Проектирование и внедрение учебного электронного модуля на английском языке «Поверхностные явления в медицине и фармации» на базе платформы MTC Линк для студентов медицинских специальностей
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы методического проектирования электронных ресурсов в новом образовательном пространстве, показана необходимость их применения в дистанционном обучении. Целью настоящего исследования является проектирование и внедрение учебного электронного модуля на английском языке, входящего в курс химии для иностранных студентов медицинских специальностей, обучающихся дистанционно. Для успешного внедрения цифрового проекта в процесс дистанционного обучения необходимыми условиями являются достаточная инструментальная и аппаратная оснащенность высшего учебного заведения, наличие профессиональных компетенций преподавателей в сфере применения информационно-коммуникационных технологий, точный выбор цифровых образовательных площадок с необходимыми техническими характеристиками, зависящими от предлагаемой формы дистанционного занятия. Вместе с этим для повышения уровня рефлексии обучающихся на предлагаемый учебный материал, особое влияние оказывают личностные характеристики студентов, их языковая и цифровая компетентность и наличие современных электронных устройств, уровень взаимодействия студента с преподавателем и другими обучающимися. Необходимо отметить, что в процессе обучения могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства, приводящие к некоторым корректировкам электронного проекта. Такими обстоятельствами являются изменения учебного плана и расписания занятий, а также аномальные погодные условия или другие факторы, способные повредить электрическую сеть или сеть интернет. В процессе разработки образовательных модулей или курсов руководители должны учитывать все вышеперечисленное и стремиться к созданию мобильного проекта, в который можно быстро внести необходимые корректировки, не повреждая его целостности и не нарушая течение учебного процесса.
Общая информация
Ключевые слова: дистанционное обучение, трансформация образования, цифровая трансформация образования, инновационные образовательные площадки, дистанционные образовательные технологии, иностранные студенты
Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Сусликова И.Ю., Скуратова М.И. Проектирование и внедрение учебного электронного модуля на английском языке «Поверхностные явления в медицине и фармации» на базе платформы MTC Линк для студентов медицинских специальностей // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 209–222.
Полный текст
Введение
Благодаря развитию научно-технического прогресса и информационных технологий глобальная цифровизация стремительно вошла в образовательное пространство высшей школы. Сегодня цифровая трансформация высшего образования развивается быстрыми темпами: увеличивается число образовательных платформ, расширяется спектр технических характеристик этих платформ, появляется новое программное обеспечение для создания элементов электронного обучения [1; 2; 4-13; 15; 18].
Использование электронных образовательных элементов является неотъемлемой частью дистанционной формы обучения, которая остается незаменимой альтернативой очной форме. Актуальность электронного обучения возрастает, когда речь идет об образовании иностранных студентов. В силу организационных, медицинских, транспортных и других причин иностранные студенты прибывают в Российскую Федерацию с опозданием и приступают к очным занятиям в разное время уже после начала учебного года. Семестр для иностранных обучающихся начинается в дистанционной форме, что способствует успешной реализации учебного плана по учебным дисциплинам. Создание и внедрение дидактических материалов, разрабатываемых для образовательных электронных платформ, на английском языке приобретает дополнительную актуальность предлагаемого проекта в связи с широким развитием билингвального обучения.
В качестве основной площадки большинство российских вузов используют обучающую среду LMS Moodle [2; 4; 6; 9; 16]. Разработанная австралийским ученым Мартином Дугиамасом система Moodle на протяжении почти двадцати лет остается ведущей в образовательных учреждениях всего мира.
В 2024 году российские разработчики запустили тестирование платформы МТС Линк [17]. Она стала первым облачным сервисом на российском рынке видео-конференц-связи, поддерживающим интеграцию с SIEM-системами, что делает ее использование безопасней. Также система интегрируется с аппаратными ВКС-системами, в режиме докладчика позволяет выступающему демонстрировать участникам встречи презентацию в формате MS PowerPoint или Google презентации, просматривая заметки к слайдам в том же окне, содержит доски [14]. Платформа МТС Линк сразу же нашла свое применение у авторов электронных курсов в высших учебных заведениях России [1; 11].
Для реализации электронного модуля "Surface Phenomena in Medicine and Pharmacy" могут быть использованы обе платформы. Однако российская образовательная среда имеет возможность бессвязного проведения видео встреч, по сравнению с Moodle средой, в который для видео конференций используется связка с сервисом онлайн конференций BigBlueButton. Авторы настоящей работы остановили свой выбор на российской платформе МТС Линк.
