Психолого-педагогические условия развития интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников

Аннотация

The article gives the characteristics of structures of integrated individuality of senior preschool children parents with a polar choice of valuable orientations. Research is lead in terms of the theory of integrated individuality (V.S. Merlin, V.V. Belous).

Общая информация

Ключевые слова: интегральная индивидуальность, ценностные ориентации, когнитивный компонент, семья дошкольника, образовательное пространство ДОУ

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Поклонская В.Д. Психолого-педагогические условия развития интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями старших дошкольников определя­ет необходимость его проведения на научной основе с учетом системного подхода, интегрирующе­го новейшие достижения психологической науки. В.В. Белоус, В.С. Мерлин, А.И. Щебетенко от­мечают, что современная психологическая наука характеризуется стремлением к целостному, ин­тегральному исследованию человеческой индивидуальности [1; 2; 4].

Нами предпринята попытка изучить специфику построения работы с родителями детей стар­ших дошкольников с учетом концептуальных основ системного подхода, в котором рассматривает­ся изучение структур интегральной индивидуальности в зависимости от выбора ценностных ори­ентаций.

Научно-исследовательская работа проводилась на базе МДОУ № 8 г. железноводска. В ис­следовании приняли участие 85 родителей старших дошкольников. Для определения выбора цен­ностных ориентаций использовалась шкала, предложенная В.С. Собкиным и Е.М. Марич (2002), установленная по результатам анкетного опроса 941 родителя детей-дошкольников [3]. Примене­ние данной шкалы в качестве эталонной позволило разделить участников эксперимента на две груп­пы: 1-я группа – согласные с эталонной шкалой (37 чел.), 2-я группа – не согласные с эталоном (48 чел). В работе исследовались четыре уровня интегральной индивидуальности – нейродинамиче­ский, психодинамический, личностный и социально-психологический.

Дискриминантный анализ по интегральному показателю-дискриминатору четырех уровней в целом выявил значимые различия согласной и несогласной групп родителей на высоком уров­не достоверности (р<0,001). При этом интегральный показатель-дискриминатор четырех уровней в целом в согласной группе родителей значительно выше, чем показатель-дискриминатор в несо­гласной группе.

Из проведенного внутриуровневого корреляционного анализа четырех уровней интеграль­ной индивидуальности следует, что внутриуровневые корреляционные связи в согласной группе респондентов носят одно-многозначный и однозначный характер, в то время как внутриуровневые зависимости в несогласной группе испытуемых характеризуются только одно-многозначностью.

Межуровневая структура группы согласных респондентов характеризуется наличием много­многозначных, одно-многозначных и жестких однозначных зависимостей; в структуре несогласных испытуемых выявлены много-многозначные и одно-многозначные взаимосвязи.

Факторный анализ интегральной индивидуальности исследуемых групп позволяет сделать вы­вод о том, что структура интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников обеих групп не является целостной. В группе согласных респондентов она выстраивается по законам выс­ших уровней, а в группе несогласных – по законам низших. По количеству ортогональных и обли­ческих зависимостей структуры согласных и несогласных респондентов отличаются незначитель­но. Но существенные различия обнаружены в качественном распределении межфакторных связей.

Облические зависимости в группе согласных испытуемых обнаружены на нейродинамическом уровне, но превалируют на высших уровнях (особенно на социально-психологическом). В струк­туре интегральной индивидуальности несогласных родителей облические взаимосвязи преоблада­ют на низших уровнях (нейродинамическом и психодинамическом), проявляясь также на высших уровнях (личностном и социально-психологическом). Наличие облических взаимосвязей на всех четырех исследуемых уровнях интегральной индивидуальности придает структурам интегральной индивидуальности несогласных респондентов гибкость, обеспечивая приспособительный эффект.

С учетом полученных данных был разработан формирующий этап исследования в группе несогласных респондентов, содержание которого заключалось в обосновании и апробации сово­купности психолого-педагогических условий, направленных на развитие структур интегральной индивидуальности родителей данной группы. При этом учитывалось своеобразие нейродинами­ческих, психодинамических, личностных и социально-психологических свойств, которые опреде­ляли эмоциональную нестабильность, прямолинейность и бескомпромиссность поведения, кате­горичность их суждений.

Индивидуальные беседы педагога-психолога, специалистов образовательного учреждения были нацелены на обеспечение положительного психологического микроклимата, привлечения внимания родителей к значимости старшего дошкольного возраста в жизни детей. На групповых собраниях рассматривались вопросы, связанные с ценностями современного образования, ролью родителей в совместном решении задач физического, интеллектуально-познавательного, социально­личностного и художественно-эстетического направлений. Родителям было предложено подробнее ознакомиться с особенностями деятельности дошкольного образовательного учреждения, посещая специально подготовленные мероприятия.

Цикл данных мероприятий являлся специально составленным курсом «Ценности в жизни че­ловека» для родителей старших дошкольников несогласной группы. Цель экспериментального кур­са заключалась в развитии структур интегральной индивидуальности родителей несогласной груп­пы путем целенаправленного обогащения ценностно-смысловой сферы. Он осуществлялся в фор­ме длительного семинара-практикума, объединяющего теоретический и практический блоки. На занятиях рассматривались теоретические вопросы о гуманистической направленности дошкольно­го образования, его развивающем характере, вариативности образовательных программ, о роли се­мьи в развитии дошкольника, значении ценностей и ценностных ориентаций. Практическая часть включала упражнения, этюды для родителей, а также проигрывание на основе просмотра различных форм детской деятельности (учебной, совместной, самостоятельной) возможных вариантов решения проблемных ситуаций в условиях семьи. Информация по обогащению ценностно-смысловой сфе­ры предлагалась родителям последовательно, с постепенным обогащением когнитивного, эмоцио­нального и поведенческого компонентов ценностных ориентаций родителей несогласной группы.

По результатам формирующего эксперимента значительное количество группы несогласных перешло в группу согласных, что позволяет сделать вывод об актуальности целенаправленного обо­гащения ценностных ориентаций родителей.

Таким образом, развитию интегральной индивидуальности родителей старших дошкольни­ков несогласной группы способствовало обогащение ценностно-смысловой сферы путем реализа­ции следующих психолого-педагогических условий:

  • учет специфики структур родителей старших дошкольников;
  • создание организационных условий (атмосфера доверия, положительный психологический микроклимат, выявление информированности родителей о ценностях современного образования); коммуникативные условия (совершенствование конструктивных форм общения);
  • обеспечение единства реализации когнитивного, поведенческого и эмоционального ком­понентов ценностных ориентаций родителей в процессе проведения спецкурса в образовательном пространстве ДОУ;
  • осуществление рефлексивной деятельности (осознание себя на месте Другого, мысленное видение ситуации с точки зрения остальных участников), осознание смысложизненных целей, про­ектирование линии личной самореализации;
  • профессионализм педагогов, умение подготовить и реализовать научно-методическое осна­щение экспериментального курса.

Литература

  1. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2002.
  2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  3. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания. Дошкольный возраст. М., 2002.
  4. Щебетенко А.И. Межуровневые структуры интегративной индивидуальности. М. : Смысл, 2007.

Информация об авторах

Поклонская Виолетта Дмитриевна, кандидат психологических наук, доц. каф. общ. психологии Ин-та человековедения Пятигор. гос. лингв. ун-та

Метрики

Просмотров

Всего: 2246
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4