Воспитание лидерства, предпринимательства как аспект социализации в юношеском возрасте

Аннотация

The article covers a problem of leadership and business education in the university. Their phenomenology is revealed. It is stated that leadership and business education in the university is connected with social formation and development of a growing person. The author of the article proves that leadership and business education can be used as the process of individualization, as one of socialization processes.

Общая информация

Ключевые слова: лидерство, социализация, индивидуализация, особенности лидерства, воспитание

Рубрика издания: Социализация личности в образовании

Для цитаты: Кайгородов Б.В., Николаенко В.Д. Воспитание лидерства, предпринимательства как аспект социализации в юношеском возрасте // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

В современном менеджменте и психологии разворачивается дискуссия по поводу определе­ния детерминант образования лидерства и предпринимательства. Выделяются две противополож­ные точки зрения. Одна утверждает, что лидерами и предпринимателями рождаются, другая – ста­новятся. До сих пор остается открытым вопрос: лидерство и предпринимательство – заданность или данность? От ответа на этот вопрос зависит решение проблемы подготовки новых лидеров, со­хранения «старых», определения индивидуально-психологических особенностей и разработка ти­пологии лидеров, понимание взаимосвязи лидера и последователей.

Мы убеждены, что лидерство и предпринимательство есть производная или один из резуль­татов социального становления и развития личности человека, или, другими словами, процесса со­циализации.

Социализация нами рассматривается как двуединый процесс – социализации и индивидуа­лизации [4]. Как двуединый поток она выступает тогда, когда эти процессы в пространстве соци­ального становления и развития личности растущего человека обладают следующими характери­стиками: симметричностью и синхронностью. Углубление одного процесса требует усиления дру­гого. На определенных этапах онтогенеза эти процессы пересекаются, образуют основу для раз­вития лидерства. На этом перекрестке устанавливаются соотношения между продуктами или ре­зультатами процессов адаптации и индивидуализации. Преобладание во времени и пространстве развития личности процесса адаптации делает человека подчиненным, проявление индивидуали­зации задает основу для раскрытия и реализации потенциала к лидерству и предпринимательству. Другими словами, лидерство и предпринимательство есть результат соотношения процессов адап­тации и индивидуализации. На перекрестке этих процессов формируются основные качества, об­разующие лидерство и предпринимательство: харизматичность, целеустремленность, уверенность в себе, настойчивость, страстность, любовь к делу и др. Качества лидерства и процесс индивиду­ализации образуют единство. С одной стороны, качества есть результат индивидуализации, с дру­гой – эти качества влияют на ее протекание (облегчают или затрудняют). Манегетти отмечал, что гений – это всегда феномен индивидуальности, а лидеры – это множество маленьких гениев жизни [2], что еще раз подтверждает мысль о том, что индивидуализация формирует в человеке мужество в отстаивании своей исключительности, неповторимости и особенности. Другие люди «воюют» с этим, боятся этого, но и восхищаются этим. Психология человека такова, что он тянется к исклю­чительному, «совершенному» и т.д. Поэтому люди с выраженной индивидуальностью притягива­ют других людей. Конечно, этого недостаточно, т. к. лидер не только притягивает других, он удер­живает их рядом с собой. Если он не сможет удержать их, то не будет влиять на них и, как след­ствие, не будет являться лидером.

В процессе социализации, когда актуализируется и преобладает процесс адаптации, чело­век вводится в зону комфорта, которая его успокаивает. Это вызвано тем, что он принимает нор­мы, правила, сживается с ними и чувствует себя комфортно, испытывает состояние благополу­чия. Зона комфорта для каждого человека индивидуальна, она определяет стандарт успеха челове­ка. Отсюда следует, что у каждого человека есть своя «зона комфорта», обусловливающая провал или успех. Частое и долгое пребывание в «зоне комфорта» приводит к статике, и человек успока­ивается. В этой зоне минимизируются движения и осуществляются в определенных направлени­ях, созданных человеком под воздействием требований социума. Ясно, что пока человек не вый­дет за пределы «комфортной зоны», он никогда не сможет расти, развиваться и стать успешным в чем-либо. Причиной того, что люди не желают покинуть «комфортную зону», являются страхи, из­бегание неуспеха, «провала».

Успешные люди, к которым мы относим лидеров, не боятся провалов и готовы пойти на риск. Человек, выходящий за пределы комфорта, является лидером и предпринимателем. Причины, по которым одни предприниматели успешны, а другие – нет, всегда вызывали интерес у специали­стов. Например, определены три группы составляющих личности, в значительной мере влияющие на результат будущей деятельности человека, планирующего открыть свое дело. Это деловые на­выки; личные качества; «надситуативная» активность [3] – способность идти на необходимые рис­ки и жертвы ради воплощения своего замысла в жизнь. «Надситуативная» активность позволяет предпринимателю выйти за пределы ситуации, увидеть новые цели, стоящие вне конкретной ситу­ации, но и ею порождаемые. Эти три личностных составляющих позволяют выделить необходи­мые навыки и умения, способствующие лидеру и предпринимателю реализовать себя.

