Введение
Глобальная информатизация современного общества решает задачу замены в короткий срок старых технологий новыми, целесообразными с точки зрения экономики и социальных требований; подготовки качественно новых специалистов с высоким уровнем самореализации в профессии и через нее, владеющих современными информационными технологиями. Рост научных знаний, объемов информации и способов ее получения ведет к акцентированию внимания в процессе образования на формировании навыков работы с поступающей информацией, успешно ориентироваться в ее многообразии, анализировать данные, дифференцировать, делать выводы и применять на практике, а также активно использовать для различных целей информационные технологии. Последние выступают средством познания окружающего мира, а также воздействуют на человека, его когнитивные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и т.п.).
В научной литературе влияние компьютерных технологий на различные сферы личности представлено исследованиями зависимого поведения, склонности к нему в детском, подростковом и юношеском возрасте. Ряд авторов (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, А.Е. Личко, Е.Ю. Брель, А.Б. Холмогорова и др.) отмечают особенности эмоциональной сферы, нарушение социальных процессов, повышенной конфликтности, своеобразие восприятия окружающих вещей (нет разделения реального и виртуального пространства) и т.п. (Бабаева, 2018). В своей работе мы решили идти дальше и сосредоточили наше внимание на исследовании связи активного применения информационно-компьютерных технологий и когнитивных процессов (в большей степени мышления, т.к. согласно психоаналитическим исследования, особенно заметные изменения происходят в развитии мышления подростка).
Познавательные процессы являются частью любой деятельности человека, позволяют строить планы, формулировать цели, представлять в уме ход действий, регулировать поведение и многое другое (Ахметова, 2018; Лобанов, Радчикова, 2011; Лобанов и др., 2017). При этом, восприятие считается первой ступенью познания, над которой настраивается отражение мира в абстрактно-логической или теоретической форме (Величковский, 2012, с. 102; Чумаченко, Шварц, 2016); а сознательные или бессознательные идеи и фантазии придают смысл и обогащает наш внутренний мир. Информация, получаемая из окружающего мира, дает возможность индивиду представить внешнюю и внутреннюю сторону предмета, сам предмет в его отсутствие, предвидеть изменения в нем. С появлением электронной вычислительной техники мышление понимается, как система обработки информации (А. Ньюэлл, Г. Саймон и др.), а также как особая теоретическая и практическая деятельность, предполагающая наличие включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. В связи с чем, исследователи отмечают трансформацию мышления, когнитивного функционирования личности (включая способность к коммуникации) по мере развития. В работах неоднократно подчеркивается, что эти изменения говорят нам о прошлом этой личности, ее развитии, о конфликтах и о способах адаптации к ним. Именно поэтому оценка когнитивного развития необходима для адекватного понимания формирования Эго (Tyson, 1983).
На наш взгляд, психоаналитический подход позволяет получить более полную информацию о когнитивных процессах, предлагая взглянуть на них с учетом бессознательных и осознанных аспектов. Так, в психоанализе рассматриваются два взаимосвязанных вида мышления: так называемые первичное и вторичное. Первичное мышление является глубоко бессознательным процессом и характеризуется конкретностью, зрительной образностью и символичностью; оно суть средство выражения внутреннего субъективного мира. В жизни оно проявляется через сознательные и бессознательные фантазии, дневные мечты и сновидения, «магическое мышление», оговорки, шутки, артистическую и творческую активность. Так, для ребенка на дооперациональной стадии нет ничего случайного, эгоцентрическое мышление приводит его к предположению, что причина любого частного события соотносится с его собственным опытом и внутренним миром мыслей и желаний, в связи с чем, он часто путает желания, фантазии и реальность. Вторичное мышление характеризуется рациональностью, упорядоченностью и логичностью; оно основывается преимущественно на вербальном символизме и осуществляет адаптацию к реальности. Речь, в данном случае, является инструментом мышления, организации, рефлексии, облегчая причинное следование, категоризацию и абстрагирование (Tyson, 1983). Заметим, что психоаналитические исследования направлены в большей степени на первичный процесс, тогда как академическая психология сфокусирована, главным образом, на развитии вторичного процесса мышления.
