Вестник практической психологии образования
2023. Том 20. № 2. С. 35–46
doi:10.17759/bppe.2023200203
ISSN: 2658-3100 (online)
Содержательные аспекты процедуры оценки (самооценки) компетенций специалистов, готовых к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений
Аннотация
В статье описана процедура оценки (самооценки) специалистов психологической службы в системе образования (далее — оценка), предложенная Федеральным координационным центром по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ. По результатам реализации оценки планируется сформировать Федеральный реестр педагогов-психологов, имеющих компетенции по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений (далее — Федеральный реестр). Проведение процедуры оценки предполагается с соблюдением принципов этапности и компетентностного подхода и включает в себя психодиагностическое обследование личности кандидата, определение уровня его профессиональных знаний, их эффективное применение в смоделированных условиях в рамках ситуационного анализа, проведение мультимодального интервью для получения от кандидата более широких сведений, касающихся его личной самопрезентации, дальнейших профессиональных перспектив, самооценки результатов предыдущих этапов. По итогам прохождения процедуры оценки экспертная комиссия на основании системы критериев принимает решение о включении кандидата в Федеральный реестр.
Общая информация
Ключевые слова: компетентностный подход, комплексная оценка, кризисная психологическая помощь, экстренная психологическая помощь
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200203
Получена: 03.03.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Ульянина О.А., Поляков А.С., Файзуллина К.А., Борисенко Е.В., Никифорова Е.А., Вихристюк О.В. Содержательные аспекты процедуры оценки (самооценки) компетенций специалистов, готовых к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 2. С. 35–46. DOI: 10.17759/bppe.2023200203
Полный текст
Введение
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) в процессе осуществления профессиональной деятельности по сопровождению образовательного процесса может столкнуться с необходимостью оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений [15]. Данное направление работы предполагает наличие у специалиста не только высоких профессиональных, но и определенных личностных качеств. Синтез рабочих навыков и индивидуально-психологических особенностей педагога-психолога достаточно полно может быть рассмотрен в рамках компетентностного подхода.
В современных отечественных научных работах понятие «компетенция» предполагает некий конечный результат образования, отражающий значение «способен и знаю, как действовать» в отличие от «знаю, что» [14]. По мнению Т.Ю. Базарова, компетенции — это интегральные качества, включающие знания, профессиональные навыки и индивидуально-типологические или организационно-культурные характеристики, необходимые для эффективной работы [1; 2; 3]. В.Н. Введенский, рассматривая профессиональную компетентность, отмечает, что это не только набор знаний, умений, навыков, но и эффективное применение комплекса возможностей личности в решении профессиональных задач [4]. Таким образом, можно заключить, что применение компетентностного подхода к оценке специалистов, оказывающих экстренную и кризисную психологическую помощь, представляется одним из наиболее эффективных инструментов. Данный подход дает возможность определить уровень сформированности профессиональных способностей и личностных характеристик, позволяющих эффективно и адекватно применять теоретические знания и практические навыки в реальных ситуациях оказания психологической помощи.
Ввиду отсутствия единых требований к квалификации, общепрофессиональным компетенциям педагога-психолога, оказывающего экстренную и кризисную психологическую помощь участникам образовательных отношений, сотрудники Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее — ФКЦ МГППУ) предложили к обсуждению профессионального сообщества проект перечня соответствующих данному направлению профессиональной деятельности компетенций, уровень сформированности которых будет изучаться в ходе процедуры оценки (самооценки) специалистов психологической службы в системе образования (далее — оценка) в целях формирования Федерального реестра педагогов-психологов, имеющих компетенции по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений (далее — Федеральный реестр). В основу формирования данного перечня положены требования к освоению компетенций студентами согласно ФГОС ВО бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» [8], ФГОС ВО магистратура по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» [9], ФГОС ВО специалитет по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» [6], ФГОС ВО специалитет по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» [10], ФГОС ВО специалитет по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» [7], ФГОС ВО магистратура по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» [11], ФГОС ВО бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 «Конфликтология» [12], ФГОС ВО магистратура по направлению подготовки 37.04.02 «Конфликтология» [13].