  1. Высокая общеобразовательная и профессиональная подготовка. Это необходимо, но недо­статочно. Можно привести много примеров, иллюстрирующих обратное. Например, предпринима­тель имеет отличное экономическое образование, но дела его идут неуспешно. Необходимо сочетать профессиональную подготовку с развитием, а лучше – с воспитанием эмоционального интеллекта.
  2. Умения понять и анализировать кластер, в котором предполагается открыть свое дело (сформированные непосредственно перед созданием нового предприятия).
  3. Умения управлять людьми.
  4. Желание и умения реализовывать потенциал лидерства и предпринимательства. Только в этом случае человек заявляет о себе как о лидере и предпринимателе и может влиять на людей и иметь последователей. Лидер формирует команду и сам становится ее участником.
  5. Умения общаться с людьми, будь то управление персоналом, работа в группе, перегово­ры с деловыми партнерами или отношения с клиентом, разрешение конфликтов и управление ими, т. е. большое значение для обеспечения успеха имеет наличие высокой социальной компетенции.

 

Основными составляющими социальной компетенции являются коммуникационные спо­собности, контактность, готовность и умение разрешать конфликты, внимание к партнеру, уме­ние слушать, чувство ответственности, эмоциональная устойчивость, мотивационные способно­сти, стремление обучаться, способность к самоанализу, чувство справедливости. Обладая этими качествами, начинающий предприниматель, как правило, оказывается в состоянии решать встаю­щие перед ним задачи.

Что касается личных качеств, то среди множества черт характера можно выделить шесть свойств, которыми обладают почти все успешные предприниматели: потребность в достижениях, инициатива, вера в себя, смелость, знание и понимание себя. Понимание себя позволяет предпри­нимателю и лидеру разобраться в своих желаниях, мотивах и целях. Это важно при планировании собственной деятельности. Человек, который знает и понимает себя, лучше разбирается в других людях, а это помогает ему эффективно управлять.

Опрос представителей среднего и малого бизнеса позволил выделить личностные качества, обеспечивающие им эффективную деятельность в бизнесе: способность быстро принимать неожи­данные решения, продуктивно работать в «пиковом» состоянии; уверенное поведение, умение ри­сковать; коммуникативные преимущества; агрессивность характера; целеполагание; креативность, харизматичность, интуиция; умение работать с людьми; устойчивость поведенческих и ценност­ных стратегий в различных ситуациях; спокойное отношение к своим недостаткам, высокий уро­вень самооценки. Многие в этот список добавляют оптимизм. По нашему мнению, он как страте­гия поведения, не всегда оптимален. Пессимизм иногда предпочтительнее, т. к. позволяет просчи­тать все трудности и препятствия, быть готовым к ним и мобилизовать себя на их преодоление.

Итак, умения и индивидуально-личностные характеристики предпринимателей и лидеров являются одними из условий их успеха. Кроме того, пусковым механизмом успеха является набор целей. Целеполагание – одна из важных характеристик лидерства и предпринимательства. К со­жалению, большинство людей испытывают сложности в целеполагании. Часто цели есть, но чет­ко не сформулированы, а если и сформулированы, то они общие, не конкретные, а главное – не из­меряемые. Следовательно, такие цели трудно контролировать и определять качество их реализа­ции. Можно однозначно утверждать, что подобные формулировки являются не целями, а пожела­ниями. Главное в целеполагании, чтобы желания стали целями, и тогда они будут управлять чело­веком, стимулировать его к действиям. Цели как устойчивое явление начинают развиваться в юно­шеском возрасте. Следовательно, юношество является сенситивным периодом для развития лидер­ства и предпринимательства.

Осознание своих способностей позволяет, с одной стороны, решить задачу на целеполага­ние, а с другой – выделить у себя те способности, которые необходимы именно для достижения жизненных целей. жизненная цель позволяет актуализировать понимание себя, постичь смысл своего существования в контексте поставленной цели. На первое место у этих испытуемых выхо­дит Я, т.е. актуализируется процесс индивидуализации, а это мощная база для развития лидерства. Молодой человек на первом курсе проходит адаптацию к вузу, студенческой группе. На этом эта­пе он понял и принял «правила игры», установленные в вузе. С юношеским максимализмом, не­уемностью молодой человек желает проявить себя, выделиться, выйти из «комфортной зоны». Это свойственно студентам вторых и третьих курсов. Молодые люди стремятся заявить о себе, вклю­читься в новые для них отношения. Особенно это наблюдается у студентов, которые положитель­но относятся к себе. При негативном отношении к себе молодые люди проявляют инфантильную позицию и считают: пусть окружающие люди, общество заботятся о них, главное – адаптировать­ся к социальному окружению.

Поведение человека зависит от сформированного в процессе социализации опыта, который аккумулирует когнитивные схемы действия в типичных ситуациях и переживания, вызванные эти­ми ситуациями. Этот опыт закрепляет формы поведения молодого человека и делает его стабиль­ным и устойчивым, что вырабатывает стратегию «действования» в аналогичных ситуациях.

