Личностные смыслы в профессиональной деятельности практикующих психологов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: личностный смысл, профессиональная деятельность, практикующие психологи образования
Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Грешнова Я.Б. Личностные смыслы в профессиональной деятельности практикующих психологов // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В последнее время в нашей стране появилось много новых профессий, это породило ряд изменений в профессиональной и личностной сфере людей. Многие профессии стали уходить в прошлое, им на смену приходят новые, появление которых обусловлено запросами современного общества. К числу последних относится и профессия психолога. Одни люди приходят в нее «случайно», другие сознательно получают психологическое образование, считая эту профессию значимой, придающей личностный смысл всей их жизни.
В обществе сложилось неоднозначное мнение по поводу профессии психолога: одни считают, что она является необходимой и важной для людей, другие, напротив, отвергают ее, считая ненужной и бессмысленной, предпочитая самостоятельно решать собственные проблемы. В связи с такими противоречивыми точками зрения психологи иногда теряют уверенность в завтрашнем дне, сомневаются в правильности своего выбора, не находят смысла в собственной деятельности. Многие из них задают себе вопросы «Для чего я работаю здесь?», «В чем смысл моей профессии?», «В чем смысл работы психолога вообще?» и пытаются найти ответы в себе и в обществе.
В отечественной психологии проблема смысла имеет особое значение, и ее изучением занимаются многие российские ученые. Проблема личностного смысла представлена в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.К. Вилюнаса, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева, В.Э. Чудновского и др. Согласно словарному определению, «личностный смысл – это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная характеристика; одни и те же явления могут иметь разный личностный смысл для разных людей. Личностный смысл определяется тем, в какой связи этот объект или явление находится с мотивами, потребностями и ценностными ориентациями субъекта» [1, с. 263].
В. Франкл считал, что отсутствие смысла выступает причиной многих психических расстройств, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. «хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии, – отмечает В. Франкл, – ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы» [8, с. 98].Исследователь полагал, что человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. По мнению В. Франкла, человек может обрести смысл жизни тремя путями: 1) в деле, направленном на достижение социально значимых целей; 2) в переживании гуманистических ценностей; 3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни.
Приступая к исследованию, мы были намерены соотнести содержание личностных смыслов наших респондентов с этими способами смыслообразования. Вместе с общими идеями, высказанными В. Франклом, ориентиром для нас были концепции смыслообразования, предлагаемые Д.А. Леонтьевым [3] и В.Э. Чудновским [6; 7]. При сборе и анализе эмпирических данных мы ориентировались на опыт исследований, проведенных А.М. Медведевым и под его руководством [4; 5], в частности, на опыт анализа и категоризации получаемых данных.
Базой исследования, в котором приняли участие 57 психологов г. Волгограда и Волгоградской области разного возраста, квалификации и стажа работы, послужили ЦСПС Краснооктябрьского района г. Волгограда и Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.
В своем исследовании мы использовали методику предельных смыслов Д.А. Леонтьева [2]. Как отмечает автор, «...методика предельных смыслов (МПС) была разработана в попытках найти новые, нетрадиционные подходы к эмпирическому изучению и диагностике таких трудно поддающихся анализу структур субъективной реальности, как динамические смысловые системы сознания. В методике был воплощен сравнительно новый методический прием изучения смысловых систем через их отражения в индивидуальном мировоззрении» (Там же, с. 9). Исследование мы начинали с вопроса «Зачем нам нужна психология?». Сначала психологи приводили общие суждения, затем мы задавали вопросы частные, более узкие, детальные и, таким образом, выходили на предельный смысл.
Обработка смысловых древ проводилась тремя способами: посредством структурного анализа, контент-анализа и проективного анализа. Работа со смысловыми гнездами проходила в несколько этапов. На первом этапе мы опрашивали психологов, фиксировали данные, рисовали и анализировали каждое древо.
На втором этапе все суждения психологов выписывались в произвольной последовательности, затем подвергались классификации по смыслу, значению, ключевым словам, которые чаще всего использовали в своих высказываниях психологи.
