Стратегии профессионального самоопределения современных студентов

Аннотация

Modern researchers of professional self-determination of youth for the present insufficiently realise prompt changes which occur in the maintenance of process of professional self-determination of modern young men. The article presents the research of students in the sphere of professional self-determination that allowes to allocate qualitative changes in professional self-determination of modern young men.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, стратегии профессионального самоопределения, фокус-группа, выбор профессии

Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Тихомиров М.Ю. Стратегии профессионального самоопределения современных студентов // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Современными исследователями пока еще недостаточно осознаны стремительные измене­ния, которые происходят в содержании процесса профессионального самоопределения современ­ных молодых людей.

Наши многолетние исследования студентов в данной сфере (2005–2011 гг.) позволили выде­лить качественные изменения в профессиональном самоопределении современных молодых людей.

1.       Содержание профессионального самоопределения серьезно редуцируется, становясь при­датком к реализации «новых ценностей» – престижа, материальной обеспеченности, беззаботно­го счастья, невнятно формулируемых идей «самореализации», «жизненного успеха», за которыми ясно просматриваются эгоистические и инфантильные стремления.

2.       Принятие решения в плане профессионального самоопределения откладывается далеко за пределы школьной жизни, а студенческая жизнь рассматривается в первую очередь как мораторий.

3.       Профессиональное самоопределение рассматривается как внезапно возникшая проблема настоящего, которая не проецируется на будущее.

 

Эти и ряд других фактов подтолкнули нас к постановке задачи определения вариантов ре­шения современными молодыми людьми задачи профессионального самоопределения. Для это­го мы использовали разновидность метода фокус-группы – групповое интервью, в ходе которого студентам 1–2-го курсов предлагалось описать, как они приняли решение поступить в данный вуз, как воспринимают процесс обучения, что ожидают от будущего. Особо отметим, что в качестве испытуемых отбирались студенты, успешно сдавшие первую сессию. Полученные индивидуаль­ные истории затем классифицировались нами по признакам сходства. В результате была построе­на следующая классификация.

1-я группа – «Родители устроили в вуз». Сюда входят студенты, которые обучаются в вузе по причине родительского давления. Как правило, специальность им не интересна, основной зада­чей они считают получение диплома, содержательные аспекты обучения их интересуют слабо. Та­кая группа студентов немногочисленна по составу, не имеет гендерных различий, и в процентном отношении к ней можно причислить не более 5% испытуемых.

2-я группа – «Нужен диплом». Эти студенты обучаются специальности, которая в принципе не представляет для них интереса. Доля таких студентов сильно различается в зависимости от спе­циальности. Для них характерен случайный выбор вуза или выбор по принципу «престижа»; рабо­тать по специальности они не собираются; документы подавали в разные вузы – «куда возьмут». В конкретной группе количество таких испытуемых варьировалось от 0 до 100%. В то же время в ходе наших исследований количество таких студентов за 4 года резко сократилось, что может говорить и о том, что у современной молодежи возрастает понимание важности содержания образования.

3-я группа – «Самоопределившиеся студенты». Это студенты, которые сознательно выбра­ли именно данный профиль вуза, опираясь на собственные склонности, предпочтения и жизнен­ные планы. При этом большую роль в данном решении играли родственники или друзья (чаще род­ственники), которые рекомендовали конкретный вариант обучения. Студент считает себя привер­женцем данной специальности, видит себя в этой профессии, «всей душой» уже к ней привязан и даже имеет небольшой опыт профессиональной деятельности, который стремится пополнять. Коли­чество таких студентов также сильно варьируется и, вероятно, связано с профилем специальности.

4-я группа – «Путь проб и ошибок». Студент рассматривает данное образование как «пер­вую ступень», «первую попытку», пробу в профессии. Он готов в будущем работать по данной спе­циальности, но при благоприятных условиях на рынке труда. Его мало интересуют «общие зна­ния», он ждет «практики», негативно относится к предметам типа философии, культурологии и т.п.

5-я группа – «Общественники». Эту группу составляют студенты, которые целиком ушли в «общественную деятельность» как групорги, старосты, члены команды КВН и т.п. Их увлекает процесс общения, захватывающая студенческая жизнь, учеба воспринимается как нечто второсте­пенное и обременительное, а вопросы, касающиеся профессионального самоопределения, застав­ляют задуматься либо вызывают легкое раздражение.

В целом большинство наших респондентов можно отнести к 3-й и 4-й группам. Тем не ме­нее простая классификация индивидуальных историй не позволяет точно реконструировать имен­но стратегии профессионального самоопределения. Объяснительной гипотезой данного явления мы считаем предположение, что у большинства современных студентов отсутствует долговремен­ная стратегия собственного профессионального будущего. Так, на вопрос о том, сохранили бы сту­денты верность избранной профессии в случае, если бы им представилась возможность неинте­ресной рутинной работы с заработком, который на порядок превышает средний заработок в Вол­гоградской области, свыше 90% испытуемых ответили отрицательно.

Итак, ключевыми особенностями профессионального самоопределения большинства совре­менных молодых людей выступают 1) отношение к будущей профессии как средству реализации прежде всего личных целей; 2) отсутствие долгосрочного прогнозирования собственного пути в избранной профессии; 3) готовность отказаться от профессионального выбора в пользу деятель­ности, позволяющей достичь большего материального благополучия; 4) стремление отсрочить на­чало трудовой деятельности, в том числе по избранной специальности.

В свою очередь в качестве благоприятных факторов, активизирующих процессы профессио­нального самоопределения современных молодых людей, можно выделить 1) активную пропаган­дистскую работу вузов со старшеклассниками в ходе мероприятий, проводимых в средних образо­вательных учреждениях; 2) регулярное проведение мероприятий, ориентированных на учащихся средних школ: олимпиад, месячников, дней открытых дверей, консультаций, пиар-акций; 3) высо­кое качество образования, позволяющее выпускникам вуза заявлять о нем как о достойном учреж­дении высшего профессионального образования; 4) формирование профессиональных сообществ на базе вуза, что позволяет выпускникам вступать в самостоятельную профессиональную деятель­ность со сформированными ориентирами будущего профессионального и личностного роста.

Литература

  1. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М. : Никколо-Медиа, 2001.
  2. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. М. : Академия, 2008.
  3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М. : Академия, 2008.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. А.В. Толстых. М. : Изд. гр. «Прогресс», 1996.

Информация об авторах

Тихомиров Михаил Юрьевич, Старший преподаватель кафедры психологии, ФБГОУ ВПО «Волгоградский государственный Социально-педагогический университет», Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5580-7106, e-mail: tcmich@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4166
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3