Вместе с выбором виртуальной образовательной среды не менее важным является соблюдение организационных и методических требований к созданию учебного электронного модуля. Существуют общие и частные требования, которые преподаватели разработчики подобных проектов определяют сами [1; 3; 5; 9; 14; 16].
На успешную реализацию электронного образовательного проекта влияет ряд факторов (рис.1).
Рис. 1. Факторы, влияющие на успешное внедрение
электронного образовательного проекта
Методы исследования
В основе настоящего исследования легла методология проектирования и системного подхода. Авторами были применены следующие педагогические методы:
a. словесные, наглядные и практические методы передачи информации;
b. познавательные методы, включающие в себя объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные и исследовательские составляющие;
c. методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся, содержащие промежуточные тесты и лабораторные работы.
Презентации лекций учебного модуля были озвучены и переведены в формат мр4. Для видео съемки экспериментов были использованы цифровой зеркальный фотоаппарат Nikon D 5600 с разрешением 6000 х 4000.
Техническая и дизайнерская обработка материалов модуля была проведена с помощью офисного приложения Microsoft (Power Point, Word, Paint and Clipchamp).
Результаты
Проектирование учебного электронного модуля "Surface Phenomena in Medicine and Pharmacy" на английском языке состоит из нескольких этапов:
Рис. 2. Структура проекта учебного электронного модуля «Surface Phenomena in Medicine and Pharmacy»
- Создание эффективной рабочей команды разработчиков с учетом уровня их профессиональных, языковых и цифровых компетенций;
- Выбор образовательной платформы для создания электронного модуля, оснащенной необходимыми техническими характеристиками;
- Структуризация проекта (рис.2);
- Выбор способа передачи учебной информации, контроля и взаимодействия с обучающимися.
Создание электронного модуля, как и его проектирование, является многоступенчатым процессом, каждая ступень которого требует большой подготовки:
- Систематизация дидактических материалов модуля в соответствии с рабочими программами по химии для студентов медицинских специальностей;
- Написание сценария лекций и лабораторных работ на английском языке;
- Видеосъемка экспериментов для лабораторных работ с последующим озвучиванием и монтажом;
- Изготовление презентаций дидактических материалов с последующем озвучиванием и переводом в формат mp4;
- Составление и изготовление методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ, обработке и представлению результатов экспериментов.
- Составление тестов;
- Наполнение образовательной платформы подготовленными структурными элементами учебного электронного модуля.
- Публикация готового к работе модуля.
В результате исследования авторы создали модуль, состоящий из пяти разделов, который включает 12 уроков и 7 тестов. Форма и содержание уроков представлены в табл. 1.
Таблица 1. Форма и содержание уроков
Содержание |
Форма (харакеристика) |
Продолжи тельность, мин |
||
Раздел 1. Intrо class |
||||
1 |
Теория |
Лекция 1. «Basic concepts and definitions» |
видео презентация со звуковым сопровождением Power point, mp4, |
11.06 |
Тест |
Вопросы к уроку 1 |
Множественный выбор |
20.00 |
|
Раздел 2. Surface tension and surface activity |
||||
2 |
Теория |
Лекция 2. «Surface tension» |
видео презентация со звуковым сопровождением Power point, mp4, |
16.42 |
Тест |
Вопросы по теме «Surface tension» |
Множественный выбор |
20.00 |
|
Тест |
Вопросы по теме «Surface activity» |
Множественный выбор |
20.00 |
|
Раздел 3. Laboratory work 1. «Surface activity studies in the homological series of alcohols» |
||||
3 |
Теория |
Объяснительно-иллюстрированная инструкция «Instruction for laboratory work 1». |
презентация Power point, pdf |
- |
4 |
Теория |
Образец заполнения таблицы измерений |
видео презентация Power point, mp4 |
03.36 |
5 |
Эксперимент |
12 ссылок на облачное хранилище с опытами для эксперимента 1 «Measurement of surface tension and the surface activity study of propyl and butyl alcohols» |
Видео, mp4 |
общая 27.00 |
6 |
Эксперимент |
2 ссылки на облачное хранилище с опытами для эксперимента 2 Determination of a concentration of solution |
Видео, mp4 |
05.27 |
7 |
Обработка результатов |
Объяснительно-иллюстрированная инструкция «Results processing». |
презентация Power point, pdf |
- |
Тест |
Результаты эксперимента 1 |
