Введение
Благодаря развитию научно-технического прогресса и информационных технологий глобальная цифровизация стремительно вошла в образовательное пространство высшей школы. Сегодня цифровая трансформация высшего образования развивается быстрыми темпами: увеличивается число образовательных платформ, расширяется спектр технических характеристик этих платформ, появляется новое программное обеспечение для создания элементов электронного обучения [1; 2; 4-13; 15; 18].
Использование электронных образовательных элементов является неотъемлемой частью дистанционной формы обучения, которая остается незаменимой альтернативой очной форме. Актуальность электронного обучения возрастает, когда речь идет об образовании иностранных студентов. В силу организационных, медицинских, транспортных и других причин иностранные студенты прибывают в Российскую Федерацию с опозданием и приступают к очным занятиям в разное время уже после начала учебного года. Семестр для иностранных обучающихся начинается в дистанционной форме, что способствует успешной реализации учебного плана по учебным дисциплинам. Создание и внедрение дидактических материалов, разрабатываемых для образовательных электронных платформ, на английском языке приобретает дополнительную актуальность предлагаемого проекта в связи с широким развитием билингвального обучения.
В качестве основной площадки большинство российских вузов используют обучающую среду LMS Moodle [2; 4; 6; 9; 16]. Разработанная австралийским ученым Мартином Дугиамасом система Moodle на протяжении почти двадцати лет остается ведущей в образовательных учреждениях всего мира.
В 2024 году российские разработчики запустили тестирование платформы МТС Линк [17]. Она стала первым облачным сервисом на российском рынке видео-конференц-связи, поддерживающим интеграцию с SIEM-системами, что делает ее использование безопасней. Также система интегрируется с аппаратными ВКС-системами, в режиме докладчика позволяет выступающему демонстрировать участникам встречи презентацию в формате MS PowerPoint или Google презентации, просматривая заметки к слайдам в том же окне, содержит доски [14]. Платформа МТС Линк сразу же нашла свое применение у авторов электронных курсов в высших учебных заведениях России [1; 11].
Для реализации электронного модуля "Surface Phenomena in Medicine and Pharmacy" могут быть использованы обе платформы. Однако российская образовательная среда имеет возможность бессвязного проведения видео встреч, по сравнению с Moodle средой, в который для видео конференций используется связка с сервисом онлайн конференций BigBlueButton. Авторы настоящей работы остановили свой выбор на российской платформе МТС Линк.
Вместе с выбором виртуальной образовательной среды не менее важным является соблюдение организационных и методических требований к созданию учебного электронного модуля. Существуют общие и частные требования, которые преподаватели разработчики подобных проектов определяют сами [1; 3; 5; 9; 14; 16].
На успешную реализацию электронного образовательного проекта влияет ряд факторов (рис.1).
Рис. 1. Факторы, влияющие на успешное внедрение
электронного образовательного проекта
Методы исследования
В основе настоящего исследования легла методология проектирования и системного подхода. Авторами были применены следующие педагогические методы:
a. словесные, наглядные и практические методы передачи информации;
b. познавательные методы, включающие в себя объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные и исследовательские составляющие;
c. методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся, содержащие промежуточные тесты и лабораторные работы.
Презентации лекций учебного модуля были озвучены и переведены в формат мр4. Для видео съемки экспериментов были использованы цифровой зеркальный фотоаппарат Nikon D 5600 с разрешением 6000 х 4000.
Техническая и дизайнерская обработка материалов модуля была проведена с помощью офисного приложения Microsoft (Power Point, Word, Paint and Clipchamp).
Результаты
Проектирование учебного электронного модуля "Surface Phenomena in Medicine and Pharmacy" на английском языке состоит из нескольких этапов:
Рис. 2. Структура проекта учебного электронного модуля «Surface Phenomena in Medicine and Pharmacy»
- Создание эффективной рабочей команды разработчиков с учетом уровня их профессиональных, языковых и цифровых компетенций;
- Выбор образовательной платформы для создания электронного модуля, оснащенной необходимыми техническими характеристиками;
- Структуризация проекта (рис.2);
- Выбор способа передачи учебной информации, контроля и взаимодействия с обучающимися.
Создание электронного модуля, как и его проектирование, является многоступенчатым процессом, каждая ступень которого требует большой подготовки:
- Систематизация дидактических материалов модуля в соответствии с рабочими программами по химии для студентов медицинских специальностей;
- Написание сценария лекций и лабораторных работ на английском языке;
- Видеосъемка экспериментов для лабораторных работ с последующим озвучиванием и монтажом;
- Изготовление презентаций дидактических материалов с последующем озвучиванием и переводом в формат mp4;
- Составление и изготовление методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ, обработке и представлению результатов экспериментов.
- Составление тестов;
- Наполнение образовательной платформы подготовленными структурными элементами учебного электронного модуля.
- Публикация готового к работе модуля.
В результате исследования авторы создали модуль, состоящий из пяти разделов, который включает 12 уроков и 7 тестов. Форма и содержание уроков представлены в табл. 1.