Таким образом, процесс формирования лидерства идет параллельно (или связан) с социаль­ным становлением и развитием личности. Менегетти отмечает, что в лидере важна прежде всего личность. Истинный лидер – это судьбоносный момент духа в мире, как рука помощи для многих. Лидер – это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный инте­рес. Давая характеристику великому лидеру, Менегетти отметил, что лидер, руководя интересами, распределяя блага и развивая собственную деятельность, обеспечивает работой сотни людей, сти­мулирует прогресс в обществе, вносит оживление, диалектику, дающие толчок эволюции [2]. Это еще раз доказывает, что лидерство есть продукт процесса индивидуализации.

Социализация как адаптация унифицирует человека, делая его стереотипным, погруженным в установочный мир. Например, сегодня во всем мире люди слушают и поют одни и те же песни, по­лучают одну и ту же информацию, носят одежду одних и тех же фирм, пользуются одними и теми же духами. Менегетти утверждает, что интересы людей унифицированы единой психологией рын­ка, создаваемой экономическими лидерами разных стран, которые тем самым объединяют все че­ловечество в единый народ (А. Менегетти, 2006). Лидер отличается тем, что он выходит за рамки стереотипов. Он стремится реализовать свою индивидуальность.

Таким образом, лидерами не рождаются, а становятся. Становятся в процессе и в результате социального становления и развития личности человека. Следовательно, лидерство – это результат взаимодействия процессов социализации и индивидуализации [4], личностное образование, возни­кающее на стыке этих процессов. Лидер через присвоение аккумулирует общественные цели, цен­ности, «правила игры», что позволяет ему заявлять о себе. Такое поведение протекает в «борьбе», т. к. не всем это нравится. Однако, заявив о себе, он получает кредит доверия. В вопросах, требу­ющих принятия решения, он всегда востребован другими людьми. Другими словами, он заявил о своей нужности. Эту нужность он получил прежде всего в борьбе с самим собой, в борьбе за осо­знание обязательности и ответственности за дело, за достижение цели и видение ее. Стремление взять ответственность ничего общего не имеет с «взятием» власти. Это разные вещи. Стремление к власти отчуждает от лидерства. Власть и лидерство слабо совместимы между собой. Например, борьба за лидерство в семье часто сводится к борьбе за ресурсы, получение власти над другим че­ловеком, который должен проявлять безоговорочное послушание.

Лидер и предприниматель заявляют о своей ответственности. Взяв ее, они получают кре­дит доверия.

Лидер, с одной стороны, определяется желаниями, возможностями и способностями челове­ка, с другой – представляет собой результат желаний и действий других людей. Лидер выдвигается окружением, особенно тогда, когда его психологический, личностный склад во многом совпадает с их образцом подражания. Подражая такому человеку, легче «создавать», совершенствовать себя. В психологии известно, что люди стремятся к человеку, являющемуся носителем личностных ка­честв, которых им недостает. Это один из механизмов формирования лидера. Подражание и иден­тификация являются основой становления и развития лидера. Отсюда следует, что одной воли че­ловека недостаточно для провозглашения себя как лидера, нужна воля окружения. Воля является внешним и внутренним фактором становления лидера и лидерства в человеке. Лидер должен быть востребован и воспроизведен.

Таким образом, можно отметить, что в высшей школе процесс социализации обладает такой специфической характеристикой, при которой актуализируется индивидуализация, задающая осно­ву воспитания лидеров и предпринимателей. Лидеры и предприниматели своим примером, свои­ми стандартами к деятельности не толкают людей к достижению этих стандартов, а «втягивают» их в деятельность, соответствующую этим стандартам. Это «втягивание» осуществляется только здесь и сейчас, «втягивания» завтра не бывает. Таким образом, лидер реализует себя здесь и сей­час. Он сегодня с людьми. И чтобы не потерять сегодня направление, он формулирует и сохраня­ет стратегические цели.

Лидеры и предприниматели имеют достаточно четкие цели, верят в свои силы, что и делает их притягательными для других людей. Лидер имеет представление о результате деятельности, он его чувствует и знает, как его достичь.

Литература

  1. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / пер. с англ. М. : Аль­пина Бизнес Букс, 2005.
  2. Менегетти А. Психология лидера. М. : ННБФ «Онтопсихология», 2006.
  3. Петровский В.А. Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории // Мир пси­хологии. 2007. №1.
  4. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин­та, 2005. Т.2
  5. Филонович С.Р. Лидерство как интегральная проблема наук о поведении // Рос. журнал менеджмен­та. 2007. Т. 5. № 4. С. 91–100.

Информация об авторах

Кайгородов Борис Владиславович, доктор психологических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет», декан факультета психологии, e-mail: kai_bor@mail.ru

Николаенко Виктория Дмитриевна, асп. каф. психологии развития, акмеологии Астрах. гос. ун-та

Метрики

Просмотров

Всего: 4250
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5