Как помочь молодому специалисту на пути профессионального становления
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: молодые специалисты, дезадаптация, тренинг, коммуникативная компетентность, педагогическая позиция, выгорание
Рубрика издания: Психология педагогического общения
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Королёва С.А. Как помочь молодому специалисту на пути профессионального становления // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Воспитатель в детском саду – это не профессия, а образ жизни. Нет профессии почетнее, нет труда сложнее и ответственнее. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Он должен обладать профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеть инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют его личностные качества: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы, в отличие от молодых специалистов, которые на начальном этапе практической деятельности сталкиваются с рядом проблем. К незнанию учебных программ, недостаточным практическим навыкам взаимодействия с детьми, проблемам с дисциплиной добавляется низкий уровень педагогического общения с коллективом и родителями.
В зоне особого внимания – коммуникативная некомпетентность молодого специалиста, проблема установления контакта со сложившимся коллективом. С одной стороны, молодые педагоги часто используют дистанцию в общении с опытными педагогами, не считая нужным попросить о профессиональной помощи, с другой – начинающий педагог порой слепо копирует не всегда правильные и эффективные приемы взаимодействия опытного воспитателя с детьми и родителями. И в том, и в другом случае молодые специалисты не имеют собственной педагогической позиции, собственного стиля общения. Кроме того, возникают определенные трудности при установлении контакта с родителями, отмечаются отсутствие навыков конструктивного взаимодействия, неуверенность и неспособность вести диалог.
Некомпетентность молодого специалиста в различных аспектах образовательной деятельности, неизбежные конфликты по этому поводу ведут к накапливанию отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. В данном контексте можно говорить о проблеме профессионального выгорания, которое возникает у молодых специалистов уже после шести месяцев работы.
Как помочь начинающему специалисту адаптироваться в образовательном учреждении на пути профессионального становления? Как и кому в образовательном учреждении работать с молодыми педагогами, только что окончившими университет, или специалистами, которые начали профессиональную деятельность, не владея при этом педагогическими знаниями, совмещая работу с обучением? Ведь в условиях дефицита педагогических кадров таких молодых специалистов в детских садах становится все больше и больше.
Вывод очевиден: молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы администрация и опытные педагоги стремились поддержать их, передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. Сопровождение молодого специалиста в образовательном учреждении – дело всех: заведующего, методиста, психолога, педагога-коллеги.
Одной из эффективных форм психологической помощи начинающим педагогам по предупреждению их профессиональной дезадаптации является тренинг. В практике нашей психологической деятельности на базе дошкольного учреждения № 350 проводятся тренинговые занятия для молодых специалистов Дзержинского района, среди которых были педагоги детских садов и школ. Всего разработано и проведено три занятия, которые проводятся 1 раз в месяц. Время проведения тренинга – 2 часа. Количество участников варьируется от 10 до 12 человек.
Предлагаемая тематика тренинговых занятий охватывает различные аспекты психологопедагогической помощи педагогам.
«Вхождение в профессию: навыки эффективного взаимодействия с администрацией, коллегами и родителями». Задачи:
- способствовать выработке группой концептуального представления о сущности педагогического общения;
- создать условия для актуализации участниками своей профессионально-педагогической позиции и овладения навыками конструктивного взаимодействия с коллегами, администрацией и родителями;
- развивать коммуникативные навыки участников.
«Коммуникативная компетентность молодого специалиста: конструирование эффективных средств общения. Конфликтология». Задачи:
- создать условия для проектирования и конструирования каждым участником группы эффективных средств общения, формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
- способствовать отработке участниками индивидуальных стратегий и тактик эффективного педагогического общения;
- развивать навыки эффективного взаимодействия участников тренинга.
«Педагогическая практика молодого специалиста: проблемы эмоциональной культуры и профессионального выгорания». Задачи:
- создавать условия для развития эмоциональной устойчивости и эмоциональной культуры у участников тренинга;
- способствовать развитию навыков саморегуляции, восстановления сил, повышения стрессоустойчивости, позитивного восприятия себя и окружающих.
На тренингах использовались активные формы работы, помогающие развить определенные навыки, сформировать личную позицию, отработать необходимые стратегии и тактики, такие как дискуссия, игровые, психотехнические и аутотренинговые упражнения, арттерапевтические техники, рефлексия. Приоритетом любой тренинговой работы, и нашей в частности, является принцип «Развитие позитива важнее исправления негатива». Это означает, что на наших тренинговых занятиях для нас важнее увидеть удачи и достижения молодого специалиста, нежели анализировать ошибки и неудачи в его работе. Важно повысить самооценку начинающего педагога и чувство уверенности в себе, сформировать способность оптимистического восприятия окружающего мира. Тренинги оказались важными и значимыми для педагогов, о чем свидетельствуют их личные отзывы, а также мнение администрации о работе молодых специалистов.
Таким образом, решать проблему адаптации молодых специалистов можно и нужно продуманными действиями администрации дошкольного учреждения, хорошо спланированной системой наставничества для начинающих воспитателей, а также широким внедрением интерактивных форм работы психологической службы.
Литература
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М. : МГПУ, 2009.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М. : МГПУ, 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5809
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9