Процедура оценки специалистов осуществляется с привлечением экспертной комиссии. Эксперты приглашаются из числа специалистов, чья практическая профессиональная деятельность связана с оказанием экстренной и кризисной психологической помощи, из числа работников системы образования, научных сотрудников, занимающихся вопросами оказания психологической помощи участникам образовательных отношений.
Надежность и объективность процедуры профессионального отбора педагогов-психологов может быть обеспечена сочетанием различных методов и инструментов.
Этапы процедуры оценки специалистов
С целью наиболее полного и всестороннего изучения уровня сформированности компетенций у участников процедуры оценки ее реализация предполагает несколько последовательных этапов. Предложенная сотрудниками ФКЦ МГППУ процедура оценки специалистов представляет четыре логически последовательных этапа, каждый из которых включает в себя смысловой блок с собственными целями, задачами и критериями оценивания:
- «Психодиагностика»;
- «Оценка профессиональных знаний»;
- «Ситуационный анализ»;
- «Мультимодальное интервью».
Прохождение каждого из указанных этапов является обязательным, то есть допуск к следующему этапу невозможен без успешного завершения предыдущего.
Рассмотрим представленные этапы подробнее.
Этап 1. «Психодиагностика». Так как условия работы педагогов-психологов, оказывающих экстренную и кризисную психологическую помощь, предполагают наличие психологической готовности к нагрузкам на психоэмоциональную сферу специалиста, представляется целесообразным на первом этапе проводить процедуру психодиагностики кандидата. Использование на этом этапе валидного и надежного психодиагностического инструментария дает возможность выявить личностные качества, которые могут оказывать существенное влияние на реализацию профессиональных функций.
Поскольку средовые и социальные условия, требующие оказания экстренной и кризисной психологической помощи, нередко могут оцениваться специалистом как сложные (неблагоприятные погодные условия, наличие угрозы здоровью, отсутствие организованного рабочего места, большое количество пострадавших, требующих помощи), целесообразно определить уровень жизнестойкости, стрессоустойчивости, нервно-психической устойчивости и адаптивный потенциал личности. Решение о соответствии личностных качеств кандидата предъявляемым требованиям принимается экспертной комиссией на основании результатов всех психодиагностических методик, используемых на данном этапе.
Этап 2. «Оценка профессиональных знаний». Определение уровня профессиональных представлений специалиста является неотъемлемым компонентом процедуры оценки кандидата. Владение специалистом теоретическими знаниями способствует эффективной реализации профессиональной деятельности, пониманию значимости междисциплинарных и причинно-следственных связей, закономерностей, процессов и явлений. Для данного этапа, в полном соответствии с перечнем общепрофессиональных компетенций, была разработана система тестовых заданий, охватывающих знания из таких предметных областей, как экстремальная, клиническая, возрастная психология, психологическая диагностика и консультирование, основы педагогики. Это позволит получить наиболее достоверное представление о теоретической готовности кандидата, в том числе о наличии у него специфических знаний для оказания экстренной и кризисной психологической помощи. На следующем этапе кандидату будет предложено применить свои знания в рамках ситуационного анализа.
Этап 3. «Ситуационный анализ». Помимо теоретических знаний профессиональные компетенции включают способности специалиста выполнять трудовые задачи, выражающиеся в определенных действиях. Изучать эти способности целесообразно в контексте деятельности. В связи с этим авторами предложено использование метода ситуационного анализа. Он предполагает решение проблемной ситуации с помощью моделирования деятельности кандидата, поведения участников кейса, прогнозирования возможных рисков и результатов.
Предложенные кандидатам кейсовые задания были составлены с использованием практического опыта психологов, работающих в составе кризисных бригад, таким образом ситуация максимально приближена к тем, с которыми кандидат столкнется в ходе оказания экстренной и кризисной психологической помощи. Экспертная комиссия оценивает эффективность и адекватность моделируемых кандидатом действий для решения проблемной ситуации, отслеживает и дает психологическую оценку выбранным им методам, предложенным рекомендациям и др.
