Введение
Образование всегда считалось главным инструментом развития и саморазвития личности, необходимым для достижения успеха и процветания общества в целом. Системе образования приходится быстро адаптироваться ко всем изменениям, связанным с цифровизацией современного общества. Одним из актуальных трендов высшего образования сейчас является то, что оно перестает быть окончательным и меняет статус на непрерывное в течение всей жизни. Новые онлайн–средства получения образования расширяют его возможности, стирают географические, возрастные и даже в некотором смысле социальные границы.
Традиционно образование рассматривается как система воспитания и обучения личности или «как педагогический процесс, состоящий из обучения, воспитания и развития человека» (Репина, Драницына, 2017, с. 65). Кодекс Республики Беларусь об образовании предлагает следующее определение «образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности, удовлетворение ее образовательных потребностей и интересов, а также совокупность приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенного объема и сложности» (Кодекс Республики Беларусь об образовании, 2011). Под обучением чаще понимается «процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков» (Петровский, Ярошевский, 1998, с. 228). Л.В. Московкин и Ю. Ёнтэ анализируя семантику понятия «обучение», обращают внимание на отсутствие его единого научного понимания в педагогике. Исследователи делают вывод, что «чаще всего под обучением понимают либо деятельность учащихся, либо совместную или взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся» (Московкин, Ёнтэ, 2021, c. 28). Авторы отмечают, что определение обучения как деятельности учителя в современных научных работах отсутствует. Например, Кодекс об образовании РБ рассматривает этот термин как «целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями, навыками, формированию у них компетенций, развитию их творческих способностей» (Кодекс Республики Беларусь об образовании, 2011). Кем будет организован этот процесс, не указывается, что уже расширяет возможности как для понимания самого феномена, так и для организации его деятельности. Ю.И. Назарчук анализируя разницу между обучением и образованием обращает внимание: «Образование – это предоставление информации и знаний посредством использования устной и письменной речи, различных методов демонстрации таким образом, чтобы инструктировать или обучать. Обучение есть процесс поглощения этой информации для того, чтобы повысить навыки и способности и использовать их в различных ситуациях. Независимо от целей качество обучения будет в значительной степени зависеть от качества образования, поэтому роль преподавателя в данном процессе очень важна» (Назарчук, 2019, с. 87; Фролова, Есина, 2021; Радчикова и др., 2023). Следовательно, несмотря на различные возможности организации процесса передачи знаний и стимулирования учебной деятельности обучающихся, уровень образования педагога будет во многом определит их эффективность.
Трансформация обучения в условиях массовой информатизации общества предоставляет возможность использования новых форм и способов организации процесса – видеоконференции и видеолекции, образовательные и интерактивные платформы, порталы, курсы и сервисы и многое другое. Это привело к возникновению и широкому развитию такой формы получения образования как онлайн-обучение. Исследователи до сих пор не пришли к единому определению данного понятия. Одним из подходов считается, что это «обучение в режиме онлайн вариант учебного процесса, который происходит посредством Интернета, информационных сервисов, специальных образовательных сред и средств мультимедиа» (Тен, 2022, с. 278). Такой вид обучения имеет свои возможности и преимущества: студенты могут выбирать время и свой темп выполнения заданий или делать их в той последовательности, в которой комфортно. Анализ работ в этом направлении позволяет сделать вывод, что существуют три временные ситуации онлайн-обучения: асинхронность (отсутствие общения в реальном времени), полусинхронность (с возможностью общения иногда и в определенное назначенное время) и синхронность (с обучением и встречами в режиме реального времени) (Тен, 2022; Сорокова и др., 2021). Отсюда следует, что удобство и гибкость – два основных преимущества организации процесса обучения онлайн.
Аналитический обзор исследований по теме позволяет сделать вывод, что «онлайн-обучение – это инновационный метод доставки образования пользователям, который содействует развитию новой культуры обучения, коммуникации, сотрудничества, получению знаний через Интернет, созданию академических сообществ» (Назарчук, 2019, с. 90). При оценке организации этого процесса можно согласиться с мнением И.А. Батайкина, что «Онлайн-обучение – это всего лишь современные образовательные технологии, которые ни в коем случае не являются альтернативой традиционному образованию. Это инструмент для передачи знаний. Благодаря чему студент получает больше возможностей для доступа к учебным материалам. А преподаватель, используя онлайн-курсы, включающую теоретическую часть дисциплины, освобождает время для того, чтобы направить свои силы на развитие у студентов практических навыков» (Батайкина, 2019, с. 19).
