Как помочь молодому специалисту на пути профессионального становления

Аннотация

The article presents the analyzes of the problem of young professionals' disadaptation in an educational institution. Practicing psychologists recommend the most effective form of work – training sessions with this category of novice teachers.

Общая информация

Ключевые слова: молодые специалисты, дезадаптация, тренинг, коммуникативная компетентность, педагогическая позиция, выгорание

Рубрика издания: Психология педагогического общения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Королёва С.А. Как помочь молодому специалисту на пути профессионального становления // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Воспитатель в детском саду – это не профессия, а образ жизни. Нет профессии почетнее, нет труда сложнее и ответственнее. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного про­фессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Он должен обладать профес­сиональными педагогическими умениями и навыками, владеть инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют его личностные качества: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойст­ва характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы, в от­личие от молодых специалистов, которые на начальном этапе практической деятельности сталки­ваются с рядом проблем. К незнанию учебных программ, недостаточным практическим навыкам взаимодействия с детьми, проблемам с дисциплиной добавляется низкий уровень педагогическо­го общения с коллективом и родителями.

В зоне особого внимания – коммуникативная некомпетентность молодого специалиста, про­блема установления контакта со сложившимся коллективом. С одной стороны, молодые педагоги часто используют дистанцию в общении с опытными педагогами, не считая нужным попросить о профессиональной помощи, с другой – начинающий педагог порой слепо копирует не всегда пра­вильные и эффективные приемы взаимодействия опытного воспитателя с детьми и родителями. И в том, и в другом случае молодые специалисты не имеют собственной педагогической позиции, собственного стиля общения. Кроме того, возникают определенные трудности при установлении контакта с родителями, отмечаются отсутствие навыков конструктивного взаимодействия, неуве­ренность и неспособность вести диалог.

Некомпетентность молодого специалиста в различных аспектах образовательной деятель­ности, неизбежные конфликты по этому поводу ведут к накапливанию отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. В данном контексте можно говорить о проблеме профессионального выгорания, которое возникает у молодых специалистов уже после шести месяцев работы.

Как помочь начинающему специалисту адаптироваться в образовательном учреждении на пути профессионального становления? Как и кому в образовательном учреждении работать с мо­лодыми педагогами, только что окончившими университет, или специалистами, которые начали профессиональную деятельность, не владея при этом педагогическими знаниями, совмещая рабо­ту с обучением? Ведь в условиях дефицита педагогических кадров таких молодых специалистов в детских садах становится все больше и больше.

Вывод очевиден: молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую дея­тельность, если бы администрация и опытные педагоги стремились поддержать их, передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. Сопровождение молодого специалиста в образовательном учреждении – дело всех: заведующего, методиста, психолога, педагога-коллеги.

Одной из эффективных форм психологической помощи начинающим педагогам по преду­преждению их профессиональной дезадаптации является тренинг. В практике нашей психологи­ческой деятельности на базе дошкольного учреждения № 350 проводятся тренинговые занятия для молодых специалистов Дзержинского района, среди которых были педагоги детских садов и школ. Всего разработано и проведено три занятия, которые проводятся 1 раз в месяц. Время проведения тренинга – 2 часа. Количество участников варьируется от 10 до 12 человек.

Предлагаемая тематика тренинговых занятий охватывает различные аспекты психолого­педагогической помощи педагогам.

«Вхождение в профессию: навыки эффективного взаимодействия с администрацией, кол­легами и родителями». Задачи:

  • способствовать выработке группой концептуального представления о сущности педагоги­ческого общения;
  • создать условия для актуализации участниками своей профессионально-педагогической позиции и овладения навыками конструктивного взаимодействия с коллегами, администрацией и родителями;
  • развивать коммуникативные навыки участников.

«Коммуникативная компетентность молодого специалиста: конструирование эффектив­ных средств общения. Конфликтология». Задачи:

  • создать условия для проектирования и конструирования каждым участником группы эф­фективных средств общения, формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
  • способствовать отработке участниками индивидуальных стратегий и тактик эффективно­го педагогического общения;
  • развивать навыки эффективного взаимодействия участников тренинга.

«Педагогическая практика молодого специалиста: проблемы эмоциональной культуры и про­фессионального выгорания». Задачи:

  • создавать условия для развития эмоциональной устойчивости и эмоциональной культуры у участников тренинга;
  • способствовать развитию навыков саморегуляции, восстановления сил, повышения стрессоустойчивости, позитивного восприятия себя и окружающих.

На тренингах использовались активные формы работы, помогающие развить определенные навыки, сформировать личную позицию, отработать необходимые стратегии и тактики, такие как дискуссия, игровые, психотехнические и аутотренинговые упражнения, арттерапевтические тех­ники, рефлексия. Приоритетом любой тренинговой работы, и нашей в частности, является прин­цип «Развитие позитива важнее исправления негатива». Это означает, что на наших тренинговых занятиях для нас важнее увидеть удачи и достижения молодого специалиста, нежели анализиро­вать ошибки и неудачи в его работе. Важно повысить самооценку начинающего педагога и чувство уверенности в себе, сформировать способность оптимистического восприятия окружающего мира. Тренинги оказались важными и значимыми для педагогов, о чем свидетельствуют их личные отзы­вы, а также мнение администрации о работе молодых специалистов.

Таким образом, решать проблему адаптации молодых специалистов можно и нужно проду­манными действиями администрации дошкольного учреждения, хорошо спланированной систе­мой наставничества для начинающих воспитателей, а также широким внедрением интерактивных форм работы психологической службы.

Литература

  1. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М. : МГПУ, 2009.
  2. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М. : МГПУ, 2007.

Информация об авторах

Королёва С.А., аспирантка кафедры возрастной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5809
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9