Стратегии профессионального самоопределения современных студентов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, стратегии профессионального самоопределения, фокус-группа, выбор профессии
Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Тихомиров М.Ю. Стратегии профессионального самоопределения современных студентов // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Современными исследователями пока еще недостаточно осознаны стремительные изменения, которые происходят в содержании процесса профессионального самоопределения современных молодых людей.
Наши многолетние исследования студентов в данной сфере (2005–2011 гг.) позволили выделить качественные изменения в профессиональном самоопределении современных молодых людей.
1. Содержание профессионального самоопределения серьезно редуцируется, становясь придатком к реализации «новых ценностей» – престижа, материальной обеспеченности, беззаботного счастья, невнятно формулируемых идей «самореализации», «жизненного успеха», за которыми ясно просматриваются эгоистические и инфантильные стремления.
2. Принятие решения в плане профессионального самоопределения откладывается далеко за пределы школьной жизни, а студенческая жизнь рассматривается в первую очередь как мораторий.
3. Профессиональное самоопределение рассматривается как внезапно возникшая проблема настоящего, которая не проецируется на будущее.
Эти и ряд других фактов подтолкнули нас к постановке задачи определения вариантов решения современными молодыми людьми задачи профессионального самоопределения. Для этого мы использовали разновидность метода фокус-группы – групповое интервью, в ходе которого студентам 1–2-го курсов предлагалось описать, как они приняли решение поступить в данный вуз, как воспринимают процесс обучения, что ожидают от будущего. Особо отметим, что в качестве испытуемых отбирались студенты, успешно сдавшие первую сессию. Полученные индивидуальные истории затем классифицировались нами по признакам сходства. В результате была построена следующая классификация.
1-я группа – «Родители устроили в вуз». Сюда входят студенты, которые обучаются в вузе по причине родительского давления. Как правило, специальность им не интересна, основной задачей они считают получение диплома, содержательные аспекты обучения их интересуют слабо. Такая группа студентов немногочисленна по составу, не имеет гендерных различий, и в процентном отношении к ней можно причислить не более 5% испытуемых.
2-я группа – «Нужен диплом». Эти студенты обучаются специальности, которая в принципе не представляет для них интереса. Доля таких студентов сильно различается в зависимости от специальности. Для них характерен случайный выбор вуза или выбор по принципу «престижа»; работать по специальности они не собираются; документы подавали в разные вузы – «куда возьмут». В конкретной группе количество таких испытуемых варьировалось от 0 до 100%. В то же время в ходе наших исследований количество таких студентов за 4 года резко сократилось, что может говорить и о том, что у современной молодежи возрастает понимание важности содержания образования.
3-я группа – «Самоопределившиеся студенты». Это студенты, которые сознательно выбрали именно данный профиль вуза, опираясь на собственные склонности, предпочтения и жизненные планы. При этом большую роль в данном решении играли родственники или друзья (чаще родственники), которые рекомендовали конкретный вариант обучения. Студент считает себя приверженцем данной специальности, видит себя в этой профессии, «всей душой» уже к ней привязан и даже имеет небольшой опыт профессиональной деятельности, который стремится пополнять. Количество таких студентов также сильно варьируется и, вероятно, связано с профилем специальности.
4-я группа – «Путь проб и ошибок». Студент рассматривает данное образование как «первую ступень», «первую попытку», пробу в профессии. Он готов в будущем работать по данной специальности, но при благоприятных условиях на рынке труда. Его мало интересуют «общие знания», он ждет «практики», негативно относится к предметам типа философии, культурологии и т.п.
5-я группа – «Общественники». Эту группу составляют студенты, которые целиком ушли в «общественную деятельность» как групорги, старосты, члены команды КВН и т.п. Их увлекает процесс общения, захватывающая студенческая жизнь, учеба воспринимается как нечто второстепенное и обременительное, а вопросы, касающиеся профессионального самоопределения, заставляют задуматься либо вызывают легкое раздражение.
В целом большинство наших респондентов можно отнести к 3-й и 4-й группам. Тем не менее простая классификация индивидуальных историй не позволяет точно реконструировать именно стратегии профессионального самоопределения. Объяснительной гипотезой данного явления мы считаем предположение, что у большинства современных студентов отсутствует долговременная стратегия собственного профессионального будущего. Так, на вопрос о том, сохранили бы студенты верность избранной профессии в случае, если бы им представилась возможность неинтересной рутинной работы с заработком, который на порядок превышает средний заработок в Волгоградской области, свыше 90% испытуемых ответили отрицательно.
Итак, ключевыми особенностями профессионального самоопределения большинства современных молодых людей выступают 1) отношение к будущей профессии как средству реализации прежде всего личных целей; 2) отсутствие долгосрочного прогнозирования собственного пути в избранной профессии; 3) готовность отказаться от профессионального выбора в пользу деятельности, позволяющей достичь большего материального благополучия; 4) стремление отсрочить начало трудовой деятельности, в том числе по избранной специальности.
В свою очередь в качестве благоприятных факторов, активизирующих процессы профессионального самоопределения современных молодых людей, можно выделить 1) активную пропагандистскую работу вузов со старшеклассниками в ходе мероприятий, проводимых в средних образовательных учреждениях; 2) регулярное проведение мероприятий, ориентированных на учащихся средних школ: олимпиад, месячников, дней открытых дверей, консультаций, пиар-акций; 3) высокое качество образования, позволяющее выпускникам вуза заявлять о нем как о достойном учреждении высшего профессионального образования; 4) формирование профессиональных сообществ на базе вуза, что позволяет выпускникам вступать в самостоятельную профессиональную деятельность со сформированными ориентирами будущего профессионального и личностного роста.
Литература
- Белановский С.А. Метод фокус-групп. М. : Никколо-Медиа, 2001.
- Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. М. : Академия, 2008.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М. : Академия, 2008.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. А.В. Толстых. М. : Изд. гр. «Прогресс», 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4166
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3