Этап 4. «Мультимодальное интервью». На завершающем этапе предлагаемой процедуры оценки специалистов осуществляется развернутая самопрезентация кандидата. Для более эффективной организации этапа специалистами ФКЦ МГППУ предлагается структура интервью, включающая вопросы по следующим темам:
- личностная самопрезентация;
- профессиональная самопрезентация;
- анализ результатов пройденных этапов процедуры оценки специалистов;
- ситуативные вопросы (при необходимости).
Ответы оцениваются экспертной комиссией с учетом демонстрации кандидатом навыков представить себя, свои интересы, результаты собственной деятельности, оценить реалистичность и профессиональную направленность целей, которые ставит перед собой кандидат, отношение к собственным достижениям и неудачам, ориентацию на профессиональный рост и развитие и т. д. Для удобства для каждого вопроса были разработаны критерии оценки ответов.
Вне зависимости от того, было ли принято экспертной комиссией решение о включении кандидата в Федеральный реестр, каждый участник после прохождения всех этапов оценки получает обратную связь. Комиссия составляет заключение, формулирует рекомендации в рамках качественного ассесмент-метода — моделирование индивидуальной профессиональной траектории специалиста с учетом дефицитов компетенций и ключевых профессионально значимых качеств, необходимых в профессиональной деятельности по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи.
Процедура оценивания результатов этапов оценки специалистов
После прохождения кандидатом всех этапов оценки экспертная комиссия приступает к обсуждению. Результаты прохождения каждого этапа оцениваются по системе итоговых баллов. На психодиагностическом этапе определяется соответствие личностных качеств кандидата предъявляемым требованиям, в зависимости от этого кандидату может быть присвоен 1 или 2 итоговых балла. На этапе оценки профессиональных знаний количество итоговых баллов зависит от количества правильных ответов кандидата, возможно получить 1 или 2 итоговых балла. Для оценки третьего и четвертого этапов разработаны критерии, за соответствие которым присваиваются первичные баллы, общая их сумма по каждому этапу переводится в итоговый балл (табл).
Таблица. Система перевода результатов прохождения этапов оценки в итоговые баллы
Количество |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Этап I. «Психодиагностика» |
результаты по одной и более психодиагностической методике из числа пройденных кандидатом не соответствуют предъявляемым требованиям |
результаты по всем психодиагностическим методикам из числа пройденных кандидатом соответствуют предъявляемым требованиям |
– |
Этап II. |
50–74% правильно выполненных заданий |
75–100% правильно выполненных заданий |
– |
Этап III. «Ситуационный анализ» |
4–6 баллов |
7–9 баллов |
10–12 баллов |
Этап IV. «Мультимодальное интервью» |
9–14 баллов |
15–21 баллов |
22–27 баллов |
В зависимости от количества набранных итоговых баллов экспертная комиссия принимает решение о включении кандидата в Федеральный реестр педагогов-психологов, имеющих компетенции по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений. В протоколе итогового заседания комиссии указывается не только вывод, но и развернутое заключение.
Высокий уровень — от 7,51 до 10 баллов. Оцениваемые компетенции ярко выражены, профессиональные и личностные качества соответствуют требованиям и не имеют серьезных изъянов. Специалист рекомендован к включению в Федеральный реестр.
Средний уровень — от 5,51 до 7,5 баллов. Большая часть или половина оцениваемых компетенций развиты в достаточной степени, а оставшиеся компетенции могут быть развиты самостоятельно, с целью чего комиссией кандидату может быть предложен перечень рекомендуемых программ повышения квалификации, которые позволят развить в достаточной степени профессиональные компетенции.
Уровень ниже среднего — 2,51 до 5,5 баллов. Оцениваемые компетенции развиты средне или ниже среднего уровня, проявляются несистематически. С целью развития профессиональных компетенций кандидата комиссией может быть предложен перечень рекомендуемых программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, которые позволят развить в достаточной степени профессиональные компетенции.
