Одаренность без границ: сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями

Аннотация

Psychological support for the gifted children with special educational needs includes psychological diagnosis and counseling of the child, his parents and teachers, the development of the individual trajectories, the prevention of the various types of the child’s dependency, and generally targeted at the development of the child and his adaptation to the society.

Общая информация

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, особые образовательные потребности, психологическое сопровождение, дистанционное образование

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Белоусова А.К., Барсукова О.В., Павлова Т.В. Одаренность без границ: сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

В настоящее время особенно остро стоит проблема развития будущего общества, которое предполагает заботу о настоящем, прежде всего о детях. Родившийся ребенок – это реальное зав­тра, возможность видеть которое получают родители и общество. То, каким оно будет, во многом зависит от нашей поддержки и усилий. Увидеть ростки одаренности ребенка, создать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность, – это одна из задач, стоящая перед педагогами и психологами. Особенно актуальна эта задача по отно­шению к детям, которые в силу специфики своего физического и соматического состояния вынуж­дены развиваться в иных образовательных условиях, нежели большинство детей. Дарования де­тей могут носить разную природу, но всегда встает проблема их диагностики, бережного отноше­ния и развития. Необходимо формировать условия, среду, чтобы сделать все возможное для разви­тия одаренных детей.

В. И. Панов (2007) определяет одаренность как индивидуальную форму становления психи­ческой реальности, которая представляет собой системное сочетание природной предрасположен­ности к реализации психических возможностей в предельной форме индивидуального развития, оптимальной для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов. В связи с этим можно выделить актуальную и потенциальную одаренность.

При этом одаренность, по В.И. Панову, выступает как становящаяся реальность, поэтому в работе с одаренными детьми необходимо перейти от диагностики одаренности и развития явной или скрытой одаренности к созданию условий для проявления одаренности как становящегося си­стемного качества психики. А это предполагает обеспечение в процессе обучения и развития таких условий, такой развивающей образовательной среды, которые способствовали бы раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики человека.

Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях образовательных учрежде­ний является по-прежнему актуальной проблемой. Но если в работе с одаренными детьми, обуча­ющимися в общеобразовательных учреждениях, педагоги-психологи могут опираться на имеющи­еся исследования, разработанные и апробированные программы, то психологи специальных обра­зовательных учреждений находятся в другой ситуации. Их позицию можно обозначить как твор­ческую, поскольку она предполагает поисковую исследовательскую деятельность, направленную на поиск и разработку технологий, программ, методик сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями. Сотрудничество Педагогического института ЮФУ г. Ростова­на-Дону с дистанционным центром образования инвалидов при школе-интернате № 28 возникло из необходимости решения обозначенной выше проблемы в теоретическом, прикладном и практи­ческом аспектах.

Нами был разработан проект «Одаренность без границ», в рамках которого в настоящее вре­мя реализуется программа «Психологическое сопровождение одаренных детей с особыми образо­вательными потребностями». Проект разрабатывался с учетом особенностей данного образователь­ного учреждения, поскольку обучение в нем проходит для многих детей дистанционно. Направ­ления деятельности, виды и формы взаимодействия с субъектами образовательного пространства были разработаны с учетом особенностей дистанционного образования.

В ходе разработки проекта мы объединили три основных направления деятельности психо­лога – академическое, прикладное и практическое. Подобный подход позволит осуществить науч­ное обоснование психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с особыми образо­вательными потребностями, создать психолого-педагогические и коррекционные методики работы с этими детьми, а также разработать программу психологической помощи педагогам и родителям.

Основная цель программы – психологическое обеспечение индивидуальной траектории раз­вития одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.

Задачи программы:

  • разработать теоретическое обоснование психолого-педагогического сопровождения ода­ренных детей с особыми образовательными потребностями;
  • подготовить программу диагностики (выявления) различных видов одаренности детей с особыми образовательными потребностями;
  • создать психологическое портфолио каждого одаренного ребенка с особыми образователь­ными потребностями;
  • регулярно проводить индивидуальный мониторинг развития психической сферы каждого ребенка и успешности овладения учебным материалом;
  • способствовать расширению социальных границ и контактов одаренного ребенка с особы­ми образовательными потребностями;
  • проводить профилактику зависимостей (компьютерной и др.) одаренного ребенка с особы­ми образовательными потребностями.

 

Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач были выделены следующие направления психологического сопровождения одаренных детей:

  • диагностика одаренных учащихся;
  • разработка индивидуальных образовательных траекторий для каждого одаренного ребенка;
  • разработка и внедрение развивающих программ;
  • консультирование по проблемам одаренных детей (по запросу родителей, детей, педагогов);
  • кризисная интервенция в режиме онлайн (аналог кризисной телефонной службы);
  • психологическое просвещение родителей одаренных детей;
  • содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

 

Особым направлением нашего сотрудничества с центром является разработка форм коррек­ционной работы с одаренными детьми. Предполагаются следующие виды работ, направленные на:

  • формирование адекватной Я-концепции и самооценки ребенка;
  • преодоление страхов, работу с психотравмой и т.д.;
  • преодоление неуверенности, внутренней скованности, внутреннего напряжения посред­ством пластического моделирования;
  • преодоление трудных жизненных ситуаций (техники совместного рассказывания, элемен­ты сказкотерапии, ароматерапия и т.д.).

По отношению к педагогам центра планируется проведение следующих видов работ:

  • профилактика эмоционального выгорания педагогов и сотрудников школы-интерната (тре­нинговые занятия);
  • психологическое просвещение учителей (семинары, дискуссии, мастер-классы и др.);
  • помощь в разрешении педагогических конфликтов.

 

Одним из аспектов сотрудничества с центром является сопровождение родителей одарен­ных детей с особыми образовательными потребностями. Это направление включает работу по запросам родителей, психологическое просвещение родителей. В настоящее время имеется за­прос штатных психологов центра, который касается оказания помощи в содействии гармонизации детско-родительских отношений.

Отличительной особенностью данного проекта является активное привлечение студентов­психологов (бакалавров, магистрантов), аспирантов кафедры психологии образования Педагоги­ческого института ЮФУ г. Ростова-на-Дону, которые, взаимодействуя с детьми-инвалидами, реа­лизуют волонтерский принцип «помощь равного равному».

Таким образом, настоящая программа направлена на психологическое сопровождение ода­ренных детей с особыми образовательными потребностями, помощь ребенку в реализации его творческого потенциала, содействие в процессе формирования психологически адекватной и со­циально-адаптированной личности.

Информация об авторах

Белоусова Алла Константиновна, доктор психологических наук, проф. Пед. ин-та Юж. фед. ун-та, e-mail: Alla-belousova@newmail.ru

Барсукова Оксана Владимировна, кандидат психологических наук, доц. Пед. ин-та Юж. фед. ун-та

Павлова Татьяна Васильевна, Ассистент кафедры психологии образования факультета педагогики и практической психологии Южного федерального университета, e-mail: zabrodinka@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5472
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 9