Особенности поведения детей с нарушением речи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, особенности поведения
Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Халифаева О.А. Особенности поведения детей с нарушением речи // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Среди различных отклонений в развитии личности достаточно распространенными являются речевые нарушения, которые либо выступают как самостоятельный первичный дефект, либо сопутствуют другим формам патологии развития. Современные психологические исследования указывают на рост числа детей, имеющих разнообразные по своим проявлениям и степени тяжести отклонения в формировании и развитии речи. Однако особой проблемой является поведенческая сторона у детей с нарушениями речи. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной разработанностью вопросов, касающихся особенностей поведения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, способов коррекции имеющихся нарушений, недостаточным количеством систематизированного методического и практического материала.
В Муниципальном образовательном учреждении «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 97» г. Астрахани было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 30 испытуемых (15 детей с общим недоразвитием речи и 15 детей без нарушений речевого развития) в возрасте 5–6 лет.
Возможности применения традиционных подходов к диагностике поведения и межличностных отношений детей с отклонениями в развитии в известной мере ограничены, поэтому выбор падает на проективные методики (М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного», Р. жиля «Межличностное отношение ребенка»), а также сравнительный метод (сопоставление групп с различным уровнем развития речи), наблюдение, контент-анализ. При интерпретации этих методик исходят из положения о том, что дети в рисунках выражают свое Я, особенности которого можно определить по предложенной системе критериев.
Используя метод наблюдения, мы выделили три единицы:
1) поведенческая – общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное Другому;
2) эмоциональная (межличностные отношения); представлена деловыми отношениями (в ходе совместной деятельности), оценочными (взаимное оценивание детей) и собственно личностными;
3) когнитивная, или гностическая (восприятие и понимание детьми друг друга – социальная перцепция), результатом которой являются взаимные оценки и самооценки.
Анализируя единицы наблюдения, можно выделить несколько основных трудностей в поведении и общении между детьми:
1) ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру;
2) ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер;
3) ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно;
4) ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.
По результатам диагностики по методике М.З. Дукаревича «Рисунок несуществующего животного» было выявлено, что поведение детей с общим недоразвитием речи (ОНР) носит агрессивный характер. В то же время выявлено, что такие дети боятся агрессии, у них имеется потребность в защите, общении. Так, практически у всех детей с ОНР наблюдается наличие высокой потребности (возможно, неудовлетворенной) в общении. Рисунки, как правило, «замкнутые», что свидетельствует об интровертности, т.е. обращенности ребенка внутрь, на себя. Изображены орудия защиты и нападения, которые являются признаком прямой агрессии. Поведение испытуемых носит гиперактивный характер, имеются двигательная расторможенность, импульсивность, сниженный уровень самоконтроля, общая тревожность, дети испытывают негативное отношение к ситуации проверки знаний, достижений, возможностей, у некоторых детей низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Некоторые испытуемые пребывают в состоянии эмоциональной напряженности, которая зачастую является ситуативной. Поведение детей без нарушения речевого развития более конструктивно, дружелюбно.
Исходя из анализа результатов по методике Р. жиля «Межличностное отношение ребенка», можно сделать вывод о том, что для испытуемых с ОНР и нормой речевого развития наиболее значимым взрослым является мама. Если сравнивать отношение детей к матери и отцу, то видно, что к матери относятся трепетнее, чаще к ней обращаются и ожидают помощи именно от нее. Следующим по значимости является отношение детей к другу, для данного возраста характерно общение и взаимодействие со сверстниками. У испытуемых с общим недоразвитием речи по шкалам общительности и социальной адекватности результаты значительно ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития. Дети с ОНР, как правило, чаще вступают в конфликт со сверстниками и ближайшим социальным окружением, чем дети с нормой речевого развития.
В результате проведенного анализа документов (контент-анализа) было выявлено, что у детей с ОНР познавательная, эмоционально-волевая сферы нарушены в большей степени, чем у детей без нарушений в речевом развитии. Семьи у детей с ОНР в большинстве случаев благополучные, родители уделяют большое внимание психологическому развитию детей, способствуют полноценному интегрированию ребенка в общество, прикладывают все возможные силы к тому, чтобы как можно лучше устранить или скорректировать данное нарушение.
В семьях детей с ОНР 1–2-го и 2–3-го уровней общую напряженность и тревожность ощущают папы. Они проявляют себя проблемно в системе взаимосвязей с членами семьи из-за излишней эмоциональной зависимости от них. Их поведение в семье является неустойчивым, настроение часто меняется, они могут быть спокойными, уравновешенными либо, наоборот, агрессивными или вспыльчивыми. При этом мамы не испытывают чувства тревожности, семейную ситуацию оценивают адекватно и проявляют гибкость в семейном взаимодействии.
Таким образом, в поведении детей дошкольного возраста вследствие ограниченных возможностей психоречевого развития отмечается ряд особенностей: несвоевременность, конфликтность, агрессивность, вспыльчивость либо пассивность и замкнутость.
В результате для коррекции особенностей поведения детей дошкольного возраста с ОНР мы разработали методический материал, который включает релаксационные упражнения, позволяющие ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранять более ровное эмоциональное состояние; упражнения на развитие личностной сферы детей, повышение уверенности в своих силах; развитие эмпатии; формирование навыков конструктивного поведения.
Внедрение данного методического материала в практику работы психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений города позволит эффективно решать проблемы современного образования.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 25336
В прошлом месяце: 80
В текущем месяце: 37