Социально-психологический анализ причин некритичного восприятия допинга студентами-спортсменами

Аннотация

In the article socio-psychological reasons of noncritical perception of doping preparations by young sportsmen within the limits of the ecological approach are analyzed

Общая информация

Ключевые слова: некритичное восприятие химического допинга, социально-психологические установки, самодетерминация личности, экологический подход, антидопинговые программы

Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Киселева М.А., Карина О.В., Шустова Н.Е. Социально-психологический анализ причин некритичного восприятия допинга студентами-спортсменами // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Современная практика профессиональной подготовки молодых спортсменов на профильных факультетах и кафедрах вузов ориентирована на включение в образовательный стандарт такой со­ставляющей, как допинг-профилактика. Данная инновация является своевременной в связи с рас­ширяющейся тенденцией применения допинг-препаратов в спортивной среде. При этом истоки формирования готовности к применению стимуляторов, в частности химических, относятся имен­но к периоду профессионального обучения и становления молодых спортсменов. Данная пробле­ма является одним из аспектов нашего исследования в рамках научно-исследовательского проекта «Допинг как феномен искаженной самодетерминации молодых спортсменов: системный анализ, пути профилактики», осуществляемого при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-00685а).

Основным принципом информационно-образовательных программ для студентов-спортсменов должна быть ориентация на сохраняющий здоровье спорт, свободный от деструктивно влияющих на личность допинговых средств. В новые образовательные стандарты должны быть включены не просто методики проведения процедур проверки на допинг, а комплексные междисциплинарные программы, включающие «профильные» аспекты психологии, наркологии и фармакологии и дру­гих дисциплин.

Психологический блок данных дисциплин, на наш взгляд, позволит студентам развить критично-аргументированное восприятие допинга, сформировать устойчивую мотивацию реали­зации собственных спортивных планов вне контекста химической стимуляции ресурсов организ­ма. Этого можно достигнуть, в первую очередь, системно раскрыв причины применения допинга, его эффекты и иерархию влияния различных социально-психологических факторов на сознание студентов-спортсменов. Особое внимание необходимо уделить именно построению студентами собственных эффективных и в то же время здоровьесберегающих стратегий достижения спортив­ных результатов. Кроме того, профессиональная подготовка студентов-спортсменов должна вклю­чать основные методы профилактики и коррекции (на основе социально-психологического анали­за причин применения допинг-препаратов).

Однако для построения комплексных образовательных программ антидопинговой ориен­тации необходимо систематизировать существующую научную информацию, касающуюся изу­чения допинговой тенденции в спорте. В настоящее время в современной психологической прак­тике существуют достаточно отрывистые сведения о факторах, оказывающих влияние на состоя­ние здоровья спортсменов, основанные на исследованиях ученых (П. Лэлли и Г. Керр, В. Терстон и Б. Виссанджи, Д. Шилдс и др.). Как правило, выбор тех или иных факторов в качестве ключевых (наиболее значимых) зависит от позиции исследователя. На наш взгляд, психологическая пробле­матика применения допинга наиболее эффективно разрешается в рамках экологического подхода в спортивной психологии (А.Н. Веракса, С.В. Леонов, У. Бронфенбреннер, В. Терстон и Б. Виссанд­жи, Ю.К. Стрелков и др.). В частности, У. Бронфенбреннер в своей концепции опирался на идеи Л.С. Выготского о влиянии средовых воздействий на происхождение высших психических функ­ций и роли социальной ситуации в целом в их закреплении [3].

Данный подход позволяет системно представить динамичное взаимодействие в системе «че­ловек–социум» и проследить характер построения субъективных смыслов относительно значимо­сти того или иного действия личности. Это дает возможность эффективно отразить алогичность применения допинговых препаратов в контексте образовательных антидопинговых программ, ори­ентированных на студентов.

Специфика восприятия молодыми спортсменами допинг-препаратов зависит от того, какие информационные пласты социальной культуры (включая также допинг-легитимирующую субкуль­туру) они активно поглощают в процессе становления в большом спорте. Следует отметить, что данный процесс выражается в прохождении своеобразных ярусов – паттернов деятельностей, ро­лей и межличностных отношений, которые молодые спортсмены зачастую некритично усваива­ют, т. е. интроецируют. У. Бронфенбреннер называл данные образования системой структур, пред­полагающей различную степень погружения личности в социопространтство. Так, на самом ба­зовом уровне – микросистеме – человек активно присваивает ценности и смыслы значимых для него лиц из ближайшего окружения и, перерабатывая их, создает или не создает собственные лич­ностные смыслы, которые детерминируют те или иные его действия. Следующий уровень – мезо­система – предполагает наличие значимых связей между различными микросистемами (в данном случае – спортивная школа, вуз и семья спортсмена) [4]. Экзосистема является связующим звеном между микро- и мезосистемами. На этапе погружения в информационное пространство спортсмен выстраивает собственные стратегии энергосбережения, эффективного взаимодействия. Наконец, макросистема представляет собой симбиоз перечисленных выше подсистем.

