Развивающий потенциал самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, психолого-педагогическое образование, компетентностный подход, инновационный образовательный проект, Психолого-педагогическе сопровождение
Рубрика издания: Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Черная А.В. Развивающий потенциал самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Актуальность исследования содержания и проектирования форм организации самостоятельной работы студентов в системе высшего профессионального образования связана с возросшими требованиями к набору профессиональных качеств, которыми должен самостоятельно овладеть студент.
В психологии профессионального образования исследовательский интерес к изучению самостоятельной работы студентов смещался от анализа ее сущностных характеристик, педагогических условий оптимизации к системному, междисциплинарному подходу. Данная тенденция нашла отражение в содержании ФГОС ВПО по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» [1], в нормативных документах МО РФ, предусматривающих увеличение доли самостоятельной работы студентов в системе профессионального образования [2].
Концепт «самостоятельная работа/деятельность студентов» раскрывает, с одной стороны, психологические составляющие учебно-профессиональной деятельности, в структуре которой самостоятельная работа рассматривается в качестве условия активизации личностного потенциала обучающегося, развития познавательных интересов, рефлексивных способностей. Акцент на дидактическую сторону самостоятельной работы студентов требует анализа комплекса образовательных технологий, конструирования их содержания и методов педагогического руководства.
Сущностная характеристика самостоятельной работы студентов, специально организованной в рамках учебного процесса в сочетании с самостоятельно проектируемой и реализуемой студентом вне институционального контроля, непосредственным образом связана с представлением о совокупности качеств профессионала, ориентированного на получение базового опыта научноисследовательской и прикладной деятельности в соответствии с профилем специальности.
Компетентностный подход – организационно-целевая основа самостоятельной работы студентов. В широком социальном контексте принятая в западноевропейских системах профессионального образования модель обучения на основе компетенций, интерпретируемая в российской системе высшего профессионального образования как «компетентностный подход», обеспечивает отработку профессионально значимых компетенций, отвечающих потребностям современного рынка труда и конкретного работодателя, способствующих интеграции специалиста в профессиональную деятельность.
В практике вузовского образования компетентностный подход объединяет усилия ученых по разработке стандартов профессионального образования с принципиально новым содержательным, технологическим, организационным и оценочным наполнением. Компетентностная модель как ядро ФГОС ВПО нового поколения психолого-педагогического образования задает ориентиры в подготовке кадров для системы педагогического образования.
Компетентностная рамка психолого-педагогического образования, базирующаяся на деятельностном подходе, выстраивается исходя из анализа содержания профессиональной деятельности, определяя наборы/списки компетенций, необходимых в профессиональных видах деятельности: социальнопедагогической, образовательной, психолого-педагогическом сопровождении (уровень бакалавриата). Уровень магистратуры дополнен новыми видами деятельности – научно-исследовательской, научно-методической, организационно-управленческой и соответствующими им компетенциями.
Идейным ядром комплекса профессиональных компетенций, соответствующих отдельным видам деятельности, выступают психологические категории «развитие», «социальная ситуация», «взаимодействия по линиям “ребенок – взрослый”, “ребенок – ребенок”», «ведущие деятельности – игровая, учебная».
Исходя из идей компетентностного подхода, мы определили задачи, содержание и методы организации самостоятельной работы студентов как внутренне мотивированной и структурированной деятельности, осуществляемой вне институционального контроля и специально организованной преподавателем. В понимании развивающего характера самостоятельной работы/деятельности студентов на уровне бакалавриата мы исходили из ее ориентации на формирование базового профессионального опыта в образовательной деятельности и деятельности по психолого-педагогическому сопровождению онтогенеза развития.
Ресурсное обеспечение самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам. Социальный императив общества знания, провозглашенный в программных документах ЮНЕСКО и активно поддерживаемый документами болонского процесса – образование на протяжении жизни, требует организации самостоятельной работы студентов с широким использованием информационных коммуникационных технологий (ИКТ). Предметное поле исследований в области использования ИКТ в профессиональном образовании актуализирует проблему психологопедагогического руководства самостоятельной работой студентов с информационно-методическими ресурсами и базами данных, сетевыми источниками информации, аудио-, и видеоматериалами.
Один из очевидных приоритетов в ресурсном обеспечении самостоятельной работы студентов направления «Психолого-педагогическое образование» – обеспечение доступа студента к информационным ресурсам по педагогике и психологии в глобальных компьютерных сетях и свободной навигации в них. Общая информационная осведомленность современного студента позволяет ему быстро ориентироваться в Сети посредством технологий быстрого поиска. Однако установка на извлечение без труда и усилий «готового продукта» из многочисленных коллекций рефератов, курсовых, дипломных работ, диссертаций выхолащивает развивающие возможности самостоятельной работы с ресурсами Интернета. Акцент на культуру научного поиска информации требует профессионального подбора ресурсов, соответствующих сфере и объекту профессиональной деятельности. К ним можно отнести ресурсы, представленные: 1) на федеральных образовательных порталах «Российское образование», «Российский общеобразовательный портал», «Российский портал открытого образования», «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Образовательный видеопортал Univertv»; 2) в электронных научных библиотеках и полнотекстовых базах данных на русском («Научная электронная библиотека E-library», «Флогистон», «Российская психология», «PsyJornals») и английском (EBSCO, JSTOR Plant Science, Elsevier) языках; 3) на сайтах ведущих российских образовательных и академических институтов РАН и РАО; международных образовательных порталах global learning portal, The global Text project.
