивающих игр, содержанием игры-упражнения и формой возможной работы (Индивидуальная и/или групповая). Также приводятся примеры интерактивных игр для решения задач познавательного развития с указанием цели, правил игры и методических рекомендаций по ее проведению.
Рассмотрим некоторые упражнения интерактивных коррекционно-развивающих игр портала «Мерсибо», которые могут быть иcпользованы для повышения самооценки, адаптации и мотивации учащихся с ОВЗ. Работа на занятиях может проходить как в индивидуальном формате, так и в подгрупповом и групповом. В последнем случае приветствуется использование интерактивной доски для участия всех учеников при выполнении заданий.
Упражнения «Эхо в горах», «Привет планетам», «Робот» формируют правильную самооценку, волевые качества для преодоления сложных ситуаций. Дети учатся планировать свои высказывания, возможность прослушивания записи их речи совместно с педагогом способствует развитию рефлексии, поддержки в лице учителя, желанию попробовать свои силы в выполнении задания вновь.
Такие упражнения как «Вертолет» и «Снежинки» призваны за счет насыщения отделов мозга кислородом при их выполнении (ребенок делает вдох носом, затем продолжительный выдох в микрофон, следя за сюжетом на экране) поддерживать работоспособность, сохранять внимание и мотивацию детей, обеспечивая при этом смену деятельности.
Использование на занятиях упражнений из цикла «Конструктор картинок» способствует усилению творческого аспекта, освоению процесса конструирования. Создавая сюжетную картинку с помощью цифровых технологий ребенок может поделиться своим эмоциональным состоянием с педагогом, что поможет его своевременной коррекции, а также решит различные коррекционные задачи, например, такие как обогащение словарного запаса, автоматизация поставленных звуков, развитие самоконтроля, координации движений и т.д. Возможность обсудить созданную картинку на занятии с родителям в домашних условиях является вариантом домашнего задания для закрепления материала.
Для мышечной релаксации, улучшения выполнения действий по образцу, своеобразной психоэмоциональной разгрузки в виде динамической паузы возможно использование заданий «Повторюшки», «Обезьянка-балерина», «Холодно-жарко». Детям интересно повторять движения за интерактивными героями: напрягать-расслаблять мышцы тела, подбрасывать и ловить мяч, приседать, подпрыгивать и т. д.
Когда ребенку удается выполнить задания более сложного уровня, чем в начале, он чувствует эмоциональный подъем и желание пробовать свои силы при поддержке педагога при выполнении новых заданий, что также положительно сказывается на самооценке ученика.
С целью диагностики самооценки детей с ОВЗ нами была использована методика «Лесенка» В.Г. Щур: ребенку предъявлялся индивидуальный вариант с рисунком лестницы со ступеньками, когда он ставил себя на рисунке на самую высокую ступеньку означало завышенную самооценку, на ступени 2 и 3 сверху-нормальную самооценку, на ступени с четвертой и ниже-низкую самооценку.
На начало учебного года (2023-2024) в контрольной группе было обследовано 28 человек: завышенная самооценка диагностирована у 12 детей (43%), адекватная у 7 детей (25%), низкая у 9 детей (32%); в экспериментальной группе также обследовано: завышенная самооценка у 14 детей (50%), адекватная у 6 детей (21%), низкая у 8 детей (29%).
В конце учебного года (2023-2024) после проведения эксперимента в контрольной группе мы диагностировали завышенную самооценку у 9 детей (32%), адекватная-у 13 детей (46%), низкая-у 6 детей (22%); в экспериментальной группе завышенная самооценка у 3 детей (11 %), адекватная у 22 детей (79%), низкая у 3 детей (11%).
Можно сделать вывод, что повторная диагностика уровня самооценки у учащихся с ОВЗ в экспериментальной и контрольной группах выявили значительную динамику в нормализации самооценки детей с ОВЗ в экспериментальной группе. Произошедшие в исследуемых группах изменения обусловлены педагогическими воздействиями, осуществленными в ходе эксперимента.
Ввиду того, что пособие основано на материалах диссертационного исследования c выполненной апробацией и анализом результатов эмпирического эксперимента, мы можем привести данные о том, что рост показателей по критериям самооценки, мотивации и самостоятельности в экспериментальной группе составил от 15 до 25% по сравнению с показателями в контрольной группе.
В авторском пособии «Цифровые минутки. Сборник динамических пауз по школьным предметам для младших школьников с ОВЗ» сделан акцент на том, что количество интерактивных коррекционно-развивающих игр, которые педагог отбирает заранее на основании индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ и целей конкретного занятия, не должно превышать одной-двух, чтобы не допустить полного погружения в цифровую среду, во избежание проблем со здоровьем.
Заключение
Учебно-методическое пособие создано для педагогов начальной школы, логопедов и дефектологов, для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, желающих помочь своим детям, используя потенциал цифровых технологий. Позиция автора пособия о рациональности использования цифровых инструментов отражена в названии пособия «Цифровые минутки». Небольшие динамические паузы из интерактивных коррекционно-развивающих игр позволят сохранять внимание детей и поддерживать их работоспособность во время урока или занятия.
Так как от цифровой компетенции педагогов и родителей зависит эффективность процесса сопровождения ребенка в цифровой среде, нами уделяется большое внимание на страницах авторского пособия методам и формам работы, которые позволяют достичь определенного уровня владения цифровым материалом.
На основании вышесказанного делаем выводы о необходимости продолжения работы по интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, с использованием достижений технического прогресса для его обучения и воспитания. Для решения обозначенных проблем важно уделять внимание техническому оснащению школ, обучению педагогов методикам, основанным на научных исследованиях и имеющих научно-обоснованную базу. Продолжение дискуссии о полученных результатах предлагается вести в русле доработки методических рекомендаций по общению обучающихся в цифровой среде.
Литература
- Антипова Ж.В. Инклюзия как ценностная основа уклада дошкольной образовательной организации // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: Сборник научных трудов международных научно-практических конференций, Москва, 07–24 апреля 2023 года / Отв. редакторы: В.П. Вершинин, А.Л. Третьяков. Том 10. Москва: Московский психолого-социальный университет, 2023. С. 477–481.
- Борисова А.С., Кальней В.А. Оценка перспективы формирования ценностных ориентаций обучающихся посредством педагогического дизайна // Вестник РМАТ. 2023. № 3. С. 81–92.
- Коломийцева О.В. Цифровые минутки. Сборник динамических пауз по школьным предметам для младших школьников с ОВЗ. М.: ТЦ Сфера, 2024. 64 c. (Библиотека Логопеда).
- Нечаев М.П., Кальней В.А. Интерактивные педагогические технологии в современной образовательной среде // Вестник РМАТ. 2016. № 2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-pedagogicheskie-tehnologii-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 02.04.2024)
- Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: монография. М.: ИНФРА-М, 2023. 205 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 11
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 6
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2