Риски современного интернет-пространства: результаты эмпирического исследования среди студентов педагогического вуза

9

Аннотация

В статье представлены результаты исследования восприятия интернет-рисков студентами педагогического вуза с целью выявления их готовности к противодействию интернет-угрозам, а также умения передавать эти знания своим ученикам в будущей профессиональной деятельности. Исследование было проведено с использованием метода фокус-групп, в которых приняли участие студенты Томского государственного педагогического университета. Основное внимание было уделено анализу мнений о ключевых рисках и угрозах современного Интернета, а также роли подготовки будущих учителей к обеспечению кибербезопасности своих учеников. Участники исследования подчеркнули значение знаний о безопасности в сети Интернет среди преподавателей и школьников, а также выразили обеспокоенность недостаточной подготовкой в области цифровой безопасности в рамках их учебных программ. Результаты исследования продемонстрировали, что будущие преподаватели осознают важность защиты своих учеников от киберугроз и необходимость проведения профилактической работы в образовательных учреждениях для снижения рисков, связанных с использованием Интернета и формирования у молодежи навыков безопасного поведения в цифровой среде.

Общая информация

Ключевые слова: безопасный интернет, кибербезопасность, онлайн-риски, цифровизация образования

Рубрика издания: Новые возможности, особенности и риски общения в сети интернет

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ломовская С.А., Синогина Е.С. Риски современного интернет-пространства: результаты эмпирического исследования среди студентов педагогического вуза // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 509–518.

Полный текст

Введение

В настоящее время Интернет представляет собой неотъемлемую часть жизни для большинства населения планеты. Интернет-пространство дает неограниченные возможности для общения, образования, самореализации как взрослых, так и детей. Тем не менее, несмотря на свои неоспоримые преимущества, присутствие в Интернете не всегда проходит безопасно для пользователя. На сегодняшний день широко известны случаи киберпреступности, кибермошенничества, кибербуллинга, фишинга, киберсталкинга и многого другого. В связи с этим возникает особая необходимость осознания людьми разных поколений этих рисков, а также обучения пользователей безопасному поведению в сети [3].

Особую важность обучение противостоянию киберрискам имеет для будущих педагогов – студентов педагогических вузов и колледжей. Именно молодежь играет ключевую роль в формировании цифровой грамотности у новых поколений, ведь сегодняшние молодые педагоги уже относятся к тем, кто вырос во времена активной цифровизации и повсеместного распространения Интернета, а, значит, лучше всего ознакомлены с проблемами интернет-пространства и правилами его безопасного использования. Действительно, современные учителя должны не только владеть навыками работы с интернет-технологиями, но и уметь противостоять потенциальным угрозам онлайн-среды.

Киберриски или риски интернет-пространства представляют собой широкий спектр угроз, с которыми может столкнуться любой пользователь сети в процессе своего взаимодействия с цифровыми технологиями. Такие риски могут оказать влияние на психоэмоциональное состояние человека, нарушить его безопасность – особенно если речь идет о самых юных пользователях сети. Согласно статистике, средний возраст пользователей Интернета постоянно снижается – сегодня дети начинают активно взаимодействовать с цифровым пространством уже с 4-5 лет, когда просматривают мультики на видеохостингах или играют в онлайн-игры, которые им включают родители для отвлечения внимания [2]. В этот возрастной период дети наиболее уязвимы к киберугрозам, поскольку еще не имеют достаточно развитых навыков критического мышления или навыков безопасного поведения в Интернете. Взаимодействие с Интернетом продолжается и усиливается по мере их взросления – школьники и подростки активно пользуются сетью для обучения, общения в социальных сетях, поиска информации, участия в онлайн-играх и развлекательных платформах. С каждым годом дети становятся более самостоятельными в своем взаимодействии с Интернетом, что увеличивает их уязвимость к различным угрозам. Без должного контроля и отсутствия базы знаний о последствиях столкновения с деструктивными явлениями в сети Интернет, эти риски могут привести к негативным последствиям в развитии ребенка, проблемам в учебе и социальной сфере.

Интернет-пространство также оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения и профессиональных навыков будущих педагогов. Сегодня для всех студентов, в том числе обучающихся педагогических вузов, цифровые ресурсы являются основным источником информации не только в процессе обучения, но и в их повседневной жизни. Благодаря наличию доступа к образовательным ресурсам, образцам педагогических практик со всего мира, будущие педагоги формируют современное видение образовательного процесса, апробируют инновационные методики, адаптируют их к локальным условиям своей профессиональной деятельности. Тем не менее студенты часто сталкиваются с такими проблемами, как информационная перегрузка и получение недостоверных данных, что требует наличия навыков фильтрации надежных источников и эффективного управления огромным потоком информации. Интернет также становится для студентов площадкой для дистанционного обучения, онлайн-вебинаров, участия в профессиональных сообществах. Цифровизация образования сегодня активно проходит в общеобразовательных школах, поэтому умения безопасно работать в Интернете и продуктивно взаимодействовать с цифровыми технологиями становятся важными навыками для будущих педагогов [1]. От уровня развития этих навыков у студентов зависит и успешность их реализации в будущей профессиональной деятельности, а также то, насколько эффективно они смогут обучить этим навыкам следующее поколение школьников.