Отбор ресурсов сети Интернет для организации самостоятельной работы студентов решает задачи развития информационных компетенций, формирования опыта поиска и систематизации информации, релевантной исследовательским и прикладным задачам, овладения технологиями работы с информационными базами данных по психологии и педагогике на русском и иностранном языках.
Особая роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит электронным образовательным ресурсам (ЭОР). Опыт деятельности кафедры психологии развития и возрастной психологии по созданию электронных образовательных ресурсов для организации самостоятельной работы студентов отражен в содержании электронного учебного пособия «Самостоятельная работа студентов по психолого-педагогическим дисциплинам», прошедшего процедуру регистрации в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО) Института научной информации и мониторинга РАО [3]. Учебное пособие представляет собой гипертекстовый электронный ресурс, составленный на модульной основе. В нем раскрыты психологические, дидактические содержательные, технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов по дисциплинам «Психология развития», «Психологическая служба в образовании», «Методика преподавания психологии», входящим в федеральный компонент ФГОС ВПО по направлению 050700-«Педагогика», профиль подготовки «Практическая психология в образовании», а также в образовательный модуль дисциплин кафедры учебного плана «Психология образования» по направлению 050400-«Психолого-педагогическое образование».
Модуль «Научные основы организации самостоятельной работы студентов по психологопедагогическим дисциплинам» представлен обзором теоретических подходов к организации самостоятельной работы студентов, психолого-педагогическими характеристиками самостоятельной работы студентов. Подробно рассматриваются организационные основы проектирования содержания, принципы и критерии отбора заданий, методы и технологии организации, методическое обеспечение, особенности психолого-педагогического сопровождения СРС.
Во втором модуле «Содержание самостоятельной работы студентов по психологопедагогическим дисциплинам» в качестве исходной выбрана модульная организация учебного материала по вышеназванным учебным дисциплинам. Структура модуля включает его комплексную цель, краткое содержание материала, блок исследовательских, практико-ориентированных и проектных заданий, оценочный блок с вопросами для самоконтроля, итогового контроля, системой тестовых материалов. Блок заданий для СРС по каждому модулю снабжен методическими рекомендациями и информационными ресурсами: библиографическими материалами, текстовыми, аудио-, видео-, фото-, телематериалами, фрагментами видеолекций ведущих отечественных и зарубежных ученых.
Концепция учебного модуля выстроена исходя из представления о модуле учебного курса как завершенной с точки зрения результатов обучения единице программы, имеющей четко сформулированные результаты и критерии оценки. Конструирование учебного модуля дисциплин с ориентацией на требования ГОС ВПО второго и третьего поколения определило логику подбора заданий для самостоятельной работы студентов с учетом уровневого подхода, в рамках которого задания структурированы по степени сложности.
Задания первого уровня сложности связаны с репродуктивным усвоением материала, предусматривают работу студента с опорой на алгоритмические предписания, инструкции, рекомендации и представлены такими формами, как составление структурно-логического конспекта, развернутого плана, тезисов, аннотаций, резюме, библиографических списков, систематизированных картотек. В основе заданий первого уровня – комплекс задач по развитию аналитических способностей в работе с научным текстом, готовности к самостоятельному прочтению текста.
Задания второго уровня сложности ориентированы на аналитическую деятельность, связаны с подготовкой самостоятельных научных сообщений, докладов, рефератов, рецензий на научные, учебные, учебно-методические работы, в том числе студенческие; разработку образовательных и исследовательских проектов с последующими их презентациями, выступлениями, защитами на семинарах, «круглых столах», научно-практических конференциях, консультативных встречах.
Приведем примеры заданий второго уровня сложности и сопряженных с ними компетенций в учебном модуле дисциплины «Психология развития». Задание по подготовке презентации «Сравнительный анализ дневников развития ребенка» актуализирует такие профессиональные компетенции, как способность к сравнению исторического и личного времени в дневниках развития ребенка; психологический анализ фактологических дневниковых материалов; историческую реконструкцию содержания детских деятельностей (игровой, исследовательской, художественно-творческой) детей разных поколений. Задание по составлению автобиографического текста «Любимая игрушка моего детства» ориентировано на формирование способностей, связанных с обращением к автобиографической памяти, рефлексией индивидуального игрового опыта.
Задания третьего уровня сложности в творческом формате предполагают вовлечение широкого арсенала современных информационных, компьютерных, интерактивных технологий в работе над написанием творческих эссе, статей и тезисов для участия в студенческих научных конференциях [4], созданием портфолио, проектов, веб-досье. В творческих заданиях наиболее привлекательны их инновационный характер, возможность выхода в широкое поле профессиональных компетенций, работа с личностным потенциалом студента, ориентация на самостоятельность, инициативность.
