Личностные смыслы в профессиональной деятельности практикующих психологов

Аннотация

In the article we describe the results of our research of practice psychologist's personal senses; also we consider a content of semantic sphere of practice psychologists.

Общая информация

Ключевые слова: личностный смысл, профессиональная деятельность, практикующие психологи образования

Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Грешнова Я.Б. Личностные смыслы в профессиональной деятельности практикующих психологов // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

В последнее время в нашей стране появилось много новых профессий, это породило ряд из­менений в профессиональной и личностной сфере людей. Многие профессии стали уходить в про­шлое, им на смену приходят новые, появление которых обусловлено запросами современного об­щества. К числу последних относится и профессия психолога. Одни люди приходят в нее «случай­но», другие сознательно получают психологическое образование, считая эту профессию значимой, придающей личностный смысл всей их жизни.

В обществе сложилось неоднозначное мнение по поводу профессии психолога: одни счи­тают, что она является необходимой и важной для людей, другие, напротив, отвергают ее, счи­тая ненужной и бессмысленной, предпочитая самостоятельно решать собственные пробле­мы. В связи с такими противоречивыми точками зрения психологи иногда теряют уверенность в завтрашнем дне, сомневаются в правильности своего выбора, не находят смысла в собст­венной деятельности. Многие из них задают себе вопросы «Для чего я работаю здесь?», «В чем смысл моей профессии?», «В чем смысл работы психолога вообще?» и пытаются найти ответы в себе и в обществе.

В отечественной психологии проблема смысла имеет особое значение, и ее изучением зани­маются многие российские ученые. Проблема личностного смысла представлена в исследовани­ях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.К. Вилюнаса, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева, В.Э. Чудновского и др. Согласно словарному определению, «лич­ностный смысл – это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная характеристика; одни и те же явления могут иметь разный личностный смысл для разных людей. Личностный смысл определяется тем, в какой связи этот объект или явление находится с мотивами, потребностями и ценностными ориентациями субъекта» [1, с. 263].

В. Франкл считал, что отсутствие смысла выступает причиной многих психических рас­стройств, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. «хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универса­лии, – отмечает В. Франкл, – ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы» [8, с. 98].Исследователь полагал, что человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоя­тельствах; смысл жизни всегда может быть найден. По мнению В. Франкла, человек может обрес­ти смысл жизни тремя путями: 1) в деле, направленном на достижение социально значимых целей; 2) в переживании гуманистических ценностей; 3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни.

Приступая к исследованию, мы были намерены соотнести содержание личностных смыс­лов наших респондентов с этими способами смыслообразования. Вместе с общими идеями, вы­сказанными В. Франклом, ориентиром для нас были концепции смыслообразования, предлагаемые Д.А. Леонтьевым [3] и В.Э. Чудновским [6; 7]. При сборе и анализе эмпирических данных мы ори­ентировались на опыт исследований, проведенных А.М. Медведевым и под его руководством [4; 5], в частности, на опыт анализа и категоризации получаемых данных.

Базой исследования, в котором приняли участие 57 психологов г. Волгограда и Волгоград­ской области разного возраста, квалификации и стажа работы, послужили ЦСПС Краснооктябрь­ского района г. Волгограда и Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В своем исследовании мы использовали методику предельных смыслов Д.А. Леонтьева [2]. Как отмечает автор, «...методика предельных смыслов (МПС) была разработана в попытках найти новые, нетрадиционные подходы к эмпирическому изучению и диагностике таких трудно поддаю­щихся анализу структур субъективной реальности, как динамические смысловые системы созна­ния. В методике был воплощен сравнительно новый методический прием изучения смысловых си­стем через их отражения в индивидуальном мировоззрении» (Там же, с. 9). Исследование мы на­чинали с вопроса «Зачем нам нужна психология?». Сначала психологи приводили общие сужде­ния, затем мы задавали вопросы частные, более узкие, детальные и, таким образом, выходили на предельный смысл.

Обработка смысловых древ проводилась тремя способами: посредством структурного ана­лиза, контент-анализа и проективного анализа. Работа со смысловыми гнездами проходила в не­сколько этапов. На первом этапе мы опрашивали психологов, фиксировали данные, рисовали и ана­лизировали каждое древо.

На втором этапе все суждения психологов выписывались в произвольной последовательно­сти, затем подвергались классификации по смыслу, значению, ключевым словам, которые чаще все­го использовали в своих высказываниях психологи.