В связи с этим особенно актуальным представляется исследование восприятия Интернет-рисков студентами педагогических вузов, позволяющее выявить готовность будущих педагогов к противодействию интернет-угрозам, а также их умение передавать эти знания своим ученикам в процессе профессиональной деятельности. В связи с этим в статье предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какие интернет-риски вызывают наибольшие опасения у студентов педагогического вуза?
  2. Влияет ли осведомленность о киберугрозах на профессиональную подготовку будущих педагогов?
  3. Как студенты планируют защищать себя и своих будущих учеников от интернет-угроз?

Методы

Исследование было проведено с участием студентов Томского государственного педагогического университета. Для проведения исследования был использован метод фокус-групп, позволяющий наиболее глубоко изучить мнение и опыт участников благодаря групповому обсуждению, способствующему более активному обмену идеями и выявлению различных точек зрения на исследуемую проблему.

Всего в исследовании приняли участие 40 студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Для обеспечения полноты и репрезентативности данных, участники были распределены на пять фокус-групп. Исследование проводилось в формате полуструктурированных интервью, в ходе которых участники отвечали на открытые вопросы, касающиеся их отношения к интернет-рискам и знания способов защиты от них. Подобный формат исследования позволил студентам свободно поделиться своими мыслями, мнением, личным опытом, способствуя получению информативных данных. Основные темы обсуждений охватывали проблемы влияния интернет-контента на психоэмоциональное состояние детей и подростков, восприятие интернет-рисков преподавателями и школьниками, а также профилактику киберугроз молодежи на базе общеобразовательных учреждений.

Полученные данные обрабатывались с помощью метода тематического анализа, который направлен на выявление и интерпретацию ключевых тем и паттернов. На первом этапе анализа проводилась первичная обработка данных – расшифровка аудиозаписей фокус-групп и их предварительный просмотр для ознакомления с общим содержанием. Затем были выделены наиболее значимые фрагменты, связанные с интересующими нас вопросами. На следующем этапе были выявлены основные темы и тенденции, идентифицированы основные проблемы, с которыми студенты столкнулись в процессе обсуждения открытых вопросов.

Результаты

Исследование выявило несколько ключевых интернет-рисков, которые вызвали наибольшее беспокойство у студентов педагогического вуза. На первом месте оказались фейковые новости или дезинформация – угроза, способная исказить восприятие реальных событий, ввести в заблуждение как преподавателей, так и школьников. Студенты отметили, что сами часто сталкиваются с недостоверной информацией в Интернете при поиске информации. Участники интервью также пришли к выводу, что распространение фейковых новостей может не только ввести в заблуждение, но и сформировать изначально неверное представление о некоторых научных фактах и данных, что представляет особую опасность в контексте образовательного процесса, где особую роль играет именно точность и достоверность информации. Таким образом, распространение недостоверной информации среди школьников может привести к снижению качества учебного процесса. Сами студенты также признаются, что порой им сложно отличить надежные источники от ненадежных в связи со стремительным распространением информации через социальные сети и другие онлайн-платформы. Тем не менее, один из участников отметил: «Мне кажется, что если будущие педагоги сами не научатся критически относиться к информации в Интернете, то и школьников этому обучить не смогут».

Следующим по значимости киберриском студенты отметили кибербуллинг. Кибербуллинг – вид травли в онлайн-среде, часто характеризующийся анонимностью обидчика, что затрудняет возможность выявления и контроля таких ситуаций. Проблема кибербуллинга наиболее актуальна именно в подростковом возрасте, когда школьники наиболее эмоционально уязвимы к подобного рода ситуациям. Студенты отметили, что кибербуллинг чрезвычайно опасен из-за возможности его негативного влияния на психоэмоциональное состояние молодежи, что может привести к депрессии, снижению самооценки, тревоге и проблемам в социуме. Они также выразили обеспокоенность тем фактом, что, несмотря на существующие меры поддержки жертв кибербуллинга и методы его предотвращения, многие школьники все еще остаются без должной поддержки и защиты. «В школе я видел, как буллинг влияет на моих сверстников, - рассказывает один из студентов. – Некоторым из них даже пришлось перевестись в другой класс, но и после этого издевательства не прекратились. Учителя пытались как-то контролировать этот процесс, проводя беседы с буллерами, чаще всего это помогало. Страшно представить, какое влияние может оказать на детей травля в Интернете, когда все обычно происходит анонимно и обидчика нельзя остановить».

