В последнее десятилетие процессы социальной и образовательной инклюзии получили в нашей стране интенсивное развитие. Государственная политика удерживает идею инклюзии как приоритет системных изменений во всех социальных институтах. Наряду с развитием инклюзивного общего, профессионального и дополнительного образования, эти изменения затрагивают инклюзивный отдых, спорт, культуру и иные сферы общественных отношений.
Вслед за инклюзивной политикой меняется культура организаций и система практической деятельности специалистов. В стране зарождается успешный опыт инклюзии, разрешаются многие конфликты и уходят в прошлые сомнения. Вслед за этим формируются новые компетенции у специалистов и создаются новые социальные психолого-педагогические технологии. Главным остается вопрос об эффективности этих практик в решении задач активного участия, взаимного принятия и сотрудничества людей с разными возможностями.
Лучшие практики всегда являлись инструментами изменений. Широкое распространение успешного опыта дает системный скачок не только в развитии деятельности, но и в развитии самой идеи в мышлении и мировоззрении людей.
Данное методическое руководство, разработанное по заказу АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», представляет собой систему оценки лучших инклюзивных практик, построенных на доказательном подходе. В нем описаны базовые методологические подходы системы оценки, основные критерии инклюзивности и направления доказательного анализа, представлена структура экспертного протокола и кейсы по доказательной оценке инклюзивных практик, которые иллюстрируют применение данной системы. Научная методология и построенная на исследовании доказательность результативности инклюзивных практик обеспечивают ее широкое распространение и доверие получателей.
Команда разработчиков Московского государственного психолого-педагогического университета выражает уверенность в том, что данное методическое руководство будет полезно не только профессиональным экспертам, исследователям, проектировщикам образования, но и практикам и специалистам, которые создают в нашей стране новую реальность социальной и образовательной инклюзии.