Процесс формирования профессиональной идентичности студентов бакалавриата
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональная идентичность, статусы идентичности, студенты бакалавриата, профессиональное самоопределение, кризис идентичности
Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Озерина А.А. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов бакалавриата // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В условиях реализации двухуровневой системы образования актуализируется проблема профессиональной идентичности (далее – ПИ) студентов. Любое научное явление происходит в определенном контексте – историческом, методологическом, идеологическом, межличностном. Уровень подготовки – бакалавриат и магистратура – создают новое образовательное пространство вуза. Необходимо исследование ПИ студентов в условиях современного изменившегося контекста.
ПИ является предметом научных исследований многих отечественных и зарубежных ученых (Э.Ф. Зеер, Е.П. Ермолаева, Н.Л. Иванова, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер, H. Bergmann,
J.l. Holland, J.A. Johnson). В основу нашего исследования легла статусная модель идентичности Дж. Марсия [2]. Выбор данной теории обусловлен сочетанием основной идеи этой концепции и новых стандартов образования в высшей школе – формированием готовности к действию в неопределенных, изменяющихся обстоятельствах. В процессе исследования мы модифицировали и наполнили собственным содержанием статусы идентичности, предложенные Дж. Марсия.
Цель эмпирического исследования – изучение процесса формирования ПИ студентов бакалавриата. Диагностическим инструментом явился авторский опросник «Профессиональная идентичность студентов», который разрабатывался в несколько этапов, прошел психометрическую проверку и удовлетворяет основным требованиям: надежности, валидности, стандартизированности. Опросник позволяет определить статус ПИ студента – достигнутый, мораторий, предрешенный или диффузный.
Выборка составила 250 студентов 1–4-х курсов бакалавриата ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет». Эмпирические данные были обработаны с помощью компьютерной программы SPSS. Для того чтобы проследить, как распределились статусы ПИ в зависимости от курса обучения, мы применили таблицы сопряженности.
Согласно полученным результатам, больший процент студентов находится в «плавающем» состоянии – диффузном статусе (40,4% всей выборки), из них большее количество студентов обучаются на втором и четвертом курсах. Около трети респондентов демонстрируют статус достигнутой ПИ (30% всей выборки), большинство из них обучаются на первом (42,6% выборки студентов 1-го курса) и третьем (36,2% выборки студентов 3-го курса) курсах. Оставшаяся часть респондентов распределилась примерно одинаково между мораторием (12,8% всей выборки) и статусом предрешенной ПИ (16,8% всей выборки).
Таким образом, студенты бакалавриата составляют в основном две контрастные группы – с высоким и низким уровнем ПИ. Большинство респондентов находятся в состоянии профессиональной неопределенности, они не идентифицируют себя с профессией и не уверены, что хотят связать свое будущей с ней. Другая часть респондентов выражают желание реализовать себя в профессии, которой они обучаются. Они демонстрируют позитивное развитие ПИ. При этом остальные студенты бакалавриата либо переживают кризис ПИ и находятся в поиске своего места в профессиональном сообществе, либо считают свой выбор состоявшимся, не осознавая пассивность собственной позиции.
Анализ процесса формирования ПИ отражает следующую картину. На первом курсе студенты составляют в основном две группы с достигнутым (42,6%) и диффузным (32,8%) статусами ПИ. Высокий уровень идентификации у некоторых первокурсников скорее всего можно расценивать как продолжение школьной идентификации, которая трансформируется к концу первого года обучения в процессе переживания кризиса ПИ. Ко второму году обучения процент студентов с достигнутым статусом ПИ значительно снижается (15,3%), и растет количество респондентов, находящихся в диффузном состоянии (52,9%). Мы считаем, что на втором курсе бакалавриата нам удалось зафиксировать неблагоприятный исход кризиса ПИ. Другими словами, в процессе обучения некоторые студенты поставили под сомнение правильность своего профессионального выбора. На третьем году учебы у респондентов отмечается повышение уровня идентификации с профессией. К четвертому курсу снова нарастает кризис ПИ – увеличивается процент студентов, находящихся в моратории и диффузном статусах. Эмпирические данные о динамике статусов идентичности говорят о том, что больший процент студентов, находящихся в статусе моратория, приходится на первый и четвертый курсы, большая часть респондентов второго года обучения находится в диффузном статусе.
Исследователи отмечают, что кризис ПИ, как правило, наиболее ярко выражен в первый и последний годы профессионального обучения. С одной стороны, полученные нами данные подтверждают эту точку зрения, с другой –программа образования бакалавриата рассчитана на 4 года, т. е. студенты бакалавриата переживают кризис обучения на выпускном курсе, но на год раньше, чем будущие специалисты. Таким образом, цикличность в развитии ПИ объединяет будущих бакалавров со студентами других образовательных уровней, а именно специалитета, но обнаруживается специфика в виде более раннего переживания кризиса.
Таким образом, процесс формирования ПИ студентов бакалавриата можно описать через статусы достигнутой, моратория, диффузной и предрешенной ПИ. В период обучения в вузе у студента может наблюдаться смена одного статуса на другой. Формирование ПИ студентов бакалавриата представляет собой нелинейный, волнообразный процесс. Пики развития уровня ПИ приходятся на первый и третий курсы, спады – на второй и четвертый. Необходимо указать, что ПИ – это сложный, интегративный психологический феномен, который связан с процессуальной активностью человека, которая, в свою очередь, основана на чувстве ответственности [1]. Таким образом, можно сказать, что результаты, отражающие снижение уровня ПИ у студентов от первого к четвертому курсу, говорят еще и о росте личностной зрелости и сознательности профессионального самоопределения.
Литература
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.
- Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status // Journal of Personality. 1966. № 3. P. 551–558.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3976
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 12