Одаренность без границ: сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, особые образовательные потребности, психологическое сопровождение, дистанционное образование
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Белоусова А.К., Барсукова О.В., Павлова Т.В. Одаренность без границ: сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В настоящее время особенно остро стоит проблема развития будущего общества, которое предполагает заботу о настоящем, прежде всего о детях. Родившийся ребенок – это реальное завтра, возможность видеть которое получают родители и общество. То, каким оно будет, во многом зависит от нашей поддержки и усилий. Увидеть ростки одаренности ребенка, создать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность, – это одна из задач, стоящая перед педагогами и психологами. Особенно актуальна эта задача по отношению к детям, которые в силу специфики своего физического и соматического состояния вынуждены развиваться в иных образовательных условиях, нежели большинство детей. Дарования детей могут носить разную природу, но всегда встает проблема их диагностики, бережного отношения и развития. Необходимо формировать условия, среду, чтобы сделать все возможное для развития одаренных детей.
В. И. Панов (2007) определяет одаренность как индивидуальную форму становления психической реальности, которая представляет собой системное сочетание природной предрасположенности к реализации психических возможностей в предельной форме индивидуального развития, оптимальной для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов. В связи с этим можно выделить актуальную и потенциальную одаренность.
При этом одаренность, по В.И. Панову, выступает как становящаяся реальность, поэтому в работе с одаренными детьми необходимо перейти от диагностики одаренности и развития явной или скрытой одаренности к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества психики. А это предполагает обеспечение в процессе обучения и развития таких условий, такой развивающей образовательной среды, которые способствовали бы раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики человека.
Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях образовательных учреждений является по-прежнему актуальной проблемой. Но если в работе с одаренными детьми, обучающимися в общеобразовательных учреждениях, педагоги-психологи могут опираться на имеющиеся исследования, разработанные и апробированные программы, то психологи специальных образовательных учреждений находятся в другой ситуации. Их позицию можно обозначить как творческую, поскольку она предполагает поисковую исследовательскую деятельность, направленную на поиск и разработку технологий, программ, методик сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями. Сотрудничество Педагогического института ЮФУ г. Ростована-Дону с дистанционным центром образования инвалидов при школе-интернате № 28 возникло из необходимости решения обозначенной выше проблемы в теоретическом, прикладном и практическом аспектах.
Нами был разработан проект «Одаренность без границ», в рамках которого в настоящее время реализуется программа «Психологическое сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями». Проект разрабатывался с учетом особенностей данного образовательного учреждения, поскольку обучение в нем проходит для многих детей дистанционно. Направления деятельности, виды и формы взаимодействия с субъектами образовательного пространства были разработаны с учетом особенностей дистанционного образования.
В ходе разработки проекта мы объединили три основных направления деятельности психолога – академическое, прикладное и практическое. Подобный подход позволит осуществить научное обоснование психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями, создать психолого-педагогические и коррекционные методики работы с этими детьми, а также разработать программу психологической помощи педагогам и родителям.
Основная цель программы – психологическое обеспечение индивидуальной траектории развития одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.
Задачи программы:
- разработать теоретическое обоснование психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями;
- подготовить программу диагностики (выявления) различных видов одаренности детей с особыми образовательными потребностями;
- создать психологическое портфолио каждого одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями;
- регулярно проводить индивидуальный мониторинг развития психической сферы каждого ребенка и успешности овладения учебным материалом;
- способствовать расширению социальных границ и контактов одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями;
- проводить профилактику зависимостей (компьютерной и др.) одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.
Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач были выделены следующие направления психологического сопровождения одаренных детей:
- диагностика одаренных учащихся;
- разработка индивидуальных образовательных траекторий для каждого одаренного ребенка;
- разработка и внедрение развивающих программ;
- консультирование по проблемам одаренных детей (по запросу родителей, детей, педагогов);
- кризисная интервенция в режиме онлайн (аналог кризисной телефонной службы);
- психологическое просвещение родителей одаренных детей;
- содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Особым направлением нашего сотрудничества с центром является разработка форм коррекционной работы с одаренными детьми. Предполагаются следующие виды работ, направленные на:
- формирование адекватной Я-концепции и самооценки ребенка;
- преодоление страхов, работу с психотравмой и т.д.;
- преодоление неуверенности, внутренней скованности, внутреннего напряжения посредством пластического моделирования;
- преодоление трудных жизненных ситуаций (техники совместного рассказывания, элементы сказкотерапии, ароматерапия и т.д.).
По отношению к педагогам центра планируется проведение следующих видов работ:
- профилактика эмоционального выгорания педагогов и сотрудников школы-интерната (тренинговые занятия);
- психологическое просвещение учителей (семинары, дискуссии, мастер-классы и др.);
- помощь в разрешении педагогических конфликтов.
Одним из аспектов сотрудничества с центром является сопровождение родителей одаренных детей с особыми образовательными потребностями. Это направление включает работу по запросам родителей, психологическое просвещение родителей. В настоящее время имеется запрос штатных психологов центра, который касается оказания помощи в содействии гармонизации детско-родительских отношений.
Отличительной особенностью данного проекта является активное привлечение студентовпсихологов (бакалавров, магистрантов), аспирантов кафедры психологии образования Педагогического института ЮФУ г. Ростова-на-Дону, которые, взаимодействуя с детьми-инвалидами, реализуют волонтерский принцип «помощь равного равному».
Таким образом, настоящая программа направлена на психологическое сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями, помощь ребенку в реализации его творческого потенциала, содействие в процессе формирования психологически адекватной и социально-адаптированной личности.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5475
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3