Наибольший интерес приобретает мышление в подростковом возрасте (12-17 лет), когда происходит «операциональный синтез» первичного и вторичного процессов мышления, посредством чего последний расширяется и включает в себя часть первичного процесса мышления. Это описывается как «взрыв новшеств и артистических проявлений» (Рыжов, 2018). Подросток обретает способность обосновывать свои гипотезы самостоятельно, мысленно проверять свои собственные рассуждения; конструирует законы общего характера, строит умозаключения, создает теории и мысленно манипулирует идеями (что сопровождается более утонченными формами символизации - символы становятся средством выражения концепции объектов, а не просто их заместителями). Мышление становится более систематичным, а подросток обретает способность критически размышлять как о процессе своего мышления, так и о его результатах; «речь делает все это внешним, и вера может подвергаться методической критике» (Anthony, 1982). Кроме того, мышлению подростка присуще всемогущество, оно наполнено мечтами о революциях и социальных реформах, которые могут противоречить объективному положению дел. Когда подросток снова возвращается к децентрализации и обдумыванию перспектив, возникает некоторая путаница, которая «отражается в характерной вязкости подросткового мышления» (Giedd, 2012). Заметим, что для подростков характерен периодический уход в фантазии, что может означать патологическое неприятие реальности, или привести к лучшему узнаванию реальности, ибо потребности и цели интегрируются с возможными путями их реализации.
Когда процессы, свойственные подростковому возрасту, близятся к завершению и структура характера достигает зрелости, образование и социальное давление усиливают разделение первичного и вторичного процессов. Первичный все больше уходит в сны, грезы, фантазии, творчество и создание симптомов; становится «языком» бессознательного, а внешнее общение и поведение начинают подчиняться логическому мышлению системы вторичного процесса. За исключением случаев, когда психическая реальность вмешивается в познание объективной реальности, мышление становится рациональным и логическим. При этом, «адаптивное когнитивное функционирование и рефлексивное мышление продолжают зависеть от оптимального соответствия друг другу первичного и вторичного процессов» (Tyson, 1983, с.46).
Современных подростков принято рассматривать, как представителей цифрового поколения (или «поколения Z»), т.к. они рождены в эпоху глобализации, экономического кризиса и социальной нестабильности, «постоянной угрозы террористических актов, массового распространения Интернета и цифровых технологий» (Wilmer et al., 2017). Современные информационные технические устройства (гаджеты: смартфоны, компьютеры, ноутбуки и т.д.) играют роль помощников - информационных «партнеров» по общению, досугу, поиску информации. Телекоммуникационные технологии не только облегчают коммуникации, но и создадут «новый уровень самоорганизации, который не столько дублирует, сколько подменяет и вытесняет собою реальные социальные связи. В связи с чем, возникают новые проблемы: право доступа к данным и контроля над ними; что значит быть человеком, когда мы делим мир со сложным искусственным интеллектом; идентификация знаний истины среди потока информации и т.п.». Следовательно, если элементы цифровой реальности становятся для современного подростка важнейшими средствами деятельности и общения, то, согласно культурно-исторической психологии, это должно отражаться в процессах интериоризации на развитии высших психических функций. Вполне естественно, что встает вопрос о степени и качестве изменения под влиянием «цифровой информационной революции» когнитивной (познавательной) сферы современных подростков.
В части работ отмечается «клиповое мышление» (особый вид перцептивно-когнитивной деятельности) современных подростков, как приходящий на смену понятийному (линейному, словесно-логическому) мышлению, что связано с высокой скоростью поиска и переработки информации в больших массивах данных, снижением критичности в отношении поступающей информации; дискретным восприятием информации и дискретной переработкой.
В настоящем исследовании мы решили применить психоаналитический подход к изучению влияния, которое оказывают информационно-компьютерные технологии на когнитивное развитие подростков. Как мы уже отмечали, именно психоанализ позволяет более точно описать изменения, включая бессознательные процессы, внутренние конфликты и способы их разрешения. Мы предполагали, что имеется связь между количеством (объемом, длительностью) использования компьютерных технологий, типами мышления (первичным и вторичным) и направленностью обучения. На проверку этой гипотезы было направлено наше исследование.