Среди киберугроз студенты также особенно отметили кибермошенничество. Несмотря на их единогласное мнение о том, что к онлайн-мошенничеству наиболее уязвимо старшее поколение, участники все же отметили, что сегодня и школьники часто оказываются жертвами преступных действий в Интернете. «Я недавно читал о ситуации, где школьник пытался оплатить внутриигровую покупку для онлайн-игры на стороннем сайте, - говорит один из участников. – Оказалось, что это были мошенники, и деньги просто пропали». Студенты также отметили, что школьники, в силу несформированности критического мышления, часто с легкостью доверяют сомнительным источникам получения финансовой выгоды, например, становятся жертвами мошенников в мессенджерах, которые предлагают внести средства на «безопасный счет» под проценты.

Студенты выразили единое мнение по поводу важности осведомленности о киберугрозах для своей будущей работы. Они отметили, что знание о рисках интернет-пространства, способность эффективно противостоять им и умение проводить профилактическую работу в этом направлении со своими учениками играют важную роль в их будущей профессиональной деятельности. Студенты признали, что их задачей является не только защита собственной личной информации, но и помощь своим ученикам в обеспечении их интернет-безопасности. Те, кто уже сталкивался с киберугрозами, убеждены, что педагоги должны обладать высоким уровнем цифровой грамотности, чтобы защитить себя и своих учеников.

Вместе с тем, часть участников отметили, что с их точки зрения, на их направлении подготовки зачастую уделяется недостаточно внимания вопросам подготовки будущих педагогов к обеспечению цифровой безопасности. Некоторые студенты указали на недостаточное количество часов, посвященных кибербезопасности и методам защиты информации в Интернете, что, как они признаются, очень беспокоит их, ведь сегодня цифровая среда стала неотъемлемой частью образовательного процесса и повседневной жизни учителя и обучающихся.

Студенты высказали разные мнения о том, как они планируют защищать себя и своих будущих учеников от киберугроз. Основной инструмент, который они предпочитают использовать – это повышение цифровой грамотности, как их собственной, так и их обучающихся. Большинство участников фокус-групп заявили о своей готовности к изучению дополнительных материалов и ресурсов для обучения применению актуальных методов защиты в Интернете. Часть студентов предпочитает выделять дополнительные часы во время занятий для обучения детей правилам кибербезопасности, а некоторые предлагают интегрировать вопросы кибербезопасности в темы своих предметов. Участники также предложили конкретные инициативы – такие, как создание внеурочных курсов по кибербезопасности, а также заявили о необходимости тесного сотрудничества в вопросах интернет-безопасности школьников с администрацией школы и родителями. Еще одним важным аспектом стала идея о создании и поддержании благоприятной атмосферы в коллективе класса, чтобы каждый обучающийся мог поделиться своими опасениями по поводу киберугроз с учителем и получить от него необходимые советы и поддержку.

Обсуждение и выводы

Исследование показало, что будущие педагоги видят себя активными участниками процесса формирования безопасной цифровой среды и полагают, что их собственные знания, а также постоянное совершенствование навыков цифровой грамотности станут залогом эффективного противостояния киберугрозам и их профилактики. Будущие педагоги должны не только эффективно использовать образовательные технологии, но и обладать навыками по защите себя и своих учеников от интернет-рисков.

В целом, результаты исследования продемонстрировали высокий уровень знаний студентов о кибербезопасности и их готовность к обеспечению кибербезопасности своих учеников, несмотря на то что некоторые из них признались в затруднениях при выявлении недостоверной информации, а также отметили недостаток подготовки в вопросах обеспечения цифровой безопасности. В связи с этим особенную важность приобретает интеграция дополнительных курсов по кибербезопасности в учебные программы педагогических вузов, а также в рамках преподавания отдельных предметов, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности.

Литература

  1. Ли Я. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Профессиональное образование и общество. 2021. № 3(39). С. 208-212.
  2. Синогина Е.С., Ломовская С.А. Механизм киберсоциализации школьников // Наставничество как трансфер к новым возможностям в образовании: модели, формы, перспективы, риски: Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции, Арзамас, 02–03 ноября 2023 года. Арзамас: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2023. С. 203-208.
  3. Сомов М.В. Информационная безопасность подрастающего поколения в контексте системно-структурного подхода // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11. С. 45-49.

Информация об авторах

Ломовская Софья Анатольевна, преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО ТГПУ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-2915-0347, e-mail: xxx_sofi_xxx@mail.ru

Синогина Елена Станиславовна, кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности, Томский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО ТГПУ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-0037-0309, e-mail: sinogina2004@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 32
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 9
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5