Социально-психологический анализ причин некритичного восприятия допинга студентами-спортсменами
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: некритичное восприятие химического допинга, социально-психологические установки, самодетерминация личности, экологический подход, антидопинговые программы
Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Киселева М.А., Карина О.В., Шустова Н.Е. Социально-психологический анализ причин некритичного восприятия допинга студентами-спортсменами // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Современная практика профессиональной подготовки молодых спортсменов на профильных факультетах и кафедрах вузов ориентирована на включение в образовательный стандарт такой составляющей, как допинг-профилактика. Данная инновация является своевременной в связи с расширяющейся тенденцией применения допинг-препаратов в спортивной среде. При этом истоки формирования готовности к применению стимуляторов, в частности химических, относятся именно к периоду профессионального обучения и становления молодых спортсменов. Данная проблема является одним из аспектов нашего исследования в рамках научно-исследовательского проекта «Допинг как феномен искаженной самодетерминации молодых спортсменов: системный анализ, пути профилактики», осуществляемого при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-00685а).
Основным принципом информационно-образовательных программ для студентов-спортсменов должна быть ориентация на сохраняющий здоровье спорт, свободный от деструктивно влияющих на личность допинговых средств. В новые образовательные стандарты должны быть включены не просто методики проведения процедур проверки на допинг, а комплексные междисциплинарные программы, включающие «профильные» аспекты психологии, наркологии и фармакологии и других дисциплин.
Психологический блок данных дисциплин, на наш взгляд, позволит студентам развить критично-аргументированное восприятие допинга, сформировать устойчивую мотивацию реализации собственных спортивных планов вне контекста химической стимуляции ресурсов организма. Этого можно достигнуть, в первую очередь, системно раскрыв причины применения допинга, его эффекты и иерархию влияния различных социально-психологических факторов на сознание студентов-спортсменов. Особое внимание необходимо уделить именно построению студентами собственных эффективных и в то же время здоровьесберегающих стратегий достижения спортивных результатов. Кроме того, профессиональная подготовка студентов-спортсменов должна включать основные методы профилактики и коррекции (на основе социально-психологического анализа причин применения допинг-препаратов).
Однако для построения комплексных образовательных программ антидопинговой ориентации необходимо систематизировать существующую научную информацию, касающуюся изучения допинговой тенденции в спорте. В настоящее время в современной психологической практике существуют достаточно отрывистые сведения о факторах, оказывающих влияние на состояние здоровья спортсменов, основанные на исследованиях ученых (П. Лэлли и Г. Керр, В. Терстон и Б. Виссанджи, Д. Шилдс и др.). Как правило, выбор тех или иных факторов в качестве ключевых (наиболее значимых) зависит от позиции исследователя. На наш взгляд, психологическая проблематика применения допинга наиболее эффективно разрешается в рамках экологического подхода в спортивной психологии (А.Н. Веракса, С.В. Леонов, У. Бронфенбреннер, В. Терстон и Б. Виссанджи, Ю.К. Стрелков и др.). В частности, У. Бронфенбреннер в своей концепции опирался на идеи Л.С. Выготского о влиянии средовых воздействий на происхождение высших психических функций и роли социальной ситуации в целом в их закреплении [3].
Данный подход позволяет системно представить динамичное взаимодействие в системе «человек–социум» и проследить характер построения субъективных смыслов относительно значимости того или иного действия личности. Это дает возможность эффективно отразить алогичность применения допинговых препаратов в контексте образовательных антидопинговых программ, ориентированных на студентов.
Специфика восприятия молодыми спортсменами допинг-препаратов зависит от того, какие информационные пласты социальной культуры (включая также допинг-легитимирующую субкультуру) они активно поглощают в процессе становления в большом спорте. Следует отметить, что данный процесс выражается в прохождении своеобразных ярусов – паттернов деятельностей, ролей и межличностных отношений, которые молодые спортсмены зачастую некритично усваивают, т. е. интроецируют. У. Бронфенбреннер называл данные образования системой структур, предполагающей различную степень погружения личности в социопространтство. Так, на самом базовом уровне – микросистеме – человек активно присваивает ценности и смыслы значимых для него лиц из ближайшего окружения и, перерабатывая их, создает или не создает собственные личностные смыслы, которые детерминируют те или иные его действия. Следующий уровень – мезосистема – предполагает наличие значимых связей между различными микросистемами (в данном случае – спортивная школа, вуз и семья спортсмена) [4]. Экзосистема является связующим звеном между микро- и мезосистемами. На этапе погружения в информационное пространство спортсмен выстраивает собственные стратегии энергосбережения, эффективного взаимодействия. Наконец, макросистема представляет собой симбиоз перечисленных выше подсистем.