Методы и описание выборки
В настоящем исследовании мы применяли как теоретические, так и практические методы, среди которых: анализ, сравнение и обобщение данных, включая изучение теоретических подходов и практических наработок по озвученной проблеме; метод психоаналитической интерпретации данных; а также методики для диагностики особенностей когнитивной сферы («Осмысленность восприятия в запоминании»; «Память на образы»; «Расстановка чисел»; «Сложные аналогии»; «Память на числа»). Кроме того, нами была осуществлена статистическая обработка данных (в программе SPSS Statistics).
Исследование проводилось в период с 10 сентября 2023 по 30 декабря 2024 года. В нем участвовали 152 учащихся (62 девочки и 90 мальчиков) 10-11 классов в возрасте 16-17 лет (средний возраст 16,8 лет) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 59 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары. Среди них 67 обучались по направлению «Педагогика и психология» и 85 человека – по направлению математики и информационных технологий (МиИТ) направления «Информационные системы и технологии». Качественное сравнение учебных планов данных направлений показало, что ученики МиИТ в ходе обучения в гораздо большем объеме взаимодействуют с различными видами информационно-компьютерных технологий. Поэтому группа учеников по направлению математики и информационных технологий обозначена, как группа с большим влиянием информационно-компьютерных технологий на когнитивную сферу, а группа учеников по направлению психологии – группа с малым влиянием информационно-компьютерных технологий на когнитивную сферу. Исследование проводилось в течение двух лет, чтобы можно было сравнить эффект, полученный при обучении по соответствующим программам. Замеры проводились по одним и тем же методикам дважды. Учитывая, что количество девочек и мальчиков в группах примерно одинаковое (нет значимых различий), то все результаты мы рассматривали обобщенно: для каждой группы целиком.
Результаты
Предварительная проверка показала, что в обеих группах распределения по всем показателям (по методикам), значимо отличаются от нормального (критерий Смирнова-Колмогорова), в связи с чем для дальнейшего анализа были использованы непараметрические критерии U-Манна-Уитни и T-Вилкоксона.
В ходе анализа развития логической памяти учащихся нами было отмечено, что у обучающихся с активным применением компьютерных технологий больше наблюдается значительный скачек в развитии слуховой и зрительной памяти на (изменение на 30% слуховой памяти, а зрительной – на 25%), в то время, как у учащихся по программе «Педагогика и психология» изменения незначительны (порядка 1%). (см. Таблица 1).
Таблица 1
Распределение респондентов по уровням развития логической памяти учеников, обучающихся по программе «Педагогика и психология» и «Математика и информационные технологии» (%)
-
-
виды памяти
уровень развития
ПиП
МиИТ
2023
2024
2023
2024
слуховая
высокий
21
19
28
65
средний
29
32
52
30
низкий
59
49
20
5
зрительная
высокий
20
20
42
67
средний
62
65
46
26
низкий
18
15
21
7
-
При этом, корреляционный анализ данных, полученных на выборке обучающихся по направлению «Педагогика и психология», не дал значимых различий, в то время, как в группе МиИТ были отмечены значимые различия (р=0,05). А это позволяет сделать выводы, что такое изменение кратковременной слуховой и зрительной логической у учеников МиИТ обусловлено воздействием информационно-компьютерных технологий.
Для выявления более детального влияния компьютерных технологий на другие когнитивные процессы (внимание, мышление) мы использовали ряд обозначенных выше методик. Математический анализ данных показал, что в целом за период обучения имеются значительные трансформации в логико-понятийном мышлении и концентрации внимания. Так, в выборке респондентов наблюдается небольшая положительная динамика концентрации внимания в классе психологии (число учеников с высоким уровнем увеличилось с 10% до 15 %). На МиИТ наблюдается даже отрицательная динамика (увеличилось число учеников с низким уровнем концентрации внимания от 18% до 35%, число учеников с высоким уровнем уменьшилось с 25% до 18%) (табл.2).