Из протоколов 57 опрошенных участников исследования мы получили в целом 722 сужде­ния, которые разделили на 10 смысловых категорий. Мы составили иерархию суждений психоло­гов, выделив следующие категории:

1.       Потребность в гармоничном мироощущении. 87% психологов отметили потребность в положительных переживаниях и уменьшении или ограничении отрицательных эмоций (213 сужде­ний психологов были отнесены к данной категории). Суждения респондентов позволили выделить три подкатегории: достижение положительных переживаний (34 психолога, 88 суждений); избе­гание отрицательных переживаний (38 психологов, 113 суждений); эмоционально-нейтральные переживания (12 психологов, 12 суждений).

2.       Потребность в общении. 64,9% психологов отметили, что общение – одна из главных цен­ностей в жизни людей (51 суждение).

3.       Знания, направленные на себя. 63% психологов испытывают потребность в знаниях о себе, и психология помогает им в этом (90 суждений). Ответы респондентов можно разделить на две подкатегории: экстравертированные (20 психологов, 42 суждения) и интровертированные (27 психологов, 48 суждений).

4.       Потребность в альтруизме. 47,3% психологов испытывают потребность в оказании по­мощи другим людям, быть нужным и необходимым обществу (47 суждений).

5.        Знания, направленные на других. 47,3% психологов испытывают потребность в знани­ях о других, и в этом им помогает психология (41 суждение).

6.       Просоциальность. Сопричастность обществу, родине, стране. 45,6% психологов испы­тывают этническую сопричастность к своей стране, государству, к обществу, в котором они живут (61 суждение).

7.       Отношение к религии (Творец, Бог, Высший разум). 40% психологов выразили свое от­ношение к религии, Богу (97 суждений).

8.       Ценность семьи. 36,8% психологов отметили, что семья, дети, родственники являются значимыми в жизни (81 суждение). Ответы респондентов позволили нам выделить две подкатего­рии: эгоцентрация (направленность на себя, свои переживания и желания) и децентрация (направ­ленность на других).

9.       Профессиональная самореализация. 36,8% психологов испытывают потребность в про­фессиональной самореализации (41 суждение). Ответы респондентов позволили нам выделить пять подкатегорий: карьера (5 психологов, 10 суждений); средство заработка (3 психолога, 8 сужде­ний); принадлежность к коллективу (3 психолога, 4 суждения); собственный профессиональный рост (7 психологов, 11 суждений); работа (7 психологов, 7 суждений).

10.       Понимание себя и окружающих. 35% психологов испытывают потребность в понима­нии себя и окружающих, умении разобраться в себе, понять других (27 суждений).

 

Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать вывод о том, что для практикующих психологов наиболее важной является потребность в гармоничном мироощущении с собой и окружающим миром. На втором месте – общение с окружающими людьми. Третьей по значимости для обследованной группы в целом является потребность в знаниях о самих себе – пси­хологи при помощи других людей получают ценные сведения о себе. На четвертом месте для прак­тикующих психологов оказывается потребность в альтруизме, а на пятом – в знаниях, направлен­ных на других людей. Шестой по значимости является этническая сопричастность своей Родине, гражданскому обществу – психологи в обществе занимают активную гражданскую позицию и не равнодушны к тому, что происходит в стране. На седьмом месте респонденты указали свое отноше­ние к религии – это может быть Бог, Творец, Высший разум, Всевышний и т.д. Чуть реже по срав­нению с религиозными психологи обсуждают ценности семьи (на восьмом месте). На предпослед­нем месте по значимости оказывается для практикующих психологов потребность в своем профес­сиональном самоопределении, а на последнем – понимание себя и окружающих.

Результаты проведенного исследования позволяют предположить, что для большинства опро­шенных собственно профессиональные смыслы не всегда опосредуют обобщенные смысложизнен­ные ориентации. Выявление содержания и степени такого опосредования, а также того, каким об­разом обобщенные жизненные смыслы достигаются через решение профессиональных задач или, наоборот, иными способами, – предмет нашего дальнейшего исследования.

Литература

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб. : Прайм­ЕВРОЗНАК, 2007.
  2. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): метод. рук. М. : Смысл, 1999.
  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2003.
  4. Медведев А.М. Ранняя юность: самосознание и жизненная перспектива : моногр. Волгоград : Изд-во ФГОУ ВПО «ВАГС», 2008.
  5. Медведев А.М. Ценностно-смысловые ориентации представителей субкультуры ролевого движе­ния : моногр. Волгоград : Изд-во ФГОУ ВПО «ВАГС», 2010.
  6. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопр. психоло­гии. 2003. № 3. С. 3–15.
  7. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологиче­ский журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 5–11

Информация об авторах

Грешнова Яна Борисовна, преподаватель кафедры общей и клинической психологии Волгоградского госдарственного мед. университета, e-mail: Mbilo76@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6588
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 30