Согласованное воздействие различных подсистем проявляется в детерминации усилий спорт­сменов мотивацией, личностно-осмысленным опытом и другими факторами [5]. Подобное поло­жение вещей указывает на вероятность достаточно мощного давления со стороны социума на лич­ность спортсмена, его потребность добиться высоких результатов и выбор средств естественной и/или химической стимуляции [1].

На наш взгляд, опираясь на описанные закономерности, можно найти объяснение значи­тельным расхождениям между установками по отношению к химическим допинг-средствам в сре­де профессиональных спортсменов и официальной точкой зрения на допинг-стимуляторы, декла­рируемой руководством спортивных организаций, представителями WADA (Всемирного антидо­пингового агентства) и СМИ.

Как показывает наш анализ, указанные расхождения вызваны целым рядом социально­психологических причин:

 

  • многовековая история интернационального олимпийского движения и становления про­фессионального спорта теснейшим образом переплетена со всевозможными легендами, мифами и традициями, взращенными практикой применения тех или иных допинг-препаратов, что во мно­гом способствует их неформальной легитимизации в сознании спортсменов;
  • значительная часть профессиональных спортсменов (так же, как их наставников и спор­тивных врачей) не считают, что применение химических стимуляторов противоречит современ­ной спортивной этике и приводит к необратимому ухудшению состояния здоровья, функциональ­ному износу организма;
  • многие профессиональные спортсмены, их тренеры и наставники считают, что их отказ от экспериментов с применением новейших химических и биологических стимуляторов (как разре­шенных, так и запрещенных) не приведет ни к чему, кроме утраты возможностей, которые имеют­ся у соперников и коллег;
  • поскольку многие спортсмены часто страдают от различного рода травм и физических пе­регрузок, их врачи и тренеры настаивают на применении тех или иных химических лекарствен­ных препаратов, которые оказывают на организм не только терапевтическое действие, но и дают допинг-стимуляцию;
  • многие профессиональные спортсмены и их наставники не видят иной возможности для получения высоких спортивных результатов, кроме как посредством применения новейших хими­ческих и биологических стимуляторов, в том числе запрещенных WADA.

 

Как показывают исследования социальных психологов, в тех случаях, когда определенная форма незаконного поведения получает негласное подкрепление и открытые разрешительные санк­ции со стороны референтных лиц того или иного сообщества (в данном случае известных спорт­сменов, врачей и тренеров), то эта форма поведения на долгое время закрепляется в качестве важ­ной субкультурной ценности данного сообщества. Поскольку практика применения химических допинг-препаратов приобрела статус официально запрещенной только в 1968 г., она успела при­обрести статус неофициально поддерживаемой субкультурной ценности за много десятилетий до этого момента. Таким образом, имеет место ряд трудно устранимых социально-психологических причин, вызывающих значительное расхождение между подходом к пониманию реализации спор­тивной карьеры, применяемым современными спортсменами (а также их тренерами), и подходом, декларируемым руководством спортивных организаций, представителями WADA и СМИ. Отрица­тельное отношение молодых спортсменов к применению химических средств не может быть сфор­мировано без выявления конкретных индивидуальных психологических факторов и личностных предпосылок, способствующих его формированию.

Таким образом, перспектива решения заявленной в рамках проекта проблемы нам видится в из­менении субъективного восприятия спортсменами допинга посредством усиления информационно­образовательных программ, внедренных в практику профессиональной подготовки, компонентом антидопинговой профилактики. В свою очередь, ориентация студентов на здоровьесберегающие методы достижения высоких спортивных результатов гармонично активизирует протекание пси­хофизиологической активности у личности в целом [2]. Спортсмены, принимая личную ответ­ственность за последствия применения запрещенных химических препаратов, «оздоравливают» собственное сознание, освобождая его от допинговых мер. Наконец, все данные обстоятельства способствуют формированию резистентной установки у студентов-спортсменов по отношению к допинг-легитимирующей спортивной субкультуре, что позволяет оптимально использовать имею­щиеся ресурсы организма для достижения спортивных высот.

Литература

  1. Беспалов Б.И., Леонов С.В., Диагностика чувств времени у спортсменов высшей категории по син­хронному плаванию // Вестн. Моск. ун-та. 2008. № 1. С. 97–113.
  2. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология : учеб. пособие для студ. вузов. М., 2001. 
  3. Bronfenbrenner U. Ecology system theory // Ann. Of Child Develop. 1989. Vol. 6. P. 187–249.
  4. lelly P., Kerr g. The effects of athlete retirement on parents // J. of Applied Sport Psychol. 2008. Vol. 20. P. 42–56.
  5. Thurston W.E., Vissandjee B. An ecological model for understanding culture as a determinant of women’s health // Critical Public Health. 2005. Vol. 3. P. 229–242.

Информация об авторах

Киселева Марина Анатольевна, доцент кафедры общей и социальной психологии Балашов. института Саратовского гос. университета им. Н.Г. Чернышевского

Карина Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой практической психологии, Балашовский институт (филиал) «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», e-mail: karina_olga@mail.ru

Шустова Наталья Евгеньевна, кандидат социологических наук, Доцент кафедры общей и социальной психологии, Балашовский институт (филиал) «Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского» (БИ СГУ), Россия, e-mail: shustova_nat@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2595
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0