Психологические условия развития структур интегральной индивидуальности школьников-спортсменов подросткового возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: структуры интегральной индивидуальности, подростки-спортсмены, учебно-тренировочная деятельность, программа психологического сопровождения
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Лоскутова Л.И. Психологические условия развития структур интегральной индивидуальности школьников-спортсменов подросткового возраста // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В психологической науке сформировались разные подходы к познанию проблемы развития индивидуальности. Традиционный подход – поэлементный и собирательный. Однако поэлементная характеристика индивидуальности под влиянием объективных требований становится субъективной, противоречивой и, как следствие, не управляемой педагогом. Другой подход научного поиска – интегральный, основанный на познании взаимосвязей и взаимодействия переменных системы, базирующихся на законах управления развитием целостной индивидуальности. Феномен человека может быть понят и объяснен только через рассмотрение его как целостной системы [1, с. 14]. В предлагаемой работе реализован системный, интегративный подход в изучении индивидуальности подростков в условиях учебно-тренировочной деятельности (УТД). Следует отметить, что в контексте модернизации российского образования данная проблема остается открытой, недостаточно изученной.
Цели нашего исследования связаны с разработкой программы психологического сопровождения УТД школьников-спортсменов, обеспечивающей качественную трансформацию и гармонизацию структур интегральной индивидуальности (ИИ) в подростковом возрасте, и выявлением психологических условий эффективности ее реализации.
В исследовании приняли участие 90 школьников-спортсменов 13–14 лет. В процессе исследования мы
- осуществили распределение школьников-спортсменов по группам: активно-результативные и потенциально-результативные;
- разработали программу эмпирического исследования свойств ИИ в соответствии с поставленными целями;
- осуществили психодиагностическое исследование развития структур ИИ активнорезультативных и потенциально-результативных школьников-спортсменов на основе изучения свойств нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней;
- разработали программу психологического сопровождения (ППС) развития структур ИИ потенциально-результативных школьников-спортсменов в условиях УТД;
- реализовали ППС и провели контрольную диагностику развития разноуровневых свойств ИИ экспериментальной и контрольной групп для установления эффективности разработанной программы УТД потенциально-результативных школьников-спортсменов.
Мы полагаем, что психологическое сопровождение школьников-спортсменов в УТД – это особый вид профессиональной деятельности психолога, направленный на создание оптимальных психолого-педагогических условий формирования индивидуально-психологических особенностей спортсмена, положительной мотивации и потребностей к целенаправленной и результативной физической активности, обеспечивающей адаптацию и готовность к выполнению больших тренировочных и соревновательных нагрузок, повышение обучаемости и спортивных достижений [4, с. 78].
В основу модели ППС положены концептуальные позиции субъектно-ориентированного подхода. Она состоит из пяти модулей, которые гармонично взаимодействуют и развивают мотивации школьников-спортсменов в УТД [3, с. 22].
Когнитивно-ценностный модуль выполняет информационную функцию и направлен на конструирование новых знаний о себе, осмысление своих возможностей в учебной деятельности, актуализацию ценностей, отражающих характер спортивной деятельности; знакомит с типологией характеров с акцентом на сильные и уязвимые черты и их ролей в достижении целей личности. Через систему ролевых позиций «победителя», «непобедителя» и «неудачника», предложенных Э. Берном, рассматриваются стили отношения к ошибкам, трудностям жизни, другим людям, целеполагание как способность ставить жизненные цели и достигать их.
Эмоциональный модуль выполняет поддерживающую функцию, работает на принятие себя, своих внутренних противоречий, умение учиться у других, ценить личность и направлен на развитие чувства самоценности.
Личностно-смысловой модуль направлен на развитие навыков самопознания, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, согласование образов Я-реального и Я-идеального в тренировочной и соревновательной деятельности, раскрытие ресурсов личности, повышение мотивации к самоизменению в УТД.
Регулятивно-поведенческий модуль направлен на формирование высокого уровня регуляции своих действий и модели поведения, ориентированного на командное достижение результатов; умений планировать «личный жизненный сценарий» и ставить адекватные, достижимые цели.
Коммуникативный модуль направлен на эффективное взаимодействие в команде, развитие навыков конструктивных взаимоотношений в условиях УТД, разрешение межличностных конфликтов, поиск средств их благополучного преодоления [2, с. 34].
Полученные результаты исследования показали следующие эффективные психологические условия организации психологического сопровождения развития структур ИИ школьниковспортсменов в УТД: реализация личностно ориентированного и субъектно-деятельностного подходов, предполагающих рассмотрение школьника-спортсмена как самоорганизующуюся, саморазвивающуюся систему; осуществление комплексной ППС развития ИИ школьников-спортсменов как в рамках УТД, так и в условиях непосредственного взаимодействия с психологом; учет индивидуальнопсихологических особенностей подросткового возраста и специфики УТД при разработке и реализации теоретической модели и ППС школьников-спортсменов; формирование психологической готовности тренеров к психолого-педагогическому сопровождению школьников-спортсменов в условиях УТД [1, с. 43].
Выявлено, что психологические характеристики школьников-спортсменов активно-результативных и потенциально-результативных групп существенно отличаются как по отдельным показателям, так и по взаимосвязи свойств.
Психологическими критериями оценки эффективности организации психологического сопровождения развития структур ИИ потенциально-результативных подростков-спортсменов в условиях УТД выступают следующие показатели: приспособительная активность, целостность структур, качественные характеристики межфакторных связей (соотношение облических и ортогональных зависимостей); системообразующая роль высших уровней ИИ.
Реализация в УТД школьников-спортсменов ППС создает условия для гармонизации структур ИИ подростков: расширяется круг межуровневых связей, что придает структуре ИИ гибкость и пластичность; качественно трансформируются межфакторные связи, облегчая и обеспечивая адаптированность к изменяющимся требованиям деятельности; повышается приспособительная активность структуры; усиливается сотрудничество разноуровневых свойств, обеспечивая целостность системы.
Литература
- Белоус В.В., Боязитова И.В. Детерминанты развития интегральной индивидуальности. М. – Пятигорск, 2008.
- Битянова М.Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения // Директор школы. 1997. № 3. С. 4–12.
- Боязитова И.В. Проблемы интегративной психологии развития : моногр. М. – Пятигорск, 2004.
- Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М. : Генезис, 1997.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2304
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5