В содержание третьего модуля «Практикум по психолого-педагогическим дисциплинам» включены диагностический инструментарий, нормативные документы по психолого-педагогическому образованию, образцы выполнения презентаций, развивающих, тренинговых программ, исследовательских проектов.
Опыт организации самостоятельной деятельности студентов по психолого-педагогическим дисциплинам представлен инновационными образовательными проектами, реализованными бакалаврами второго и третьего курсов. Их содержание определялось исходя из запросов практики образования с ориентацией на социально значимые научные и прикладные проблемы.
В течение 2008–2011 уч. гг. инициированы несколько таких проектов. Совместно с НИИ биологии ЮФУ разработан и реализуется проект развивающей программы по гармонизации межполовых отношений в детской и подростковой среде в образовательных учреждениях г. Ростова-на-Дону (куратор – Т.И. Белик, руководитель общественной организации «Наука здоровья»).
На базе НИИ онкологии реализуется проект по психологическому сопровождению детей с онкологическими заболеваниями и их родителей (куратор – ассистент Т.В. Лобода).
В рамках совместной деятельности с МОУ лицеем № 13 Пролетарского района г. Ростована-Дону по реализации проекта ассоциированных школ ЮСЕСКО в 2011 г. реализованы инновационные образовательные программы «Я могу знать свои права», «Инициативы ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ в сфере охраны прав человека, содействия культурному разнообразию, охраны нематериального и материального наследия» (руководитель – А.В. Черная).
Компетентностная рамка инновационных проектов охватывает широкий объем общекультурных и профессиональных компетенций в сфере одного из видов профессиональной деятельности бакалавров (психолого-педагогического сопровождения образования), связанных с особой культурой поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе, обеспечения комплекса задач по успешной социализации, сохранению и укреплению здоровья, защите прав детей и подростков [5].
Остановимся на опыте реализации проекта для младших школьников «Я могу знать свои права». Идея проекта, приуроченного к празднованию двадцатилетия ратификации ЮНЕСКО Конвенции о правах ребенка, – актуализация знаний о правовом статусе детства, продвижение международных инициатив по правам ребенка непосредственно в школах, в работе с детьми.
Изучение истории Конвенции, знакомство с содержанием ее статей, анализ социальных достижений в области защиты и поддержки детства в России и мире позволили студентам структурировать программу мероприятий проекта «Я могу знать свои права» для младших школьников. В программу включены презентационные материалы информационного характера о деятельности ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ по охране прав ребенка, тренинги, ролевые игры, просмотр видеороликов, оформление постеров, сочинение сказок. Проект реализован студентами в рамках внеклассных мероприятий на базе МОУ СОШ № 65 и МОУ лицея №13 Пролетарского района г. Ростов-на-Дону. Самостоятельная проектная деятельность по разработке и реализации проекта является залогом вдумчивого использования в будущей профессиональной деятельности Конвенции о правах ребенка.
Развивающая программа «Инициативы ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ в сфере прав человека, культурного разнообразия, сохранения материального и нематериального наследия» (в рамках реализации проекта Ассоциированных школ ЮНЕСКО «Диалог культур и конфессий в образовательном пространстве школы») направлена на знакомство учащихся 4–7-х классов с приоритетными направлениями деятельности и программными документами ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ в сфере охраны прав человека и ребенка («Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»); содействия культурному разнообразию и диалогу культур («Всеобщая декларация о культурном разнообразии»); охраны материального и нематериального культурного наследия («Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» и «Конвенция об охране нематериального культурного наследия»). Содержание программы ориентировано на формирование у школьников гражданской позиции, толерантного отношения к представителям других культур и конфессий.
Опыт организации самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам демонстрирует развивающие возможности продуктивного сопряжения компетентностной рамки профессиональной деятельности и содержательных основ самостоятельной работы/деятельности студентов. В такой организационно-деятельностной парадигме выстраивается перспектива формирования развивающего психологического потенциала специалиста в системе психологопедагогического образования.
Литература
- Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»): утв. Минвом образования и науки Российской Федерации 22.03.10, приказ № 200; Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»): утв. Мин-вом образования и науки Российской Федерации 16.04.10, приказ № 376 (любое изд.).
- Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: Инстр. письмо Мин-ва образования Российской Федерации от 27.11.2002. №1455 (любое изд.).
- Черная А.В., Чекунова Е.А., Погорелова Е.И. «Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам, направление 050700 «Педагогика», профиль подготовки «Практическая психология в образовании» [Электронное учебное пособие] // Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование», свидетельство о регистрации электронного ресурса № 15067.
- Студенческий научный форум: материалы общерос. студ. электрон. науч. конф. 15–20 февр. 2009 г. Секция «Развитие личности в контексте культуры и образования».
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации образования: Прил. к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 (любое изд.).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4128
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1