Мотивация профессионального выбора бывшими и работающими учителями

Аннотация

The article is devoted to studying the motivation of professional choice by the teacher as the factor of the leaving from teaching. The research presents the analysis of causes of the leaving from teaching that greatly depend on the reasons to choose teaching as a profession.

Общая информация

Ключевые слова: выбор профессии, мотивация педагогической деятельности, мотивация ухода из профессии

Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Филинкова Е.Б. Мотивация профессионального выбора бывшими и работающими учителями // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Мотивация педагогической деятельности – проблема, изучаемая психологической наукой до­статочно давно. В психолого-педагогических работах, где мотивация деятельности исследуется как компонент педагогической направленности учителей, представлены результаты, свидетельствую­щие об отличиях потребностей в труде учителей от аналогичных характеристик у работников дру­гих отраслей [3]. Например, С.Г. Вершловский выделяет особую группу потребностей, характер­ных для педагогов (работы с детьми, преподавания любимого предмета, пребывания в культурной среде школы, желания видеть успехи своих учеников, быть полезным обществу, интеллектуаль­ное и духовное развитие) [1]. Помимо мотивации труда работающих учителей многие годы изуча­ются мотивы выбора педагогической профессии абитуриентами и студентами педвузов. В работе В.А. Сластенина с соавторами показано, что абитуриенты выбирают педагогические вузы прежде

© Филинкова Е.Б., 2011

всего из-за интереса к учебному предмету, желания обучать данному предмету и стремления по­святить себя воспитанию детей [4].

В целом в области психологии учительского труда накоплен богатый эмпирический матери­ал, со всей полнотой раскрывающий развитие интереса субъекта к педагогической деятельности. Однако акцентированное внимание к мотивационной сфере личности будущего и действующего учителя обусловило то, что вне поля зрения ученых остается такой аспект, как психология трудо­вой мобильности, в частности мотивация ухода учителей из школы. Между тем, согласно исследо­ваниям, проводимым по заказу Национального фонда подготовки кадров (НФПК), средний возраст учителя в России составляет 52 года [2]. Нарастает тенденция увеличения среднего возраста педа­гогов, что связано, с одной стороны, с сокращением числа молодежи, приходящей в школы, с дру­гой – с уходом из сферы образования работников самого активного трудоспособного возраста. Та­ким образом, высокая теоретическая и практическая актуальность изучения феномена смены пе­дагогической деятельности на другие ее виды обусловила проведение нашего исследования, целью которого являлось изучение мотивации ухода педагогов из сферы образования.

Одной из задач исследования было изучение мотивов выбора педагогической профессии у действующих и ушедших из школы учителей. Решению этой задачи и посвящена настоящая статья.

характеристика выборки. В исследовании принимали участие 18 бывших учителей (двое муж­чин и 16 женщин), в настоящее время работающих в сфере нефизического труда (администраторами разного профиля и уровня, бухгалтерами, специалистами по продажам, менеджерами и т.д.) и 108 работающих учителей (доля женщин – 94%). Все являются жителями Москвы или Подмосковья.

Основным методом исследования выступало стандартизированное интервью по специаль­но разработанной программе, включающее в основном открытые вопросы. Обработка результатов проводилась методом контент-анализа и расчета статистического критерия Фишера.

Полученные результаты в целом подтвердили выявленные ранее основные мотивационные тенденции педагогов в труде, но также были получены и новые данные, связанные с существова­нием вынужденной мотивации выбора педагогической деятельности.

Было выделено три типа решения о выборе работы учителем:

  • целенаправленный выбор, основанный на желании работать именно в педагогической сфере;
  • вынужденный выбор, связанный с невозможностью или нежеланием поиска другой рабо­ты («жила в военном городке», «выбор родителей»);
  • случайный выбор, характеризующийся отсутствием явного предпочтения какой-либо про­фессиональной сферы («случайно», «не поступила в другой вуз»).

 

Трем типам решения соответствуют три типа мотивации выбора педагогической деятельно­сти: «призвание», «случайная» и «вынужденная» мотивация. Все три типа мотивации выбора пе­дагогической деятельности представлены как в выборке действующих учителей, так и в выборке педагогов, покинувших школу.