Следовательно, можно констатировать, что обучение входит составным элементом в общую систему образования, а «онлайн обучение становится основой изменения глобальной образовательной архитектуры, базирующейся на новой технологической платформе образования, на цифровой педагогике, виртуализации образовательной деятельности, глобализации образования. Онлайн-обучение становится одним из тех направлений, которые, во-первых, являются инструментами образовательной трансформации, во-вторых, предлагают способы реагирования на внешние вызовы и потребности рынка, в-третьих, определяют наиболее адекватные способы удовлетворения образовательных потребностей вне зависимости от места, времени и способа получения образования» (Захарова и др., с. 26).
Методы
В настоящее время особое внимание уделяется развитию онлайн-образования, ориентированному на новое поколение студентов – уверенных пользователей цифровых технологий. Эти студенты проявляют высокую заинтересованность в организации обучения в онлайн-формате, с использованием онлайн-технологий наряду с традиционными методами обучения. Такой вариант получения знаний позволяет обучающимся осваивать учебный материал самостоятельно и в удобное время (Батайкина, 2019). С целью изучить данный вопрос более детально, а также проанализировать оценку эффективности организации онлайн-обучения теми, кто непосредственно вовлечен в этот процесс, в апреле – мае 2025 года было проведено исследование, в котором приняли участие 156 человек: студенты дневной и вечерней форм получения образования (141 человек), магистранты (5 человек), а также преподаватели (10 человек) из трех вузов Республики Беларусь (УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (10 человек), «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (75 человек) и филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» в г. Минске Республики Беларусь (71 человек)). Возраст респондентов – от 18 до 54 лет, средний возраст – 24 года, Женская аудитория составляла 87% выборки (135 человек) от общего числа. Сформированная выборка не позволила рассмотреть статистически значимые различия между группами, поэтому представленные результаты в основном носят описательный характер. Исследование проводилось в онлайн-формате с помощью Google Форм, что позволило уже на входе исключить респондентов, не владеющих цифровыми навыками.
Результаты и обсуждение
Анализ данных относительно известности инструментов, платформ и технологий онлайн-образования у наших пользователей услуг представлен на рис. 1.
Среди конкретных образовательных платформ и сервисов называются Coursera, GeekBrains, Skillbox, Stepik, MyQuiz, Кahoot, Qwizlet, Getcourse, Quizizz и ряд других. Достаточно часто как инструмент онлайн-образования указывается кроссплатформенный сервис для графического дизайна Canva. Такой обширный список говорит о вовлеченности современной молодежи в цифровую образовательную среду. Лидирующие позиции занимают также широко известная и используемая в Республике Беларусь система управления образовательными электронными курсами Moodle и собственные системы электронного обучения вузов (СДО РГСУ, СЭО БГУИР, ЭСО БГПУ). Тем не менее 9 % обучающихся не смогли ответить на этот вопрос. Информацию для анализа об ясности понимания респондентами таких технологий дает ответ на вопрос об использовании технологий онлайн-образования в вузе, где проходит обучение. Факт использования онлайн-технологий в процессе обучения в обозначенных вузах очевиден. Однако при достаточно высоком проценте понимания их наличия (88% /137 чел.), есть категория респондентов, которые не осознают (ответ «нет» – 3%/5 чел.) или не до конца понимают («затрудняюсь ответить» – 9%/14 чел.) конкретную применимость таких технологий в своих вузах.
Среди основных причин такого стремительного развития цифровых технологий в системе образования сами участники опроса в основном указывали «развитие цифровых технологий во всем мире как таковых»1, «удобство, доступность, скорость получения информации, экономия времени». Среди нестандартных ответов на этот вопрос можно назвать «экономия бумаги», «клиповость мышления детей», «интерактивный подход к самой работе» и «непосредственно социальная обстановка».
К основным достоинствам использования различных форм онлайн-образования, помимо удобства, мобильности, практичности, географической и временной независимости, которые широко описаны в научных исследованиях, также были отнесены – экономические («экономия денег и времени», «нет затрат на проезд», «больший охват аудитории при меньших затратах»), пользовательские («возможность масштабирования», «возможность собрать библиотеку из информации в видео- и аудиоформате», «возможность управлять доступом к информации», «компактность информации», «быстрая актуализация знаний – легко обновлять и дополнять контент») и даже такие, которые условно нами были объединены в личностно-социальную группу («чувствуешь себя крутым», «есть учет индивидуальных особенностей», «доступ к мировым экспертам – можно обучаться у лучших преподавателей независимо от их местоположения», «интересно, весело, красочно», «высокий уровень коммуникации между студентами и преподавателями») факторы.
