Психологические условия развития структур интегральной индивидуальности школьников-спортсменов подросткового возраста

Аннотация

Physical training and sports are the powerful factor influencing the process of formation of individuality at different stages of ontogenesis. The article underlines that the stage of adolescent age is the most important as it implies the intensive physical development, the changes in the way of life and system of relations, the construction of personal vital prospect as well as a gradual transition from enthusiasm to the realized personal and professional self-determination.

Общая информация

Ключевые слова: структуры интегральной индивидуальности, подростки-спортсмены, учебно-тренировочная деятельность, программа психологического сопровождения

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Лоскутова Л.И. Психологические условия развития структур интегральной индивидуальности школьников-спортсменов подросткового возраста // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

В психологической науке сформировались разные подходы к познанию проблемы развития индивидуальности. Традиционный подход – поэлементный и собирательный. Однако поэлемент­ная характеристика индивидуальности под влиянием объективных требований становится субъек­тивной, противоречивой и, как следствие, не управляемой педагогом. Другой подход научного по­иска – интегральный, основанный на познании взаимосвязей и взаимодействия переменных си­стемы, базирующихся на законах управления развитием целостной индивидуальности. Феномен человека может быть понят и объяснен только через рассмотрение его как целостной системы [1, с. 14]. В предлагаемой работе реализован системный, интегративный подход в изучении индиви­дуальности подростков в условиях учебно-тренировочной деятельности (УТД). Следует отметить, что в контексте модернизации российского образования данная проблема остается открытой, не­достаточно изученной.

Цели нашего исследования связаны с разработкой программы психологического сопровожде­ния УТД школьников-спортсменов, обеспечивающей качественную трансформацию и гармониза­цию структур интегральной индивидуальности (ИИ) в подростковом возрасте, и выявлением пси­хологических условий эффективности ее реализации.

В исследовании приняли участие 90 школьников-спортсменов 13–14 лет. В процессе исследования мы

  • осуществили распределение школьников-спортсменов по группам: активно-результативные и потенциально-результативные;
  • разработали программу эмпирического исследования свойств ИИ в соответствии с постав­ленными целями;
  • осуществили психодиагностическое исследование развития структур ИИ активно­результативных и потенциально-результативных школьников-спортсменов на основе изучения свойств нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней;
  • разработали программу психологического сопровождения (ППС) развития структур ИИ потенциально-результативных школьников-спортсменов в условиях УТД;
  • реализовали ППС и провели контрольную диагностику развития разноуровневых свойств ИИ экспериментальной и контрольной групп для установления эффективности разработанной про­граммы УТД потенциально-результативных школьников-спортсменов.

 

Мы полагаем, что психологическое сопровождение школьников-спортсменов в УТД – это особый вид профессиональной деятельности психолога, направленный на создание оптимальных психолого-педагогических условий формирования индивидуально-психологических особенностей спортсмена, положительной мотивации и потребностей к целенаправленной и результативной фи­зической активности, обеспечивающей адаптацию и готовность к выполнению больших трениро­вочных и соревновательных нагрузок, повышение обучаемости и спортивных достижений [4, с. 78].

В основу модели ППС положены концептуальные позиции субъектно-ориентированного под­хода. Она состоит из пяти модулей, которые гармонично взаимодействуют и развивают мотивации школьников-спортсменов в УТД [3, с. 22].

Когнитивно-ценностный модуль выполняет информационную функцию и направлен на кон­струирование новых знаний о себе, осмысление своих возможностей в учебной деятельности, актуа­лизацию ценностей, отражающих характер спортивной деятельности; знакомит с типологией характе­ров с акцентом на сильные и уязвимые черты и их ролей в достижении целей личности. Через систе­му ролевых позиций «победителя», «непобедителя» и «неудачника», предложенных Э. Берном, рас­сматриваются стили отношения к ошибкам, трудностям жизни, другим людям, целеполагание как спо­собность ставить жизненные цели и достигать их.

Эмоциональный модуль выполняет поддерживающую функцию, работает на принятие себя, своих внутренних противоречий, умение учиться у других, ценить личность и направлен на развитие чувства самоценности.

Личностно-смысловой модуль направлен на развитие навыков самопознания, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, согласование образов Я-реального и Я-идеального в тре­нировочной и соревновательной деятельности, раскрытие ресурсов личности, повышение мотивации к самоизменению в УТД.

Регулятивно-поведенческий модуль направлен на формирование высокого уровня регуляции своих действий и модели поведения, ориентированного на командное достижение результатов; уме­ний планировать «личный жизненный сценарий» и ставить адекватные, достижимые цели.

Коммуникативный модуль направлен на эффективное взаимодействие в команде, развитие на­выков конструктивных взаимоотношений в условиях УТД, разрешение межличностных конфликтов, поиск средств их благополучного преодоления [2, с. 34].

Полученные результаты исследования показали следующие эффективные психологиче­ские условия организации психологического сопровождения развития структур ИИ школьников­спортсменов в УТД: реализация личностно ориентированного и субъектно-деятельностного подхо­дов, предполагающих рассмотрение школьника-спортсмена как самоорганизующуюся, саморазви­вающуюся систему; осуществление комплексной ППС развития ИИ школьников-спортсменов как в рамках УТД, так и в условиях непосредственного взаимодействия с психологом; учет индивидуально­психологических особенностей подросткового возраста и специфики УТД при разработке и реали­зации теоретической модели и ППС школьников-спортсменов; формирование психологической го­товности тренеров к психолого-педагогическому сопровождению школьников-спортсменов в усло­виях УТД [1, с. 43].

Выявлено, что психологические характеристики школьников-спортсменов активно-резуль­тативных и потенциально-результативных групп существенно отличаются как по отдельным пока­зателям, так и по взаимосвязи свойств.

Психологическими критериями оценки эффективности организации психологического сопро­вождения развития структур ИИ потенциально-результативных подростков-спортсменов в услови­ях УТД выступают следующие показатели: приспособительная активность, целостность структур, качественные характеристики межфакторных связей (соотношение облических и ортогональных зависимостей); системообразующая роль высших уровней ИИ.

Реализация в УТД школьников-спортсменов ППС создает условия для гармонизации струк­тур ИИ подростков: расширяется круг межуровневых связей, что придает структуре ИИ гибкость и пластичность; качественно трансформируются межфакторные связи, облегчая и обеспечивая адаптированность к изменяющимся требованиям деятельности; повышается приспособительная активность структуры; усиливается сотрудничество разноуровневых свойств, обеспечивая целост­ность системы.

Литература

  1. Белоус В.В., Боязитова И.В. Детерминанты развития интегральной индивидуальности. М. – Пяти­горск, 2008.
  2. Битянова М.Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения // Директор школы. 1997. № 3. С. 4–12.
  3. Боязитова И.В. Проблемы интегративной психологии развития : моногр. М. – Пятигорск, 2004.
  4. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М. : Генезис, 1997.

Информация об авторах

Лоскутова Людмила Ивановна, кандидат психологических наук, психолог ГОУ Московское среднее специальное училище Олимпийского резерва № 4 им Гомельского, Россия, e-mail: rost162@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2304
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5