Психолого-педагогические условия развития интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интегральная индивидуальность, ценностные ориентации, когнитивный компонент, семья дошкольника, образовательное пространство ДОУ
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Поклонская В.Д. Психолого-педагогические условия развития интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями старших дошкольников определяет необходимость его проведения на научной основе с учетом системного подхода, интегрирующего новейшие достижения психологической науки. В.В. Белоус, В.С. Мерлин, А.И. Щебетенко отмечают, что современная психологическая наука характеризуется стремлением к целостному, интегральному исследованию человеческой индивидуальности [1; 2; 4].
Нами предпринята попытка изучить специфику построения работы с родителями детей старших дошкольников с учетом концептуальных основ системного подхода, в котором рассматривается изучение структур интегральной индивидуальности в зависимости от выбора ценностных ориентаций.
Научно-исследовательская работа проводилась на базе МДОУ № 8 г. железноводска. В исследовании приняли участие 85 родителей старших дошкольников. Для определения выбора ценностных ориентаций использовалась шкала, предложенная В.С. Собкиным и Е.М. Марич (2002), установленная по результатам анкетного опроса 941 родителя детей-дошкольников [3]. Применение данной шкалы в качестве эталонной позволило разделить участников эксперимента на две группы: 1-я группа – согласные с эталонной шкалой (37 чел.), 2-я группа – не согласные с эталоном (48 чел). В работе исследовались четыре уровня интегральной индивидуальности – нейродинамический, психодинамический, личностный и социально-психологический.
Дискриминантный анализ по интегральному показателю-дискриминатору четырех уровней в целом выявил значимые различия согласной и несогласной групп родителей на высоком уровне достоверности (р<0,001). При этом интегральный показатель-дискриминатор четырех уровней в целом в согласной группе родителей значительно выше, чем показатель-дискриминатор в несогласной группе.
Из проведенного внутриуровневого корреляционного анализа четырех уровней интегральной индивидуальности следует, что внутриуровневые корреляционные связи в согласной группе респондентов носят одно-многозначный и однозначный характер, в то время как внутриуровневые зависимости в несогласной группе испытуемых характеризуются только одно-многозначностью.
Межуровневая структура группы согласных респондентов характеризуется наличием многомногозначных, одно-многозначных и жестких однозначных зависимостей; в структуре несогласных испытуемых выявлены много-многозначные и одно-многозначные взаимосвязи.
Факторный анализ интегральной индивидуальности исследуемых групп позволяет сделать вывод о том, что структура интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников обеих групп не является целостной. В группе согласных респондентов она выстраивается по законам высших уровней, а в группе несогласных – по законам низших. По количеству ортогональных и облических зависимостей структуры согласных и несогласных респондентов отличаются незначительно. Но существенные различия обнаружены в качественном распределении межфакторных связей.
Облические зависимости в группе согласных испытуемых обнаружены на нейродинамическом уровне, но превалируют на высших уровнях (особенно на социально-психологическом). В структуре интегральной индивидуальности несогласных родителей облические взаимосвязи преобладают на низших уровнях (нейродинамическом и психодинамическом), проявляясь также на высших уровнях (личностном и социально-психологическом). Наличие облических взаимосвязей на всех четырех исследуемых уровнях интегральной индивидуальности придает структурам интегральной индивидуальности несогласных респондентов гибкость, обеспечивая приспособительный эффект.
С учетом полученных данных был разработан формирующий этап исследования в группе несогласных респондентов, содержание которого заключалось в обосновании и апробации совокупности психолого-педагогических условий, направленных на развитие структур интегральной индивидуальности родителей данной группы. При этом учитывалось своеобразие нейродинамических, психодинамических, личностных и социально-психологических свойств, которые определяли эмоциональную нестабильность, прямолинейность и бескомпромиссность поведения, категоричность их суждений.
Индивидуальные беседы педагога-психолога, специалистов образовательного учреждения были нацелены на обеспечение положительного психологического микроклимата, привлечения внимания родителей к значимости старшего дошкольного возраста в жизни детей. На групповых собраниях рассматривались вопросы, связанные с ценностями современного образования, ролью родителей в совместном решении задач физического, интеллектуально-познавательного, социальноличностного и художественно-эстетического направлений. Родителям было предложено подробнее ознакомиться с особенностями деятельности дошкольного образовательного учреждения, посещая специально подготовленные мероприятия.
Цикл данных мероприятий являлся специально составленным курсом «Ценности в жизни человека» для родителей старших дошкольников несогласной группы. Цель экспериментального курса заключалась в развитии структур интегральной индивидуальности родителей несогласной группы путем целенаправленного обогащения ценностно-смысловой сферы. Он осуществлялся в форме длительного семинара-практикума, объединяющего теоретический и практический блоки. На занятиях рассматривались теоретические вопросы о гуманистической направленности дошкольного образования, его развивающем характере, вариативности образовательных программ, о роли семьи в развитии дошкольника, значении ценностей и ценностных ориентаций. Практическая часть включала упражнения, этюды для родителей, а также проигрывание на основе просмотра различных форм детской деятельности (учебной, совместной, самостоятельной) возможных вариантов решения проблемных ситуаций в условиях семьи. Информация по обогащению ценностно-смысловой сферы предлагалась родителям последовательно, с постепенным обогащением когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов ценностных ориентаций родителей несогласной группы.
По результатам формирующего эксперимента значительное количество группы несогласных перешло в группу согласных, что позволяет сделать вывод об актуальности целенаправленного обогащения ценностных ориентаций родителей.
Таким образом, развитию интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников несогласной группы способствовало обогащение ценностно-смысловой сферы путем реализации следующих психолого-педагогических условий:
- учет специфики структур родителей старших дошкольников;
- создание организационных условий (атмосфера доверия, положительный психологический микроклимат, выявление информированности родителей о ценностях современного образования); коммуникативные условия (совершенствование конструктивных форм общения);
- обеспечение единства реализации когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов ценностных ориентаций родителей в процессе проведения спецкурса в образовательном пространстве ДОУ;
- осуществление рефлексивной деятельности (осознание себя на месте Другого, мысленное видение ситуации с точки зрения остальных участников), осознание смысложизненных целей, проектирование линии личной самореализации;
- профессионализм педагогов, умение подготовить и реализовать научно-методическое оснащение экспериментального курса.
Литература
- Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2002.
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
- Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания. Дошкольный возраст. М., 2002.
- Щебетенко А.И. Межуровневые структуры интегративной индивидуальности. М. : Смысл, 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2268
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3