Низкий уровень — от 0 до 2,5 баллов. Оцениваемые компетенции развиты недостаточно. Все или почти все компетенции проявляются частично или несистематически. Комиссия рекомендует специалисту пройти обучение или профессиональную подготовку, на данном этапе его кандидатура не предлагается к включению в Федеральный реестр.
Результаты прохождения оценки экспертная комиссия сообщает кандидату. При необходимости председатель комиссии может ответить на возникающие у кандидата вопросы о результатах прохождения процедуры оценки в соответствии с принципами качественного ассесмента.
Заключение
Таким образом, предложенная ФКЦ МГППУ система оценки специалистов способствует всестороннему изучению личностных качеств, профессиональных знаний и практических умений кандидата и является основой формирования Федерального реестра педагогов-психологов, имеющих компетенции для оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений. Создание данного реестра позволит обеспечить кадровый резерв специалистов, которые могут быть оперативно привлечены для оказания участникам образовательных отношений профессиональной экстренной и кризисной помощи как внутри своего населенного пункта, региона, субъекта, так и по всей территории Российской Федерации [5].
Экспертная комиссия включает в себя специалистов, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с оказанием экстренной и кризисной психологической помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам.
Этапы процедуры оценки (психодиагностический, оценка профессиональных знаний, ситуационный анализ, мультимодальное интервью) кандидат проходит последовательно, каждый этап позволяет более подробно рассмотреть результаты предыдущего. Благодаря этому экспертная комиссия комплексно принимает решение о возможности включения кандидата в Федеральный реестр. Специалисты, принимающие участие в процедуре оценки, в соответствии с принципами качественного ассесмента получают от экспертной комиссии рекомендации по построению дальнейшей профессиональной траектории. На данный момент специалистами ФКЦ МГППУ ведется подготовка к процедуре апробации предложенной системы оценки с целью ее обсуждения в научном сообществе, проводятся экспертные семинары, публикуются основные положения и результаты.
Литература
- Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты: Практическое пособие. М.: КНОРУС, 2011. 304 с.
- Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 1. С. 87–102.
- Ерофеев А.К., Базаров Т.Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций // Организационная психология. 2014. Том. 4. № 4. С. 74–92.
- Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя. СПб: Просвещение, 2004. 59 с.
- Вихристюк О.В., Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В., Файзуллина К.А., Логинова Е.А. Модель оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных происшествиях и кризисных ситуациях: зарубежный и отечественный опыт [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 87–98. doi:10.17759/bppe.2022190108
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26.05.2020 № 683 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология» (Зарегистрирован 06.07.2020 № 8849) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007070031 (дата обращения: 01.12.2022).
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 15.04.2021 № 297 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения» (Зарегистрирован 24.05.2021 № 63580) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105240027 (дата обращения: 01.12.2022).
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29.07.2020 № 839 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология» (Зарегистрирован 21.08.2020 № 59374) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008210025 (дата обращения: 01.12.2022).
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29.07.2020 № 841 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология» (Зарегистрирован 21.08.2020 № 9373) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008210022 (дата обращения: 01.12.2022).
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31.08.2020 № 1137 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности» (Зарегистрирован 14.09.2020 № 59826) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009150025 (дата обращения: 01.12.2022).
- Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 127 (ред. от 08.02.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2018 № 50312) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293083/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 01.12.2022).
- Приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 № 840 (ред. от 26.11.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2020 № 59371) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360825/ (дата обращения: 01.12.2022).
- Приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 № 842 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.02 Конфликтология» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2020 № 59372) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360823/84f4b341222c9119c8240b3f9d1b8a286b08ed40/ (дата обращения: 01.12.2022).
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/ (дата обращения: 01.12.2022).
- Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Файзуллина К.А., Никифорова Е.А., Семенова К.Г. Отечественный и зарубежный опыт оказания экстренной психологической помощи населению [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. C. 114–126. doi:10.17759/jmfp.2022110311
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 317
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 89
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0