Конечно, онлайн-образование имеет ряд недостатков. В нашем исследовании также, как и в аналогичных на эту тему в качестве таковых нашими респондентами были указаны: технические проблемы (плохой интернет, сбои, порог вхождения, «плохая оптимизация некоторых сервисов»), недостаток контроля со стороны преподавателя («возможность списать»). При этом в ответах некоторых респондентов четко прослеживается понимание того, что отсутствие такого контроля может сказываться на качестве образования и требовать высокого уровня самодисциплины от обучающихся («низкая мотивация – требуется высокая самодисциплина и организованность», «возможна бесконечная прокрастинация», «много отвлекающих маневров»). Важным моментом является то, что сами студенты к недостаткам онлайн-образования относили «отсутствие преподавателя и простых объяснений», «некоторые предметы требуют присутствия оффлайн», «недостаток живого общения». Это еще раз подчеркивает, что онлайн-образование – не замена, а только одна из возможностей предоставления знаний. Обращает на себя внимание понимание факта допустимого вреда здоровью от таких форм получения знаний, на который указали наши респонденты. Например, встречаются такие высказывания: «нагрузка на зрение и опорно-двигательный аппарат, формирование цифровой зависимости», «ожирение», «цифровая усталость – длительная работа за экраном влияет на здоровье». В качестве примера еще одной выявленной проблемы приведем конкретный ответ 19-летней студентки первого курса БГПУ: «Мы собственноручно помогаем поколению продолжать быть зависимыми от мобильных устройств, что препятствует развитию любознательности к миру, интереса к общению с окружающими». Подобное видение проблемы от будущего педагога внушает надежду на позитивные изменения, которые помогут сформировать культуру потребления услуг онлайн-образования.
Среди непосредственных технологий, используемых в вузах респондентов, назывались следующие (рис. 2).
Полученные данные подтверждают результаты исследования О.И. Вагановой, А.В. Гладкова, Е.Ю. Коноваловой, в котором говориться, что «сейчас технология мобильного обучения наиболее востребована в сфере образования. Благодаря ее использованию появляется возможность наиболее удобной и продуктивной совместной работы, обмена знаниями. Субъекты образовательного процесса могут обмениваться материалом удаленно, передавать мобильные устройства внутри студенческой группы, используя беспроводные сети, инфракрасные функции карманного персонального компьютера» (Ваганова и др., 2020, с. 54). Стоит отметить, что не столь активно в учебном процессе, по мнению респондентов, используется геймификация (игрофикация), которая имеет ряд своих преимуществ. «Игрофикация позволяет повысить мотивацию студентов, активизировать учебно-познавательную деятельность за счет применения соревновательного и визуализированного подхода, направленные на решение практических задач любого уровня сложности. Применение данной цифровой технологии способствует развитию поисковой деятельности, внутренних стимуляторов, таких так нравственные принципы, убеждения, самооценка и т.д.» (Ваганова и др., 2020, с. 55).
В отдельном блоке опроса были рассмотрены возможности и недостатки использования онлайн-платформ студентами именно в своих вузах. Анализ ответов о достоинствах в целом подтверждает общие преимущества онлайн-образования, но с индивидуальной интерпретацией удобства: «можно делать какие-то задания дома, тем самым можно спокойно разобрать информацию», «возможность догнать материал, который пропустил», «меньше бегаешь по кабинетам в поисках преподавателя», «информация всегда под рукой», «лучшая запоминаемость материала». Кроме того, респонденты выделяли прозрачность аттестации как преимущество. Несмотря на то, что значительная часть опрошенных не видит недостатков в использовании образовательных платформ в вузе или затруднилась с ответом (51% / 79 человек суммарно), некоторые указанные недостатки заслуживают внимания: «Нет четкости, работают две платформы, непонятно где будет прикреплен файл, приходится искать на разных платформах», «На практике никакой информации там нет по большинству дисциплин», «Неразбериха между платформами – преподаватели кидают материалы в разные платформы и задания приходится отправлять тоже в разные», «Не всегда понятен путь для того или иного предмета». Следовательно, можно сделать вывод, что основным недовольством использования образовательных платформ в вузе является отсутствие их интеграции в единую систему. Такое объединение упростит доступ и использование для студентов и преподавателей. Создание такой интегрированной системы видится перспективным шагом в развитии онлайн-обучения.