Таблица 1. Форма и содержание уроков
|
Содержание |
Форма (харакеристика) |
Продолжи тельность, мин |
||
|
Раздел 1. Intrо class |
||||
|
1 |
Теория |
Лекция 1. «Basic concepts and definitions» |
видео презентация со звуковым сопровождением Power point, mp4, |
11.06 |
|
Тест |
Вопросы к уроку 1 |
Множественный выбор |
20.00 |
|
|
Раздел 2. Surface tension and surface activity |
||||
|
2 |
Теория |
Лекция 2. «Surface tension» |
видео презентация со звуковым сопровождением Power point, mp4, |
16.42 |
|
Тест |
Вопросы по теме «Surface tension» |
Множественный выбор |
20.00 |
|
|
Тест |
Вопросы по теме «Surface activity» |
Множественный выбор |
20.00 |
|
|
Раздел 3. Laboratory work 1. «Surface activity studies in the homological series of alcohols» |
||||
|
3 |
Теория |
Объяснительно-иллюстрированная инструкция «Instruction for laboratory work 1». |
презентация Power point, pdf |
- |
|
4 |
Теория |
Образец заполнения таблицы измерений |
видео презентация Power point, mp4 |
03.36 |
|
5 |
Эксперимент |
12 ссылок на облачное хранилище с опытами для эксперимента 1 «Measurement of surface tension and the surface activity study of propyl and butyl alcohols» |
Видео, mp4 |
общая 27.00 |
|
6 |
Эксперимент |
2 ссылки на облачное хранилище с опытами для эксперимента 2 Determination of a concentration of solution |
Видео, mp4 |
05.27 |
|
7 |
Обработка результатов |
Объяснительно-иллюстрированная инструкция «Results processing». |
презентация Power point, pdf |
- |
|
Тест |
Результаты эксперимента 1 |
Открытый ответ с прикреплением файла |
|
|
|
Тест |
Результаты эксперимента 2 |
Открытый ответ с прикреплением файла |
|
|
|
Раздел 4. Sorption processes |
||||
|
8 |
Теория |
Лекция 3. «Sorption processes» |
видео презентация со звуковым сопровождением Power point, mp4, |
54.03 |
|
Раздел 5. Laboratory work 2. «Аdsorption on the solid surfaces surfaces» |
||||
|
9 |
Эксперимент |
Опыт 1 «Adsorption of lead cations on activated carbon» |
Видео со звуковым сопровождением, mp4 |
04.09 |
|
10 |
Эксперимент |
Опыт 2 «Stady of a solvent nature effect on the adsorption» |
Видео со звуковым сопровождением, mp4 |
03.38 |
|
11 |
Эксперимент |
Опыт 3 «Chromatographic separation of copper and cobalt cations» |
Видео со звуковым сопровождением, mp4 |
03.38 |
|
12 |
Эксперимент |
Опыт 4 «Stady of the adsorption capacity of different adsorbents» |
Видео со звуковым сопровождением, mp4 |
03.48 |
|
|
Тест |
Результаты лабораторной работы 2 |
Множественный выбор |
20.00 |
|
|
Тест |
Ситуационные задачи |
Открытый ответ с прикреплением файла |
|
Обсуждение
Разработанный авторами электронный образовательный модуль является составной частью большого курса по химии для билингвальных студентов медицинских специальностей и расширяет образовательные возможности обучающихся, находящихся в своих странах в момент изучения темы «Surface Phenomena in Medicine and Pharmacy».
Авторы показали, что работа по созданию электронных ресурсов требует большой тщательной подготовки, начинающейся с проектирования. Предложенный проект электронного модуля хорошо структурирован, что облегчило дальнейшую работу по систематизации дидактического материала и наполнению электронной образовательной среды МТС Линк отдельными элементами.
Важно, что платформа МТС Линк обладает всем необходимым программным ресурсом. Она удобна в использовании, не требует от преподавателя, не являющимся специалистом в области информационных технологий, глубоких знаний информатики. Кроме того, на платформе имеется обучающий курс для авторов.
Обучающиеся могут присоединиться к модулю или курсу на платформе МТС Линк самостоятельно или воспользоваться приглашением преподавателя автора курса. На главной странице можно найти описание и структуру курса, информацию об авторах, а также перейти в курс, ленту сообщений или журнал успеваемости. В представленном в этой работе модуле авторами был установлен английский язык интерфейса, что является очень важным в этом проекте.
Каждый шаг обучающегося фиксируется системой, что является положительным фактором контроля образовательного процесса преподавателем. Это играет большую роль при контроле и оценивании выполняемых студентами заданий, когда в процессе дистанционного обучения возникают спорные моменты.
При соблюдении технических требований не стоит забывать о «начинке» электронного ресурса, ее «цифровом весе» и продолжительности (табл.1). Обучающие видео не должны превышать 40 минут. В представленном модуле является завышенной по времени лекция №3. При разделении данной лекции на менее затратные по времени части могло привести к потере смысловой нагрузки. Изучение и анализ проблем восприятия студентами предлагаемого материала возможно только после внедрения и апробации модуля.
Данное исследование показало, что несмотря на временные и энергетические затраты создание электронных образовательных ресурсов является необходимой частью образовательного процесса в высшей школе. Для реализации цифровых образовательных проектов авторами рекомендована российская платформа МТС Линк.