Открытый ответ с прикреплением файла |
|
|
Тест |
Результаты эксперимента 2 |
Открытый ответ с прикреплением файла |
|
|
Раздел 4. Sorption processes |
||||
8 |
Теория |
Лекция 3. «Sorption processes» |
видео презентация со звуковым сопровождением Power point, mp4, |
54.03 |
Раздел 5. Laboratory work 2. «Аdsorption on the solid surfaces surfaces» |
||||
9 |
Эксперимент |
Опыт 1 «Adsorption of lead cations on activated carbon» |
Видео со звуковым сопровождением, mp4 |
04.09 |
10 |
Эксперимент |
Опыт 2 «Stady of a solvent nature effect on the adsorption» |
Видео со звуковым сопровождением, mp4 |
03.38 |
11 |
Эксперимент |
Опыт 3 «Chromatographic separation of copper and cobalt cations» |
Видео со звуковым сопровождением, mp4 |
03.38 |
12 |
Эксперимент |
Опыт 4 «Stady of the adsorption capacity of different adsorbents» |
Видео со звуковым сопровождением, mp4 |
03.48 |
|
Тест |
Результаты лабораторной работы 2 |
Множественный выбор |
20.00 |
|
Тест |
Ситуационные задачи |
Открытый ответ с прикреплением файла |
|
Обсуждение
Разработанный авторами электронный образовательный модуль является составной частью большого курса по химии для билингвальных студентов медицинских специальностей и расширяет образовательные возможности обучающихся, находящихся в своих странах в момент изучения темы «Surface Phenomena in Medicine and Pharmacy».
Авторы показали, что работа по созданию электронных ресурсов требует большой тщательной подготовки, начинающейся с проектирования. Предложенный проект электронного модуля хорошо структурирован, что облегчило дальнейшую работу по систематизации дидактического материала и наполнению электронной образовательной среды МТС Линк отдельными элементами.
Важно, что платформа МТС Линк обладает всем необходимым программным ресурсом. Она удобна в использовании, не требует от преподавателя, не являющимся специалистом в области информационных технологий, глубоких знаний информатики. Кроме того, на платформе имеется обучающий курс для авторов.
Обучающиеся могут присоединиться к модулю или курсу на платформе МТС Линк самостоятельно или воспользоваться приглашением преподавателя автора курса. На главной странице можно найти описание и структуру курса, информацию об авторах, а также перейти в курс, ленту сообщений или журнал успеваемости. В представленном в этой работе модуле авторами был установлен английский язык интерфейса, что является очень важным в этом проекте.
Каждый шаг обучающегося фиксируется системой, что является положительным фактором контроля образовательного процесса преподавателем. Это играет большую роль при контроле и оценивании выполняемых студентами заданий, когда в процессе дистанционного обучения возникают спорные моменты.
При соблюдении технических требований не стоит забывать о «начинке» электронного ресурса, ее «цифровом весе» и продолжительности (табл.1). Обучающие видео не должны превышать 40 минут. В представленном модуле является завышенной по времени лекция №3. При разделении данной лекции на менее затратные по времени части могло привести к потере смысловой нагрузки. Изучение и анализ проблем восприятия студентами предлагаемого материала возможно только после внедрения и апробации модуля.
Данное исследование показало, что несмотря на временные и энергетические затраты создание электронных образовательных ресурсов является необходимой частью образовательного процесса в высшей школе. Для реализации цифровых образовательных проектов авторами рекомендована российская платформа МТС Линк.
Литература
- Ачмизова С.Я. Перспективы применения онлайн-платформ в процессе информатизации современного образования // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2(105). С. 302-304.
- Бельченко В.Е., Бельченко И.В., Коблик А.И., Сергеев Н.В. Обзор web-систем электронного тестирования и информационных систем создания курсов дистанционного обучения // Генезис и онтология инновационно ориентированной деятельности в условиях цифровизации: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Омск, 28 декабря 2023 г. Уфа: ООО «Аэтерна», 2023. С. 216-219.
- Богатырева Т.В. Создание электронных курсов и основные требования к ним // Научный альманах. 2022. № 10 (96). С. 72-74.
- Виноградова Ю.А. Создание электронного курса по дисциплине «Математический анализ» на LMS-платформе МГТУ «СТАНКИН» // Наука и образование: векторы развития: Материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 29 ноября 2021 г. Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2021. С. 78-82.