Таблица 2
Сравнительный анализ изменений когнитивных процессов (внимания и мышления) в выборке обучающихся по программе «Педагогика и психология» и «Математика и информационные технологии» (%)
-
-
Когнитивные процессы
уровень развития
ПиП
МиИТ
2023
2024
2023
2024
концентрация внимания
высокий
10
15
25
18
средний
69
64
57
47
низкий
21
21
18
35
логико-понятийное мышление
высокий
15
18
22
35
средний
45
48
54
56
низкий
40
34
24
9
-
Из таблицы 2 видно, что в 2024 году уровень развития логически-понятийного мышления у учеников МиИТ значительно превышает соответствующий показатель на классе психологии. На наш взгляд, это обусловлено также воздействием информационных технологий, которые применяются при обучении в данном направлении, что было подтверждено данными статистического анализа. Были выявлены статистически значимые (p≤0,05) различия между результатами в 2023 и 2024 годах (по мышлению U1=-5,7 и U2=-6,7; р=0,00).
Обобщая выше изложенное, можем отметить, что наше эмпирическое исследование выявило влияние информационно-компьютерных технологий, которые применяются в образовательном процессе, на когнитивные процессы. Так, в течение двух лет уровень развития логической слуховой, кратковременной зрительной памяти на числа и образы у учеников по направлению математики и информационных технологий (в большом объеме взаимодействующих с информационными технологиями) стал значительно выше, чем у учеников по направлению психологии (меньше взаимодействуют с информационно-компьютерными технологиями). Выявленные различия статистически значимы на уровне значимости p ≤ 0,05. Хотя при этом наблюдается небольшая положительная динамика концентрации внимания среди «психологов», в то время, как у «математиков» отмечена отрицательная динамика (увеличилось число учеников с низким уровнем концентрации внимания, число учеников с высоким уровнем – уменьшилось). Данные различия достоверны, статистически значимы на уровне значимости p ≤ 0,05. Вероятно, это связано с увеличением массива данных, с которым приходится иметь дело математикам (практически однообразная информация ведет к снижению концентрации внимания).
Обсуждение
Наше исследование по оценке влияния информационных технологий на развитие когнитивной сферы подростков проводилось на выборке учащихся 10-11 классов, которые являются представителями цифрового поколения, характеризующегося повышенной отвлекаемость, нарушением концентрации внимания, что объясняется действием потоков информации, вынуждающими постоянно переключаться с одной деятельности на другую. Такое состояние в литературе иногда описывают, как «техногенное истощение мозга». Оно связано с многозадачностью (необходимостью одновременно решать много задач), а для повышения производительности труда, внимание должно переключаться с одной задачи на другую.
В подростковом возрасте помимо большого потока информации, дети постоянно сталкивается с вопросами: Кто он есть и кем он станет? Какова его позиция: ребенок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? Подобные вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем, и что он сам должен думать о себе.
Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других из своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки. Исходя из полученных результатов (положительная динамика внимания, мышления), мы можем предположить, что ученики педагогического класса в целом больше полагаются на внешние обстоятельства и гораздо более социально ориентированы; больше склонны быть внимательными к социальным воздействиям, подвержены социальным источникам информации, чутки по отношению к другим людям. Им гораздо легче отвечать на вопросы, слыша одобрительные оценки своих ответов, они могут получать намного больше информации в процессе общения с другими, склонны изменять свои взгляды в соответствии с позицией авторитетов. Можно говорить о преобладании первичного типа мышления.
С другой стороны, способность учеников прибегать к мнению других можно воспринимать в качестве необходимости, потребности поиска информации с целью использования последней при структурировании неопределенной ситуации, потому что они самостоятельно плохо с этим справляются. Для них другой объект становится и источником информации, и способом, инструментом ее переработки, поэтому социальная эффективность подростков может служить в качестве компенсации их слабой компетентности в способности к познанию.
В математическом классе отмечено значительное повышение показателей изменения когнитивных процессов, что находит выражение в достаточно высокой академической успеваемости в целом, тенденции выбирать наиболее рациональные стратегии запоминания и воспроизведения материала, генерализовать и переносить знаний. В то же время, они критичны в оценке себя и окружающих, имеют низкие показатели идентификации себя с другими людьми. Их воспринимают как требовательных, нечутких, ориентированных на дело, высоко ценящих мыслительные занятия. Для них характерен второй тип мышления, где преобладает абстрактное мышление.
Полученные нами данные свидетельствуют о достаточно хорошем развитии когнитивных процессов у учащихся математического профиля, а это значит, что компьютерные технологии могут способствовать развитию мыслительных функций, если применяются для решения информационных задач, а не просто удовлетворяют потребность в общении.