Воспитание лидерства, предпринимательства как аспект социализации в юношеском возрасте
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: лидерство, социализация, индивидуализация, особенности лидерства, воспитание
Рубрика издания: Социализация личности в образовании
Для цитаты: Кайгородов Б.В., Николаенко В.Д. Воспитание лидерства, предпринимательства как аспект социализации в юношеском возрасте // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В современном менеджменте и психологии разворачивается дискуссия по поводу определения детерминант образования лидерства и предпринимательства. Выделяются две противоположные точки зрения. Одна утверждает, что лидерами и предпринимателями рождаются, другая – становятся. До сих пор остается открытым вопрос: лидерство и предпринимательство – заданность или данность? От ответа на этот вопрос зависит решение проблемы подготовки новых лидеров, сохранения «старых», определения индивидуально-психологических особенностей и разработка типологии лидеров, понимание взаимосвязи лидера и последователей.
Мы убеждены, что лидерство и предпринимательство есть производная или один из результатов социального становления и развития личности человека, или, другими словами, процесса социализации.
Социализация нами рассматривается как двуединый процесс – социализации и индивидуализации [4]. Как двуединый поток она выступает тогда, когда эти процессы в пространстве социального становления и развития личности растущего человека обладают следующими характеристиками: симметричностью и синхронностью. Углубление одного процесса требует усиления другого. На определенных этапах онтогенеза эти процессы пересекаются, образуют основу для развития лидерства. На этом перекрестке устанавливаются соотношения между продуктами или результатами процессов адаптации и индивидуализации. Преобладание во времени и пространстве развития личности процесса адаптации делает человека подчиненным, проявление индивидуализации задает основу для раскрытия и реализации потенциала к лидерству и предпринимательству. Другими словами, лидерство и предпринимательство есть результат соотношения процессов адаптации и индивидуализации. На перекрестке этих процессов формируются основные качества, образующие лидерство и предпринимательство: харизматичность, целеустремленность, уверенность в себе, настойчивость, страстность, любовь к делу и др. Качества лидерства и процесс индивидуализации образуют единство. С одной стороны, качества есть результат индивидуализации, с другой – эти качества влияют на ее протекание (облегчают или затрудняют). Манегетти отмечал, что гений – это всегда феномен индивидуальности, а лидеры – это множество маленьких гениев жизни [2], что еще раз подтверждает мысль о том, что индивидуализация формирует в человеке мужество в отстаивании своей исключительности, неповторимости и особенности. Другие люди «воюют» с этим, боятся этого, но и восхищаются этим. Психология человека такова, что он тянется к исключительному, «совершенному» и т.д. Поэтому люди с выраженной индивидуальностью притягивают других людей. Конечно, этого недостаточно, т. к. лидер не только притягивает других, он удерживает их рядом с собой. Если он не сможет удержать их, то не будет влиять на них и, как следствие, не будет являться лидером.
В процессе социализации, когда актуализируется и преобладает процесс адаптации, человек вводится в зону комфорта, которая его успокаивает. Это вызвано тем, что он принимает нормы, правила, сживается с ними и чувствует себя комфортно, испытывает состояние благополучия. Зона комфорта для каждого человека индивидуальна, она определяет стандарт успеха человека. Отсюда следует, что у каждого человека есть своя «зона комфорта», обусловливающая провал или успех. Частое и долгое пребывание в «зоне комфорта» приводит к статике, и человек успокаивается. В этой зоне минимизируются движения и осуществляются в определенных направлениях, созданных человеком под воздействием требований социума. Ясно, что пока человек не выйдет за пределы «комфортной зоны», он никогда не сможет расти, развиваться и стать успешным в чем-либо. Причиной того, что люди не желают покинуть «комфортную зону», являются страхи, избегание неуспеха, «провала».
Успешные люди, к которым мы относим лидеров, не боятся провалов и готовы пойти на риск. Человек, выходящий за пределы комфорта, является лидером и предпринимателем. Причины, по которым одни предприниматели успешны, а другие – нет, всегда вызывали интерес у специалистов. Например, определены три группы составляющих личности, в значительной мере влияющие на результат будущей деятельности человека, планирующего открыть свое дело. Это деловые навыки; личные качества; «надситуативная» активность [3] – способность идти на необходимые риски и жертвы ради воплощения своего замысла в жизнь. «Надситуативная» активность позволяет предпринимателю выйти за пределы ситуации, увидеть новые цели, стоящие вне конкретной ситуации, но и ею порождаемые. Эти три личностных составляющих позволяют выделить необходимые навыки и умения, способствующие лидеру и предпринимателю реализовать себя.