Логично было бы предположить, что уход учителей из школы связан с вынужденным или случайным выбором педагогической профессии, т.е. что существуют значимые различия в распре­делении типов мотивации выбора работы бывшими и работающими учителями. Однако, если рас­сматривать распределения частот встречаемости типов мотивации выбора в группах работающих учителей и ушедших из педагогической сферы, то различия не наблюдаются (см. табл.). Соответст­вующие доли «вынужденных», «случайных» учителей и учителей «по призванию» в двух сравни­ваемых группах практически равны (7,4 и 5,6%; 13,9 и 16,6%; 78,7 и 77,8%). Если же рассматри­вать распределения мотивов выбора профессии педагога, то обнаруживаются значимые различия, обусловленные несовпадением в иерархиях мотивов, обусловливающих выбор учительства «по призванию».

Для действующих педагогов наиболее часто встречающимся мотивом выбора школы как ме­ста работы было желание стать именно учителем (58,3% ответивших). Этот мотив основывался на любви к профессии, сформировавшейся либо самостоятельно (39,8%), либо под влиянием примера значимых других (18,5%). Вторым по частоте встречаемости был мотив работы с детьми (15,7%), который в основе своей не связан с конкретизацией места работы, и совсем редко встречающими­ся оказались мотивы, базирующиеся на любви к конкретному предмету (3,7%) и желании принести пользу обществу («Внести вклад в образование подрастающего поколения») – 0,9%.

Иная иерархия мотивов выбора учительства по призванию наблюдалась у бывших педаго­гов: наиболее часто встречающимся в этой группе оказалось желание работать именно с детьми (у работающих учителей оно по значимости только третье) – 38,9%, на втором месте – любовь к профессии (22,2%), на третьем – интерес к конкретному предмету (11,1%), причем частота выбора работы учителем из любви к определенной области знаний у бывших педагогов в три раза выше, чем у действующих.

Сравнение мотивации выбора педагогической профессии в группах работающих и бывших учителей, %

Тип мотивации и мотив выбора учительства

 

Группы учителей

 

работающие

ушедшие из педагогической сферы

кол-во

 

ранг мотива

кол-во

ранг мотива

«Вынужденный» выбор

7,4

 

5

5,6

5–6

«Случайный» выбор

13,9

 

4

16,6

3

Выбор «по призва­нию»

династия учителей или при­мер

18,5

 

2

0

любовь к профессии с детства

39,8

 

1

22,2

2

любовь к предмету

3,7

 

6

11,1

4

любовь к детям

15,7

 

3

38,9

1

общественная полезность

0,9

 

7

5,6

5–6

Всего

78,7

 

77,8

Сравнение по критерию Фишера показывает, что наблюдаются статистически достоверные различия по таким мотивам выбора педагогической деятельности, как «любовь к детям» (2,09, p=0,018) и «любовь к школе» (2,97, p<0,001), который представляет собой единство двух мотивов «династия учителей или пример» и «любовь к профессии с детства».

Таким образом, выдвинутое нами предположение не подтвердилось: вынужденный или слу­чайный приход субъекта деятельности в педагогику не детерминирует смену профессии. Успеш­но адаптируются к учительству и находят себя в этой профессиональной деятельности даже те ра­ботники, которые ранее и не думали о педагогической стезе. Ни случайный, ни вынужденный при­ход в школу не является фактором, способствующим уходу субъекта деятельности из педагогиче­ской сферы. В качестве такого фактора может выступать иерархия мотивов выбора учительства «по призванию», которая характеризуется доминированием мотивов, связанных не с глобальным инте­ресом к школе как единому производственному процессу (например, «любовь к профессии», «лю­бовь к школе с детства»), а с интересом только к его отдельным сторонам, прежде всего общению и взаимодействию с детьми, а затем к преподаванию определенного предмета.

Литература

  1. Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. Л. : Ленингр. организация о-ва «Знание» РСФСР, 1988.
  2. Интервью с директором Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Еленой Соболевой. 2006. URl : http://www.polit.ru/article/2006/03/06/sobol/.
  3. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза : дис. … д-ра пед. наук. Киев, 1983.
  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. за­вед. / под ред. В.А. Сластенина. М. : Изд. центр «Академия», 2002.

Информация об авторах

Филинкова Евгения Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9802-4497, e-mail: Jane421@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3941
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1