Согласованное воздействие различных подсистем проявляется в детерминации усилий спортсменов мотивацией, личностно-осмысленным опытом и другими факторами [5]. Подобное положение вещей указывает на вероятность достаточно мощного давления со стороны социума на личность спортсмена, его потребность добиться высоких результатов и выбор средств естественной и/или химической стимуляции [1].
На наш взгляд, опираясь на описанные закономерности, можно найти объяснение значительным расхождениям между установками по отношению к химическим допинг-средствам в среде профессиональных спортсменов и официальной точкой зрения на допинг-стимуляторы, декларируемой руководством спортивных организаций, представителями WADA (Всемирного антидопингового агентства) и СМИ.
Как показывает наш анализ, указанные расхождения вызваны целым рядом социальнопсихологических причин:
- многовековая история интернационального олимпийского движения и становления профессионального спорта теснейшим образом переплетена со всевозможными легендами, мифами и традициями, взращенными практикой применения тех или иных допинг-препаратов, что во многом способствует их неформальной легитимизации в сознании спортсменов;
- значительная часть профессиональных спортсменов (так же, как их наставников и спортивных врачей) не считают, что применение химических стимуляторов противоречит современной спортивной этике и приводит к необратимому ухудшению состояния здоровья, функциональному износу организма;
- многие профессиональные спортсмены, их тренеры и наставники считают, что их отказ от экспериментов с применением новейших химических и биологических стимуляторов (как разрешенных, так и запрещенных) не приведет ни к чему, кроме утраты возможностей, которые имеются у соперников и коллег;
- поскольку многие спортсмены часто страдают от различного рода травм и физических перегрузок, их врачи и тренеры настаивают на применении тех или иных химических лекарственных препаратов, которые оказывают на организм не только терапевтическое действие, но и дают допинг-стимуляцию;
- многие профессиональные спортсмены и их наставники не видят иной возможности для получения высоких спортивных результатов, кроме как посредством применения новейших химических и биологических стимуляторов, в том числе запрещенных WADA.
Как показывают исследования социальных психологов, в тех случаях, когда определенная форма незаконного поведения получает негласное подкрепление и открытые разрешительные санкции со стороны референтных лиц того или иного сообщества (в данном случае известных спортсменов, врачей и тренеров), то эта форма поведения на долгое время закрепляется в качестве важной субкультурной ценности данного сообщества. Поскольку практика применения химических допинг-препаратов приобрела статус официально запрещенной только в 1968 г., она успела приобрести статус неофициально поддерживаемой субкультурной ценности за много десятилетий до этого момента. Таким образом, имеет место ряд трудно устранимых социально-психологических причин, вызывающих значительное расхождение между подходом к пониманию реализации спортивной карьеры, применяемым современными спортсменами (а также их тренерами), и подходом, декларируемым руководством спортивных организаций, представителями WADA и СМИ. Отрицательное отношение молодых спортсменов к применению химических средств не может быть сформировано без выявления конкретных индивидуальных психологических факторов и личностных предпосылок, способствующих его формированию.
Таким образом, перспектива решения заявленной в рамках проекта проблемы нам видится в изменении субъективного восприятия спортсменами допинга посредством усиления информационнообразовательных программ, внедренных в практику профессиональной подготовки, компонентом антидопинговой профилактики. В свою очередь, ориентация студентов на здоровьесберегающие методы достижения высоких спортивных результатов гармонично активизирует протекание психофизиологической активности у личности в целом [2]. Спортсмены, принимая личную ответственность за последствия применения запрещенных химических препаратов, «оздоравливают» собственное сознание, освобождая его от допинговых мер. Наконец, все данные обстоятельства способствуют формированию резистентной установки у студентов-спортсменов по отношению к допинг-легитимирующей спортивной субкультуре, что позволяет оптимально использовать имеющиеся ресурсы организма для достижения спортивных высот.
Литература
- Беспалов Б.И., Леонов С.В., Диагностика чувств времени у спортсменов высшей категории по синхронному плаванию // Вестн. Моск. ун-та. 2008. № 1. С. 97–113.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология : учеб. пособие для студ. вузов. М., 2001.
- Bronfenbrenner U. Ecology system theory // Ann. Of Child Develop. 1989. Vol. 6. P. 187–249.
- lelly P., Kerr g. The effects of athlete retirement on parents // J. of Applied Sport Psychol. 2008. Vol. 20. P. 42–56.
- Thurston W.E., Vissandjee B. An ecological model for understanding culture as a determinant of women’s health // Critical Public Health. 2005. Vol. 3. P. 229–242.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2611
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0