- Высокая общеобразовательная и профессиональная подготовка. Это необходимо, но недостаточно. Можно привести много примеров, иллюстрирующих обратное. Например, предприниматель имеет отличное экономическое образование, но дела его идут неуспешно. Необходимо сочетать профессиональную подготовку с развитием, а лучше – с воспитанием эмоционального интеллекта.
- Умения понять и анализировать кластер, в котором предполагается открыть свое дело (сформированные непосредственно перед созданием нового предприятия).
- Умения управлять людьми.
- Желание и умения реализовывать потенциал лидерства и предпринимательства. Только в этом случае человек заявляет о себе как о лидере и предпринимателе и может влиять на людей и иметь последователей. Лидер формирует команду и сам становится ее участником.
- Умения общаться с людьми, будь то управление персоналом, работа в группе, переговоры с деловыми партнерами или отношения с клиентом, разрешение конфликтов и управление ими, т. е. большое значение для обеспечения успеха имеет наличие высокой социальной компетенции.
Основными составляющими социальной компетенции являются коммуникационные способности, контактность, готовность и умение разрешать конфликты, внимание к партнеру, умение слушать, чувство ответственности, эмоциональная устойчивость, мотивационные способности, стремление обучаться, способность к самоанализу, чувство справедливости. Обладая этими качествами, начинающий предприниматель, как правило, оказывается в состоянии решать встающие перед ним задачи.
Что касается личных качеств, то среди множества черт характера можно выделить шесть свойств, которыми обладают почти все успешные предприниматели: потребность в достижениях, инициатива, вера в себя, смелость, знание и понимание себя. Понимание себя позволяет предпринимателю и лидеру разобраться в своих желаниях, мотивах и целях. Это важно при планировании собственной деятельности. Человек, который знает и понимает себя, лучше разбирается в других людях, а это помогает ему эффективно управлять.
Опрос представителей среднего и малого бизнеса позволил выделить личностные качества, обеспечивающие им эффективную деятельность в бизнесе: способность быстро принимать неожиданные решения, продуктивно работать в «пиковом» состоянии; уверенное поведение, умение рисковать; коммуникативные преимущества; агрессивность характера; целеполагание; креативность, харизматичность, интуиция; умение работать с людьми; устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях; спокойное отношение к своим недостаткам, высокий уровень самооценки. Многие в этот список добавляют оптимизм. По нашему мнению, он как стратегия поведения, не всегда оптимален. Пессимизм иногда предпочтительнее, т. к. позволяет просчитать все трудности и препятствия, быть готовым к ним и мобилизовать себя на их преодоление.
Итак, умения и индивидуально-личностные характеристики предпринимателей и лидеров являются одними из условий их успеха. Кроме того, пусковым механизмом успеха является набор целей. Целеполагание – одна из важных характеристик лидерства и предпринимательства. К сожалению, большинство людей испытывают сложности в целеполагании. Часто цели есть, но четко не сформулированы, а если и сформулированы, то они общие, не конкретные, а главное – не измеряемые. Следовательно, такие цели трудно контролировать и определять качество их реализации. Можно однозначно утверждать, что подобные формулировки являются не целями, а пожеланиями. Главное в целеполагании, чтобы желания стали целями, и тогда они будут управлять человеком, стимулировать его к действиям. Цели как устойчивое явление начинают развиваться в юношеском возрасте. Следовательно, юношество является сенситивным периодом для развития лидерства и предпринимательства.
Осознание своих способностей позволяет, с одной стороны, решить задачу на целеполагание, а с другой – выделить у себя те способности, которые необходимы именно для достижения жизненных целей. жизненная цель позволяет актуализировать понимание себя, постичь смысл своего существования в контексте поставленной цели. На первое место у этих испытуемых выходит Я, т.е. актуализируется процесс индивидуализации, а это мощная база для развития лидерства. Молодой человек на первом курсе проходит адаптацию к вузу, студенческой группе. На этом этапе он понял и принял «правила игры», установленные в вузе. С юношеским максимализмом, неуемностью молодой человек желает проявить себя, выделиться, выйти из «комфортной зоны». Это свойственно студентам вторых и третьих курсов. Молодые люди стремятся заявить о себе, включиться в новые для них отношения. Особенно это наблюдается у студентов, которые положительно относятся к себе. При негативном отношении к себе молодые люди проявляют инфантильную позицию и считают: пусть окружающие люди, общество заботятся о них, главное – адаптироваться к социальному окружению.