Из протоколов 57 опрошенных участников исследования мы получили в целом 722 суждения, которые разделили на 10 смысловых категорий. Мы составили иерархию суждений психологов, выделив следующие категории:
1. Потребность в гармоничном мироощущении. 87% психологов отметили потребность в положительных переживаниях и уменьшении или ограничении отрицательных эмоций (213 суждений психологов были отнесены к данной категории). Суждения респондентов позволили выделить три подкатегории: достижение положительных переживаний (34 психолога, 88 суждений); избегание отрицательных переживаний (38 психологов, 113 суждений); эмоционально-нейтральные переживания (12 психологов, 12 суждений).
2. Потребность в общении. 64,9% психологов отметили, что общение – одна из главных ценностей в жизни людей (51 суждение).
3. Знания, направленные на себя. 63% психологов испытывают потребность в знаниях о себе, и психология помогает им в этом (90 суждений). Ответы респондентов можно разделить на две подкатегории: экстравертированные (20 психологов, 42 суждения) и интровертированные (27 психологов, 48 суждений).
4. Потребность в альтруизме. 47,3% психологов испытывают потребность в оказании помощи другим людям, быть нужным и необходимым обществу (47 суждений).
5. Знания, направленные на других. 47,3% психологов испытывают потребность в знаниях о других, и в этом им помогает психология (41 суждение).
6. Просоциальность. Сопричастность обществу, родине, стране. 45,6% психологов испытывают этническую сопричастность к своей стране, государству, к обществу, в котором они живут (61 суждение).
7. Отношение к религии (Творец, Бог, Высший разум). 40% психологов выразили свое отношение к религии, Богу (97 суждений).
8. Ценность семьи. 36,8% психологов отметили, что семья, дети, родственники являются значимыми в жизни (81 суждение). Ответы респондентов позволили нам выделить две подкатегории: эгоцентрация (направленность на себя, свои переживания и желания) и децентрация (направленность на других).
9. Профессиональная самореализация. 36,8% психологов испытывают потребность в профессиональной самореализации (41 суждение). Ответы респондентов позволили нам выделить пять подкатегорий: карьера (5 психологов, 10 суждений); средство заработка (3 психолога, 8 суждений); принадлежность к коллективу (3 психолога, 4 суждения); собственный профессиональный рост (7 психологов, 11 суждений); работа (7 психологов, 7 суждений).
10. Понимание себя и окружающих. 35% психологов испытывают потребность в понимании себя и окружающих, умении разобраться в себе, понять других (27 суждений).
Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать вывод о том, что для практикующих психологов наиболее важной является потребность в гармоничном мироощущении с собой и окружающим миром. На втором месте – общение с окружающими людьми. Третьей по значимости для обследованной группы в целом является потребность в знаниях о самих себе – психологи при помощи других людей получают ценные сведения о себе. На четвертом месте для практикующих психологов оказывается потребность в альтруизме, а на пятом – в знаниях, направленных на других людей. Шестой по значимости является этническая сопричастность своей Родине, гражданскому обществу – психологи в обществе занимают активную гражданскую позицию и не равнодушны к тому, что происходит в стране. На седьмом месте респонденты указали свое отношение к религии – это может быть Бог, Творец, Высший разум, Всевышний и т.д. Чуть реже по сравнению с религиозными психологи обсуждают ценности семьи (на восьмом месте). На предпоследнем месте по значимости оказывается для практикующих психологов потребность в своем профессиональном самоопределении, а на последнем – понимание себя и окружающих.
Результаты проведенного исследования позволяют предположить, что для большинства опрошенных собственно профессиональные смыслы не всегда опосредуют обобщенные смысложизненные ориентации. Выявление содержания и степени такого опосредования, а также того, каким образом обобщенные жизненные смыслы достигаются через решение профессиональных задач или, наоборот, иными способами, – предмет нашего дальнейшего исследования.
Литература
-
Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб. : ПраймЕВРОЗНАК, 2007.
- Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): метод. рук. М. : Смысл, 1999.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2003.
- Медведев А.М. Ранняя юность: самосознание и жизненная перспектива : моногр. Волгоград : Изд-во ФГОУ ВПО «ВАГС», 2008.
- Медведев А.М. Ценностно-смысловые ориентации представителей субкультуры ролевого движения : моногр. Волгоград : Изд-во ФГОУ ВПО «ВАГС», 2010.
- Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопр. психологии. 2003. № 3. С. 3–15.
- Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 5–11
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6588
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 30