При анализе ответов на вопрос о возможностях и ограничениях для преподавателей от использования в вузе образовательных онлайн-платформ получились следующие результаты. Помимо общеизвестных и ожидаемых достоинств, связанных с удобством и доступностью в любой момент, некоторые ответы носили юмористический оттенок. Например, «возможность меньше видеть студентов», «нет большого количества бумаги, которая занимает место в доме и не надо разбирать непонятный подчерк». Также студенты в большинстве своем считают, что такая организация учебного процесса предоставляет преподавателям больше маневров для мониторинга выполнения работ, посещаемости и активности студентов, возможность для простого и быстрого контроля знаний с использованием тестов, аналитику и обратную связь. Относительно понимания недостатков, которые могут возникнуть у преподавателей при использовании образовательных онлайн-платформ, мнения студентов и преподавателей совпадают: 53% опрошенных (82 чел.) считает, что таких недостатков нет, как недостаток отмечается техническая составляющая (зависание, технические сбои, плохой интернет и др.). Более детальный качественный анализ ответов позволил выделить ряд проблем для преподавателей, которые признаются самими студентами: «сложность в контроле самостоятельности работы студентов», «повышенная нагрузка при сопровождении больших групп», «усталость от экрана», «заполнение занимает много времени», «очень большой объем дополнительной работы», «студенты запаздывают с загрузкой материалов», «студенты могут не туда загружать задания». Осознание студентами таких моментов дает надежду, что они с пониманием будут относиться к установленному преподавателем таймингу и другим требованиям к контрольным заданиям.
Обращает на себя внимание тот факт, что «и зарубежные, и отечественные авторы признают не просто желательность, а необходимость использования цифровых технологий для профессиональной подготовки студентов вуза в силу цифровизации общества, так как они способствуют росту вовлеченности студентов в обучение» (Лазарева, Стяжкова, 2023, с. 661).
В заключительной части участникам исследования предлагалось ознакомиться с перечнем возможностей, которые предоставляют цифровые технологии в подготовке студентов, и выбрать те, с которыми они согласны. Результаты представлены на рис. 3.
Как видно из данных, самым популярным является ответ о повышении мобильности выполнения заданий и изучения материалов, что подтверждает мнение о том, что использование цифровых технологий в образовательном процессе обеспечивает гибкость и доступность – студент может изучать материалы и выполнять задания в любое время и в любом месте, используя мобильные устройства. Такая возможность высоко оценивается самими пользователями услуг. Самой низкой популярностью пользуется ответ о повышении мотивации студентов. К сожалению, и сами студенты, и анализ других исследований позволяет сделать вывод, что к одному из главных минусов онлайн-образования относят низкую мотивацию обучающихся. Несмотря на то, что цифровые технологии позволяют сделать учебный процесс более интерактивным, динамичным и общедоступным, существует много факторов, которые снижают мотивацию студентов, требуют от них большей самостоятельности и самодисциплины. Поэтому, как считает Л.В. Лазарева и Н.М. Стяжкова, для «формировании учебной мотивации студентов рекомендуется сформулировать четкие инструкции по использованию цифровых технологий в обучении, включая обзор навигационных функций и настроек конфиденциальности и безопасности, осуществлять для студентов обзор примеров образцовых и неудачных вариантов использования технологий. Важно активно вовлекать студентов в использование образовательных цифровых технологий, формировать общий интерес и регулярно общаться с ними на эту тему. Перед началом использования любой цифровой технологии необходимо проинформировать студентов о возможных проблемах конфиденциальности, безопасности и доступности цифровой среды и рассмотреть возможные способы их решения» (Лазарева, Стяжкова, 2023, с. 666).
Заключение
Таким образом можно сделать вывод, что онлайн-образование становится самостоятельным сегментом образовательной системы, а цифровые технологии – неотъемлемой частью жизни любого прогрессивного общества. Новое поколение обучающихся активно использует предложенные возможности онлайн-обучения, что позволяем им быстрее и удобнее получать доступ к информации и усваивать учебные материалы. Однако организация обучения в онлайн-формате имеет свои ограничения, важнейшим из которых является отсутствие живого, непосредственного общения с преподавателем, который сможет найти индивидуальные рычаги мотивирования студентов. Анализ наших результатов и исследований других авторов показывает, что «критическими недостатками онлайн-образования являются низкая степень готовности цифровой инфраструктуры, отсутствие механизма идентификации и контроля работы студентов, проблемы информационной безопасности, отсутствие доверия к подобному обучению населения» (Цыгалов, 2020, с. 61). Возможно отдельным аспектом также надо выделить то, что «де-юре цифровизация в высшем образовании не подкреплена концептуальными положениями, едиными стандартами и управленческими подходами» (Семёнова, 2019, с. 9−10), что приводит к определенным проблемам, связанным с одновременным использованием нескольких платформ и инструментов.
1 Здесь и далее в кавычках представлены непосредственные высказывания участников опроса.