Практическая подготовка психологов образования на уровне бакалавриата

Аннотация

Bachelor’s professional area (education, social science, culture) determines the list of professional competence and personality determination of educational psychologists. Setting functional tasks in practice enables efficient forming of required competence.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональные компетенции, ФГОС ВПО, психолого-педагогическое образование, бакалавриат, практика

Рубрика издания: Психологическое образование

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Егорова М.А. Практическая подготовка психологов образования на уровне бакалавриата // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Глубинные изменения российского общества требуют научно обоснованных инновацион­ных подходов к решению проблемы профессиональной подготовки психологов для системы об­разования. На рынке образовательных услуг востребованы молодые люди, способные творчески подходить к решению актуальных психологических проблем детства, семьи, образования. Вы­пускник университета, вступающий в договорные отношения с работодателем, должен обладать компетенциями, которые позволят полноценно включиться в трудовую деятельность и эффектив­но выполнять должностные обязанности. Обобщенный образ выпускника направления подготов­ки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» задается в первую очередь запросами тех учреждений, куда он трудоустраивается. Именно области профессиональной деятельности (обра­зование, здравоохранение, социальная сфера, культура) определяют необходимый перечень про­фессиональных умений и навыков, уровень и глубину теоретической и общекультурной подготов­ки и, конечно, личностные и индивидуальные характеристики, важные для психологов образова­ния. Ориентация на стандарт профессиональной деятельности психолога образования определяет целевую установку основной образовательной программы (ООП). Компоненты компетентностно­го портрета становятся своеобразными «точками роста» для всех учебных мероприятий. Они же являются основой:

1) образовательной парадигмы факультета, кафедры, ведущих подготовку психологов для системы образования (фундаментальная психологическая и педагогическая подготовка и практико­ориентированный характер обучения);

2) новой модели практики, которая является обязательной и ориентирована на профессионально­практическую подготовку учащихся.

Современный руководитель имеет возможность выбирать претендентов на вакантные долж­ности, поэтому образовательная программа призвана обеспечить у будущих педагогов-психологов конкурентные преимущества. Содержательная характеристика этих преимуществ наиболее полно представлена как перечень компетенций в Федеральном государственном образовательном стандар­те высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 050400.62 «Психолого­педагогическое образование» (приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. № 200). Компетенции сформулированы с учетом, во-первых, требований профессии, во-вторых, международного опыта деятельности психолога в системе образования. Компетенцию определя­ют как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В стандарте описаны компетенции, освоение которых гарантирует моло­дому человеку карьерный рост, перспективу личностного и профессионального развития:

  • общекультурные компетенции (ОК),
  • общие профессиональные компетенции (ОПК), необходимые в целом для работы в систе­ме образования,
  • профессиональные компетенции (ПК), необходимые для выполнения функционала педагога­психолога.

 

Формирование заданных стандартом компетенций возможно исключительно в условиях дея­тельностного освоения профессиональных задач. В этой связи ФГОС ВПО предъявляет высокие требования не только к теоретическим, но и к практическим формам учебных занятий. Так, реко­мендуется в блоках Б2 и Б3 ввести практикумы по современным информационным технологиям, общей и экспериментальной психологии; психолого-педагогический практикум. В учебном про­цессе занятия, проводимые в интерактивной форме, должны составлять не менее 25% аудиторных занятий (ФГОС ВПО по направлению 050400.62, п. 7.1).

Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся (Там же, п. 7.15).

Методологическую основу практической подготовки будущих психологов образования со­ставляют:

1) культурно-исторический и деятельностный подходы к построению образовательной сре­ды и основной образовательной программы как ее компонента (обеспечивает преемственность об­разовательных технологий, системное единство образовательной среды, ориентацию на развива­ющие программы и технологии, которые позволяют осуществлять индивидуально- и практико­ориентированный учебный процесс);

2) компетентностный подход в образовании, в рамках которого осуществляется формирова­ние профессионально значимых способностей, знаний, умений, а образовательный процесс при­обретает для учащихся личностный смысл (каждая компетенция обязательно должна быть после­довательно представлена как результат освоения ООП в учебных программах теоретических дис­циплин, практических занятий и практики);

3) концепция контекстного обучения, сущностной характеристикой которой является после­довательное моделирование образовательной системы: форм, методов и средств обучения, его пред­метного и социально-психологического содержания;

4) концепция формирования системного мышления в обучении, главное звено которой – про­цесс усвоения практических умений посредством активной деятельности студента.

Принципиальный момент, заложенный в основу учебной и производственной практик, со­стоит в непрерывном обосновании для студентов высокой социальной значимости и востребован­ности их будущей профессиональной деятельности, поэтому в учебную деятельность включена за­дача личностного роста молодых людей. Развитие нравственных качеств и в целом личности бу­дущего психолога приобретает в учебно-воспитательном процессе большое значение, поскольку психолог имеет дело с внутренним миром человека. Практика создает условия для самореализа­ции, самовыражения, самоопределения в профессиональной деятельности, тем самым закладыва­ет основу способности молодого человека работать в условиях конкуренции рынка труда в различ­ных типах учреждений.

Являясь составной частью ООП, практика позиционируется как одна из важнейших состав­ляющих профессиональной подготовки бакалавра и рассматривается как эффективный механизм переноса полученных знаний и умений из теории в область повседневной профессиональной дея­тельности психолога образования. Наряду с другими интерактивными формами организации учеб­ного процесса практика вызывает повышенный интерес учащихся, актуализирует их мотивацион­ную готовность к работе в образовании, оказывает решающее значение в профессиональном вы­боре будущего места работы.

Основным содержанием практики как вида учебной работы является выполнение практиче­ских, учебных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских, производственных, педаго­гических, творческих заданий, соответствующих характеру будущей профессиональной деятель­ности в учреждениях системы Департамента образования. Формирование опыта профессиональ­ной деятельности на этапе обучения в вузе является целенаправленным, регулируемым процес­сом и задается особенностями содержания и технологиями образования. Необходимые компетен­ции формируются посредством моделирования профессиональных задач и анализа реальных про­фессиональных ситуаций.

Литература

  1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по на­правлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». URl: http://mon.gov.ru.

Информация об авторах

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2561
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0