- Ермакова Л.В. Электронные курсы в вузе: преимущества, недостатки и особенности создания // Обучение иностранному языку студентов высших и средних образовательных учреждений на современном этапе. Проблемы сохранения языков и культур народов России и Китая: Материалы XI Всероссийской национальной научно-методической видеоконференции (с международным участием) и материалы IX Международной научно-практической конференции, осенняя и зимняя сессии, Благовещенск, 23 сентября 2022 г. Благовещенск: Амурский государственный университет, 2023. С. 35-38.
- Забавин А. С., Жукова Т.В. Практические аспекты создания электронного курса в LMS Moodle для поддержки программы повышения квалификации ИТ-специалистов // Far East Math - 2023: Материалы национальной научной конференции, Хабаровск, 04–09 декабря 2023 г. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2024. С. 174-179.
- Кожухова В.Н., Коробецка А.А., Семенычев В.К. Опыт и методические аспекты создания курса на электронной платформе СoСalc // Проблемы развития предприятий: теория и практика. 2018. № 3. С. 29-34.
- Костюк Е.С., Мосунова Т.Н., Кречетов И.А., Хамзина В.А. Сравнительный анализ цифровых инструментов для создания обучающих электронных тренажеров // Современное образование: интеграция образования, науки, бизнеса и власти. Трансформация образования, науки и производства – основа технологического прорыва: материалы международной научно-методической конференции. В 2 ч., Томск, 26–27 января 2023 г. Том 1. Часть 1. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2023. С. 255-259.
- Красильникова Л. В., Терехина О.В., Солодкина ЕА. Особенности создания электронного образовательного ресурса для самостоятельной работы обучающихся вуза по курсу «Деловой иностранный язык» // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 13 ноября 2019 года. Том Выпуск 4(8). Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2020. С. 178-182.
- Кузнецова Л.В., Федяев Е.А. Опыт создания и функционирования раздела промежуточная аттестация в электронных курсах виртуальной образовательной среды MOODLE // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 30 октября 2020 г. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – С. 249-252.
- Лебедев Н.Н., Воронина А.В., Шихметов А.Н. [и др.] Опыт реализации дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования с использованием ведомственной системы дистанционного обучения (СДО) // Профессиональное совершенствование работников здравоохранения - путь к здоровью нации: III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, Москва, 29 февраля 2024 г. М.: ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 2024. С. 31-33.
- Левчук Т.В. Основные положения при создании электронного курса по метрологии, стандартизации и сертификации для технических специальностей // Информационные технологии: актуальные проблемы подготовки специалистов с учетом реализации требований ФГОС : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 15 мая 2020 г. Омск: Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации в г. Омске, 2020. С. 76-79.
- Летун Е.М. ISpring как универсальное программное обеспечение для создания электронных курсов // Современные наука и образование: достижения и перспективы развития: Сборник трудов по материалам III Национальной научно-практической конференции, Керчь, 15–16 мая 2023 г. Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2023. С. 46-50.
- Мамонова Е.В России появилась собственная платформа для видеоконференций [Электронный ресурс] // Российская газета. Спецвыпуск: Цифровые экосистемы. 2023. № 293 (9238). URL: https://rg.ru/2023/12/26/biznes-v-oblakah.html (дата обращения: 12.08.24)
- Новикова Е.А. Образовательная платформа «Stepik» как дополнительный инструмент реализации образовательных программ // Интеграция науки, технологии и образования: ИНТО-2023: материалы VIII межрегиональной конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 19 апреля 2023 г. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2023. С. 175-178.
- Омарбекова Н.К. Методические и организационные требования к созданию электронных учебных курсов в условиях реализации дистанционных образовательных технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14, № 4. С. 139-148. doi: 0.17238/issn1998-5320.2020.14.4.17
- Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024616265 Российская Федерация. МТС Линк Доски: № 2024613200: заявл. 20.02.2024: опубл. 19.03.2024; заявитель Общество ограниченной ответственностью "ВЕБИНАР ТЕХНОЛОГИИ".
- Черноталова, К.Л., Ширшова И.А., Скобелева И.Ю. Опыт создания и внедрения электронного курса «Начертательная геометрия. Инженерная графика» на базе LMSMOODLE // Инновационные технологии в образовательной деятельности: Материалы XXV Международной научно-методической конференции, Нижний Новгород, 08 февраля 2023 г. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2023. С. 150-154. doi: 10.46960/intech_2022_150
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 5
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2