Поведение человека зависит от сформированного в процессе социализации опыта, который аккумулирует когнитивные схемы действия в типичных ситуациях и переживания, вызванные этими ситуациями. Этот опыт закрепляет формы поведения молодого человека и делает его стабильным и устойчивым, что вырабатывает стратегию «действования» в аналогичных ситуациях.
Таким образом, процесс формирования лидерства идет параллельно (или связан) с социальным становлением и развитием личности. Менегетти отмечает, что в лидере важна прежде всего личность. Истинный лидер – это судьбоносный момент духа в мире, как рука помощи для многих. Лидер – это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Давая характеристику великому лидеру, Менегетти отметил, что лидер, руководя интересами, распределяя блага и развивая собственную деятельность, обеспечивает работой сотни людей, стимулирует прогресс в обществе, вносит оживление, диалектику, дающие толчок эволюции [2]. Это еще раз доказывает, что лидерство есть продукт процесса индивидуализации.
Социализация как адаптация унифицирует человека, делая его стереотипным, погруженным в установочный мир. Например, сегодня во всем мире люди слушают и поют одни и те же песни, получают одну и ту же информацию, носят одежду одних и тех же фирм, пользуются одними и теми же духами. Менегетти утверждает, что интересы людей унифицированы единой психологией рынка, создаваемой экономическими лидерами разных стран, которые тем самым объединяют все человечество в единый народ (А. Менегетти, 2006). Лидер отличается тем, что он выходит за рамки стереотипов. Он стремится реализовать свою индивидуальность.
Таким образом, лидерами не рождаются, а становятся. Становятся в процессе и в результате социального становления и развития личности человека. Следовательно, лидерство – это результат взаимодействия процессов социализации и индивидуализации [4], личностное образование, возникающее на стыке этих процессов. Лидер через присвоение аккумулирует общественные цели, ценности, «правила игры», что позволяет ему заявлять о себе. Такое поведение протекает в «борьбе», т. к. не всем это нравится. Однако, заявив о себе, он получает кредит доверия. В вопросах, требующих принятия решения, он всегда востребован другими людьми. Другими словами, он заявил о своей нужности. Эту нужность он получил прежде всего в борьбе с самим собой, в борьбе за осознание обязательности и ответственности за дело, за достижение цели и видение ее. Стремление взять ответственность ничего общего не имеет с «взятием» власти. Это разные вещи. Стремление к власти отчуждает от лидерства. Власть и лидерство слабо совместимы между собой. Например, борьба за лидерство в семье часто сводится к борьбе за ресурсы, получение власти над другим человеком, который должен проявлять безоговорочное послушание.
Лидер и предприниматель заявляют о своей ответственности. Взяв ее, они получают кредит доверия.
Лидер, с одной стороны, определяется желаниями, возможностями и способностями человека, с другой – представляет собой результат желаний и действий других людей. Лидер выдвигается окружением, особенно тогда, когда его психологический, личностный склад во многом совпадает с их образцом подражания. Подражая такому человеку, легче «создавать», совершенствовать себя. В психологии известно, что люди стремятся к человеку, являющемуся носителем личностных качеств, которых им недостает. Это один из механизмов формирования лидера. Подражание и идентификация являются основой становления и развития лидера. Отсюда следует, что одной воли человека недостаточно для провозглашения себя как лидера, нужна воля окружения. Воля является внешним и внутренним фактором становления лидера и лидерства в человеке. Лидер должен быть востребован и воспроизведен.
Таким образом, можно отметить, что в высшей школе процесс социализации обладает такой специфической характеристикой, при которой актуализируется индивидуализация, задающая основу воспитания лидеров и предпринимателей. Лидеры и предприниматели своим примером, своими стандартами к деятельности не толкают людей к достижению этих стандартов, а «втягивают» их в деятельность, соответствующую этим стандартам. Это «втягивание» осуществляется только здесь и сейчас, «втягивания» завтра не бывает. Таким образом, лидер реализует себя здесь и сейчас. Он сегодня с людьми. И чтобы не потерять сегодня направление, он формулирует и сохраняет стратегические цели.
Лидеры и предприниматели имеют достаточно четкие цели, верят в свои силы, что и делает их притягательными для других людей. Лидер имеет представление о результате деятельности, он его чувствует и знает, как его достичь.
Литература
- Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.
- Менегетти А. Психология лидера. М. : ННБФ «Онтопсихология», 2006.
- Петровский В.А. Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории // Мир психологии. 2007. №1.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. инта, 2005. Т.2
- Филонович С.Р. Лидерство как интегральная проблема наук о поведении // Рос. журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 4. С. 91–100.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4315
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4